Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.04.2007 по делу N А13-8144/2006-05 Необоснован довод ИФНС о неправомерном включении предпринимателем при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в состав расходов лесных податей, стоимости услуг лесхозов по отводу и оформлению лесосек, а также входных билетов на лесные аукционы, поскольку лесные подати являются налоговыми платежами, а названные расходы - материальными затратами, связанными с приобретением древесины, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 апреля 2007 года Дело N А13-8144/2006-05“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. А.В., судей Клириковой Т.В., Корпусовой О.А., рассмотрев 05.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.12.2006 по делу N А13-8144/2006-05 (судья Савенкова Н.В.),

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Шеваничев Николай Юрьевич обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 28.07.2006 N 1431.

Решением суда первой инстанции от 07.12.2006 заявление предпринимателя удовлетворено полностью.

В апелляционной
инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 07.12.2006, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению налогового органа, предприниматель в нарушение пункта 2 статьи 346.16 и статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) включил в состав материальных расходов при применении упрощенной системы налогообложения расходы по уплате стоимости входных билетов на лесные аукционы, лесные подати, уплаченные по предоставленным в пользование участкам лесного фонда, суммы земельного налога, входящие в состав платы за лесопользование, затраты по уплате услуг лесхозов по отводу и оформлению лесосек.

Стороны о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку декларации Шеваничева Н.Ю. по единому налогу за 2005 год, по результатам которой составила заключение от 26.07.2006 и приняла решение от 28.07.2006 N 1431 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 12094 руб. 20 коп. штрафа за неуплату единого налога. Налоговый орган также предложил Шеваничеву Н.Ю. уплатить 60471 руб. единого налога и 2047 руб. 30 коп. пеней за его несвоевременную уплату.

По мнению Инспекции, предприниматель при применении упрощенной системы налогообложения в 2005 году по видам деятельности “лесозаготовка и оптовая торговля лесоматериалами“ необоснованно уменьшал доходы на суммы расходов по оплате услуг лесхозов по отводу и оформлению лесосек, по уплате лесных податей, а также по оплате
входных билетов на лесные аукционы в общей сумме 376855 руб. 66 коп.

Предприниматель не согласился с принятым решением налогового органа и обжаловал его в судебном порядке.

Суд первой инстанции признал решение налогового органа недействительным.

Кассационная инстанция считает решение суда правильным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ (пункт 2 статьи 346.16 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Таким образом, при определении объекта обложения единым налогом налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, плательщиком которых он является.

Из положений пункта 2 статьи 346.11 НК РФ следует, что субъекты упрощенной системы налогообложения признаются плательщиками земельного налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, расходы, связанные с уплатой земельного налога, учитываются при исчислении единого налога в расходах, уменьшающих доходы, на основании подпункта 22 пункта
1 статьи 346.16 НК РФ. Указанные расходы принимаются в размере фактически уплаченных сумм в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они произведены (подпункт 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ).

Таким образом, доводы Инспекции об отсутствии оснований для уменьшения Шеваничевым Н.Ю. доходов на сумму расходов по уплате земельного налога за земли лесного фонда правомерно отклонены судом первой инстанции.

Согласно статье 79 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесопользование в Российской Федерации является платным.

Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда.

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. При этом ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов (статьи 103, 104 ЛК РФ).

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации “О плате за землю“ налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от платы за древесину, отпускаемую на корню (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ).

То есть в составе платы за пользование участками лесного фонда в проверенном периоде учитываются: лесные подати, внесенные в качестве задатка в размере минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню; лесные подати в части, превышающей минимальные ставки и земельный налог за земли лесного фонда.

Таким образом, лесные подати в 2005
году являлись налоговыми платежами.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “от 19.06.94“ имеется в виду “от 19.04.94“.

Отнесение лесных податей к налоговым платежам подтверждается также решением Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2002 N ГКПИ2001-1827 по делу о проверке законности положений абзаца первого пункта 71 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 N 551 и пункта 18 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 19.06.94 N 25 “О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню“.

Следовательно, лесные подати подлежат включению в состав материальных расходов, учитываемых при определении базы, облагаемой единым налогом, с учетом того, что доходы от реализации древесины по результатам аукционов, проведенных в 2005 году, получены в 2005 году, а расходы по уплате лесных податей также произведены в 2005 году.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованном уменьшении предпринимателем Шеваничевым Н.Ю. при исчислении единого налога полученных им в 2005 году доходов на сумму уплаченных лесных податей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, затраты налогоплательщика на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

При этом в силу пункта 2 статьи 254 НК РФ, действовавшей редакции в 2005 году, стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим
организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей.

Согласно статье 42 ЛК РФ (в редакции, действовавшей в проверенном периоде) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 ЛК РФ.

Кроме того, пунктом 13 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 N 551 (далее - Правила), предусмотрено, что разработка лесосек или делянок производится лесопользователем по технологическим картам, согласованным с лесхозом, без которых лесорубочные билеты не выдаются. Согласно пункту 43 Правил лесхозы производят отвод лесосек для проведения рубок главного пользования с учетом заявок лесопользователей.

Следовательно, одним из обязательных условий выдачи лесорубочного билета является выполнение определенных действий (подача заявки лесхозу для отвода и оформления лесосек).

Порядок организации и проведения лесных аукционов утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.04.2005 N 97 (далее - Порядок организации и проведения лесных аукционов).

В соответствии с пунктом 11 Порядка организации и проведения лесных аукционов задаток в размере 10 процентов от начальной цены аукционной единицы вносится участником в безналичной форме до начала аукциона и засчитывается в цену купленной аукционной единицы.

Пунктом 16 Порядка организации и проведения лесных аукционов предусмотрена продажа входных билетов
участникам лесного аукциона.

Таким образом, предприниматель только путем оплаты входного билета приобрел право на участие в лесном аукционе.

Таким образом, затраты по уплате стоимости входных билетов на лесные аукционы и затраты по оплате услуг лесхозов по отводу участков лесного фонда являются материальными затратами, связанными с приобретением древесины, то есть товарно-материальных ценностей.

Кроме того, указанные затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, что подтверждается актами освидетельствования мест рубок, где производилась вырубка древесины в установленных лесорубочными билетами объемах; факт реализации древесины подтверждается счетами-фактурами.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при исчислении единого налога за 2005 год предприниматель Шеваничев Н.Ю. правомерно уменьшил доходы на сумму расходов по оплате услуг лесхозов по отводу и оформлению лесосек, по уплате лесных податей, а также по оплате входных билетов на лесные аукционы в общей сумме 376855 руб. 66 коп.

С учетом изложенного у кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу решения суда.

С налогового органа в доход федерального бюджета России подлежит взысканию 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции, поскольку с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с изменением налогового законодательства и признанием утратившим силу пункта 5 статьи 333.40 НК РФ (пункт 47 статьи 2 и пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного
округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.12.2006 по делу N А13-8144/2006-05 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Вологодской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Вологодской области в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

КОРПУСОВА О.А.