Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.03.2007 по делу N А66-7334/2005 Довод Минфина РФ о том, что расходы, понесенные ООО в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья, подлежат возмещению за счет регионального бюджета в части, превышающей сумму средств, перечисленных субъекту РФ из федерального бюджета на указанные цели, необоснован, поскольку действующим законодательством не предусмотрено компенсирование расходов за счет средств бюджета субъекта РФ с последующей компенсацией из федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2007 года Дело N А66-7334/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Кравченко Т.В., рассмотрев 20.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.10.2006 (судья Нофал Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2006 (судьи Романова А.В., Козлова С.В., Зайцева А.Я.) по делу N А66-7334/2005,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Ремонтно-эксплуатационное предприятие“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ)
о взыскании 23059 руб. 80 коп. расходов, возникших в связи с предоставлением с июня 2003 по март 2004 года соответствующим категориям граждан, проживающим в Пролетарском районе города Твери, льгот в виде скидки в размере 50 процентов с установленной платы за жилье согласно Закону Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее - Закон N 1244-1).

Определениями от 29.08.2005 и 30.09.2005 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов администрации Тверской области и Территориальный отдел социальной защиты населения города Твери.

Решением суда от 19.12.2005 исковые требования Предприятия полностью удовлетворены за счет казны Российской Федерации, а также в доход федерального бюджета взыскано 922 руб. 39 коп. государственной пошлины.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.04.2006 решение от 19.12.2005 отменено, поскольку суд не исследовал, включен ли в размер взыскиваемых расходов налог на добавленную стоимость. Дело направлено на новое рассмотрение.

Решением от 27.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.12.2006, за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 19293 руб. 31 коп.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций как принятые с нарушением норм материального права. Минфин РФ указывает, что полностью выполнил свои обязанности, перечислив бюджету Тверской области все предусмотренные в федеральном бюджете средства на реализацию льгот. Следовательно, в оставшейся части расходы должны компенсироваться за счет бюджета Тверской области.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы,
однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в период с июня 2003 по март 2004 года Общество предоставляло гражданам, проживающим на территории Пролетарского района города Твери, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Законом N 1244-1. В результате предоставления льгот у Общества возникли расходы, невозмещение которых послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспариваются сторонами.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Закона N 1244-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) гражданам, подвергшимся радиации, гарантируется оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

В соответствии со статьей 5 Закона N 1244-1 финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления
расходов, связанных с реализацией Закона, в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.

Постановлением Правительства от 24.04.1996 N 506 утвержден порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1 (далее - Порядок), который действовал в период предоставления льгот.

Согласно пункту 1 Порядка финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310 утверждены Правила предоставления и расходования средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона N 1244-1 (постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 действие Правил было продлено на 2003 и 2004 годы, далее - Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставление субсидий осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

Поскольку ни Порядком, ни Правилами не предусмотрено компенсирование расходов первоначально за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации с последующей компенсацией за счет средств федерального бюджета, суд кассационной инстанции считает довод Минфина РФ ошибочным.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “от 23.12.2003“ имеется в виду “от 24.12.2002“.

В силу приложения 15 к Федеральному закону от 23.12.2003 N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ Тверской области из Фонда компенсаций на возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы в соответствии с Законом N 1244-1, было выделено в 2003 году 10883,04 тыс. руб.

В соответствии с приложением 14 к
Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ Тверской области из Фонда компенсаций на возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы, было выделено в 2004 году 12630 тыс. руб.

Судом установлено, что средства федерального бюджета в указанной сумме получены Тверской областью и через Департамент социальной защиты и отделы социальной защиты населения муниципальных образований полностью распределены организациям, предоставляющим услуги по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот. Однако указанных средств оказалось недостаточно для компенсации расходов Общества.

Поскольку Минфин РФ не представил доказательств выделения из федерального бюджета средств в достаточном размере, а факт нецелевого использования предоставленных средств не доказан, то суд пришел к правильному выводу о необходимости компенсации расходов организации за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, решение первой и постановление апелляционной инстанций являются законными и обоснованными.

С учетом того, что суд кассационной инстанции не нашел нарушений норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 27.10.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2006 по делу N А66-7334/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

КИРИЛЛОВА И.И.

КРАВЧЕНКО Т.В.