Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2007 по делу N А42-11356/2005 Суд признал незаконными действия ИФНС, выразившиеся в отказе произвести списание задолженности по пеням и штрафам по реструктурированной задолженности по федеральным налогам и сборам, поскольку досрочное погашение налогоплательщиком всей задолженности по налогам, сборам и страховым платежам в бюджеты государственных внебюджетных фондов подтверждается материалами дела и инспекция не представила доказательств несвоевременной уплаты налогоплательщиком текущих платежей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2007 года Дело N А42-11356/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Асмыковича А.В. и Морозовой Н.А., при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива “Рыболовецкий колхоз “Северная звезда“ Смирницкого А.И. (доверенность от 11.07.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области Быкова А.А. (доверенность от 15.03.2007 N 14/4223), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.11.2006 по делу N А42-11356/2005 (судья Быкова Н.В.),

УСТАНОВИЛ:

Сельскохозяйственный производственный кооператив “Рыболовецкий колхоз “Северная звезда“ (далее - Колхоз)
обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (после уточнения требований) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее - налоговая инспекция), выразившихся в отказе произвести полное списание задолженности по пеням и штрафам по реструктуризированной задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, и об обязании налоговой инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Колхоза.

Решением суда первой инстанции от 24.11.2006 требования заявителя удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и в удовлетворении заявленных Колхозом требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В отзыве на кассационную жалобу Колхоз просит оставить принятое судом по данному делу решение без изменения, считая его законным и обоснованным.

В заседании суда кассационной инстанции представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Колхоза просил оставить ее без удовлетворения.

Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, на основании заявления Колхоза и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458 “О порядке реструктуризации и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов“ налоговая инспекция приняла решение от 26.10.2001 N 1 (л.д. 9 т. 1) о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам, а также страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Названным решением (с учетом
решения от 18.04.2003 N 23 о внесении изменений в решение от 26.10.2001 N 1) Колхозу предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности:

по федеральным налогам и сборам в общей сумме 8214000 руб. (при этом задолженность по налогам и сборам в сумме 1041000 руб. должна быть погашена в течение 6 лет, а задолженность по пеням и штрафам в сумме 7173000 руб. - равными долями в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам);

по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов в сумме 25295000 руб. (при этом задолженность по страховым взносам в сумме 5709000 руб. должна быть погашена в течение 6 лет, а задолженность по пеням и штрафам в сумме 19586000 руб. - равными долями в течение 4 последующих лет);

по региональным налогам и сборам в общей сумме 386000 руб., причем задолженность по налогам и сборам в сумме 112000 руб. должна быть погашена в течение 6 лет, а задолженность по пеням и штрафам в сумме 275000 руб. - равными долями в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам;

по местным налогам и сборам в общей сумме 2224000 руб., причем задолженность по налогам и сборам в сумме 754000 руб. должна быть погашена в течение 6 лет, а задолженность по пеням и штрафам в сумме 1470000 руб. - равными долями в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

Стороны согласовали и налоговый орган утвердил графики погашения Колхозом реструктуризированной задолженности.

В 2003 - 2005 годах Колхоз, считая, что им выполнены требования пункта 5 Порядка проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских
(фермерских) хозяйств по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458 (далее - Порядок проведения реструктуризации), обращался в налоговую инспекцию и Управление Министерства по налогам и сборам по Российской Федерации по Мурманской области с письмами от 10.11.2003 N 462, от 10.12.2003 N 511, от 05.11.2004 N 367, от 20.07.2005 N 333, в которых просил списать 50 процентов суммы задолженности по пеням и штрафам.

Налоговые органы в письмах от 13.11.2003 N 8664, от 17.12.2003 N 30-29-24/4942, от 26.08.2005 N 29-31.1/15435 сообщили о невозможности списать пени и штрафы в связи с тем, что порядок и сроки списания сумм задолженности по пеням и штрафам в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 N 458 не установлены. Кроме того, в письме от 26.08.2005 N 29-31.1/15435 налоговая инспекция сослалась на то, что по состоянию на 25.08.2005 у Колхоза имеется задолженность по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов в сумме 9854900 руб. (с учетом суммы, доначисленной по результатам камеральных проверок - решения от 08.04.2005 N 750, 753, 757, 758), которая подлежит уплате как текущий платеж.

Колхоз обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в отказе произвести полное списание задолженности по пеням и штрафам по реструктуризированной задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (с учетом уточнения заявленного требования в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд первой инстанции
удовлетворил требования заявителя.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.

Статьей 130 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ предусмотрено проведение Правительством Российской Федерации в первом полугодии 2001 года реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) по состоянию на 1 января 2001 года сельскохозяйственных предприятий и организаций независимо от форм собственности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

Право определения условий и порядка реструктуризации просроченной задолженности предприятий предоставлено Правительству Российской Федерации.

Реструктуризация производится путем рассрочки основной суммы долга сроком до шести лет, пеней и штрафов - сроком до 10 лет.

При выполнении графика реструктуризации задолженности и уплаты текущих платежей в течение двух лет списывается 50 процентов сумм пеней и штрафов. В случае полного исполнения обязательств по реструктуризации задолженности в течение всего срока списывается полная сумма начисленных по состоянию на 1 января 2001 года пеней и штрафов.

Условия и порядок реструктуризации просроченной задолженности предприятий, указанных в настоящей статье, определяются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 08.06.2001 N 458 утвердило Порядок проведения реструктуризации. Этим Порядком определены условия и сроки проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам.

Согласно пункту 4 Порядка проведения реструктуризации
в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации предоставляется право погашения задолженности по федеральным налогам и сборам и по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов равными долями в течение 6 лет, задолженности по пеням и штрафам - равными долями в течение последующих 4 лет.

В соответствии с пунктом 5 названного Порядка при погашении одной трети задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов и уплате текущих платежей в течение первых 2 лет производится списание 50 процентов суммы пеней и штрафов. В случае полного исполнения обязательств по погашению задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов и уплаты текущих платежей в течение последующих 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам. Организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности.

Следовательно, организация имеет право на полное списание задолженности по пеням и штрафам при условии погашения задолженности по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также уплаты текущих платежей.

Судом первой инстанции установлено, что Колхоз в полном объеме и своевременно уплачивал текущие платежи, а также производил погашение задолженности в соответствии с утвержденными налоговой инспекцией графиками по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Причем погашение кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов осуществлено налогоплательщиком досрочно.

Налоговый орган утверждает, что у Колхоза по состоянию на 26.10.2003 числилась недоимка по транспортному налогу в сумме 71798,37 руб.

Этот довод инспекции обоснованно
отклонен судом как не соответствующий имеющимся в деле доказательствам. Из представленной налоговым органом таблицы (л.д. 60 т. 2) следует, что в период с 31.12.2001 по 30.09.2003 Колхоз уплатил 22165,84 руб. задолженности по транспортному налогу, в то время как согласно утвержденному графику следовало уплатить 18212,16 руб. То есть по состоянию на 26.10.2003 Колхоз досрочно уплатил 3953,68 руб. При этом денежные средства в сумме 6721 руб. по платежным поручениям от 12.03.2003 N 55, от 16.06.2003 N 222 и от 08.09.2003 N 338 не были учтены налоговым органом, так как Колхоз в платежных поручениях неверно указал код бюджетной классификации. Лишь в ноябре 2003 года налоговая инспекция приняла решение от 18.11.2003 N 236 о зачете 6721 руб. в счет уплаты реструктуризированной задолженности по транспортному налогу.

Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылку налогового органа на нарушение Колхозом пункта 5 Порядка проведения реструктуризации (Колхоз не погасил одну треть задолженности по налогу на содержание жилищного фонда, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов в течение первых 2 лет).

Согласно пункту 5 Порядка проведения реструктуризации списание 50 процентов суммы пеней и штрафов производится в случае погашения организацией одной трети задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов и уплате текущих платежей в течение первых 2 лет.

Названный пункт не содержит указания на то, что должник обязан уплатить одну треть задолженности по каждому виду налога (обязательного платежа), задолженность по которому включена в решение о реструктуризации.

В материалы дела инспекция представила расчет, согласно которому одна треть от общей суммы задолженности
составляет 2505049,04 руб. Колхоз в течение первых двух лет погасил 2602376,45 руб. задолженности по налогам и сборам, а также страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

При таких обстоятельствах следует признать законным и обоснованным вывод суда о досрочном погашении Колхозом всей задолженности по налогам и сборам, а также страховым взносам, и, следовательно, наличии у него права на списание всей суммы задолженности по пеням и штрафам.

Доказательств несвоевременной уплаты Колхозом текущих платежей налоговая инспекция не представила. В материалах дела их нет.

Кроме того, налоговая инспекция, утверждая об отсутствии оснований для списания задолженности по пеням и штрафам, по сути заявляет о нарушении Колхозом условий реструктуризации.

Пунктом 7 Порядка проведения реструктуризации установлено, что организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при неуплате платежей, установленных графиком, и (или) при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих налоговых платежей.

Решение о прекращении действия решения о реструктуризации и о принятии предусмотренных законодательством мер по взысканию задолженности принимается налоговым органом в соответствии с пунктом 8 названного Порядка в месячный срок.

Между тем налоговый орган решение о прекращении действия решения о реструктуризации не принимал, и Колхоз продолжал осуществлять платежи в порядке, определенном решением о реструктуризации задолженности.

Учитывая изложенное, у налоговой инспекции отсутствовали законные основания неисполнения заявления Колхоза о списании задолженности по пеням и штрафам после погашения последним всей суммы реструктуризированной задолженности по налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает принятое судом решение законным и обоснованным.

Жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1
статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.11.2006 по делу N А42-11356/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

МОРОЗОВА Н.А.