Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2007 по делу N А66-8282/2006 Признавая недействительным решение ИФНС о доначислении МУП сумм НДС, суд отклонил довод инспекции о неправомерном невключении предприятием в налоговую базу средств, полученных из бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, так как в данном случае налоговая база согласно НК РФ должна определяться как стоимость реализованных услуг, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2007 года Дело N А66-8282/2006“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корабухиной Л.И., Никитушкиной Л.Л., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области Марусовой Г.В. (доверенность от 12.02.07 N 03-03/1163), рассмотрев 13.02.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.09.06 по делу N А66-8282/2006 (судья Голубева Л.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Жилкомсервис“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы N 11 по Тверской области (далее - Инспекция) от 13.06.06 N 08-14/1-6762 в части доначисления 2067535 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на сумму субсидий.

Решением суда от 29.09.06 требования Предприятия удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт. Инспекция считает, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) средства бюджета, полученные Предприятием на покрытие расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг с учетом льгот для отдельных потребителей в соответствии с федеральным законодательством, подлежат включению в базу, облагаемую НДС. Данные суммы, по мнению налогового органа, следует расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.

Предприятие о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки уточненных деклараций по НДС за март - декабрь 2004 года, февраль - декабрь 2005 года Инспекцией вынесено решение от 13.06.06 N 08-14/1-6762 об отказе в привлечении Предприятия к налоговой ответственности и доначислении ему 2067535 руб. НДС в связи с невключением в налоговую базу по НДС средств, полученных из бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам, предоставляемым отдельным потребителям
в соответствии с федеральным законодательством.

Предприятие не согласилось с названным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.

Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования Предприятия, правомерно исходил из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 НК РФ.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемый период) дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов; субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Федеральными законами от 23.12.03 N 186-ФЗ “О
федеральном бюджете на 2004 год“ и от 23.12.04 N 173-ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год“ предусмотрено предоставление субъектам Российской Федерации субвенций и субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными законами.

Законами Тверской области от 26.12.03 N 96-ЗО “Об областном бюджете на 2004 год“ и от 29.12.04 N 89-ЗО “Об областном бюджете Тверской области на 2005 год“ предусмотрено предоставление субвенций и субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию федеральных законов.

Субвенции для выплаты субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг подлежат отражению в отчетах об исполнении бюджетов муниципальных образований.

Налоговый орган не отрицает, что спорные денежные средства получены заявителем из бюджета и являются дотациями, предоставляемыми на покрытие фактически полученных Предприятием убытков, возникших в результате предоставления услуг по ценам, ниже установленных государственных цен (тарифов).

Довод Инспекции о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, является необоснованным.

В данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Обязанность Предприятия включать полученные средства в налогооблагаемую базу по НДС не вытекает и из смысла положений подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, на который ссылается Инспекция. Эти средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), поскольку полученные дотации напрямую не связаны с реализацией услуг.

Более того, в письме от
27.03.02 N 16-00-14/112 Министерство финансов Российской Федерации указало на то, что на основании пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.

В пункте 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, было разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных Предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу. Таким образом, действия налогового органа в настоящем случае противоречат не только законодательству о налогах и сборах, но и указаниям, данным его вышестоящим органом.

Исходя из указанного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что при исчислении НДС за март - декабрь 2004 года и февраль - декабрь 2005 года Предприятие правомерно не включило в базу, облагаемую НДС, средства, полученные из бюджета. Следовательно, решение суда, признавшего недействительным решение налогового органа, является правомерным, в силу чего отсутствуют основания для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены обжалуемого судебного акта.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской
области от 29.09.06 по делу N А66-8282/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

БЛИНОВА Л.В.

Судьи

КОРАБУХИНА Л.И.

НИКИТУШКИНА Л.Л.