Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2007 по делу N А05-18898/05-13 Суд признал неправомерным включение ОАО при исчислении налога на прибыль в состав внереализационных доходов бюджетных средств, полученных в качестве возмещения расходов общества от реализации услуг по газоснабжению отдельной категории граждан с учетом льгот, поскольку указанные услуги являются для ОАО основным видом деятельности и в данном случае возмещение расходов по своему экономическому содержанию представляет собой часть выручки за оказанные услуги.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 2007 года Дело N А05-18898/05-13“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Пастуховой М.В., рассмотрев 05.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Архангельскоблгаз“ на решение от 10.08.2006 (судья Сметанин К.А.) и постановление апелляционной инстанции от 09.10.2006 (судьи Пигурнова Н.И., Панфилова Н.Ю., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-18898/05-13,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Архангельскоблгаз“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы
по городу Архангельску (далее - инспекция) от 08.11.2005 N 23-19/994 в части:

- доначисления 1000833 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления 115808 руб. пеней по этому налогу и взыскания 200053 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);

- доначисления 626167 руб. налога на прибыль, начисления 54583 руб. пеней и 125121 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ по этому налогу;

- доначисления 73569 руб. налога на имущество предприятий, начисления 21898 руб. пеней и 14720 руб. 60 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ по этому налогу;

- доначисления 2010 руб. транспортного налога, начисления 190 руб. пеней и 402 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

Решением суда от 10.01.2006 заявление общества удовлетворено частично. Решение инспекции признано недействительным в части доначисления обществу 1000833 руб. НДС, 73569 руб. налога на имущество предприятий, а также налога на прибыль по эпизодам:

- включения в доход от реализации товаров (работ, услуг) за сентябрь - декабрь 2004 года 9770877 руб. бюджетных средств, направленных на покрытие расходов от реализации газа населению по регулируемым ценам и с учетом льгот, установленных федеральным законодательством;

- неправомерного отнесения на расходы затрат по оплате услуг органов вневедомственной охраны;

- начисления соответствующих сумм пеней и взыскания штрафов на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.

В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.06.2006 решение суда от 10.01.2006 отменено в части признания недействительным решения налогового органа от 08.11.2005 N 23-19/994 по эпизоду включения во
внереализационные доходы бюджетных средств в сумме 9770877 руб., полученных на возмещение расходов от реализации газа населению по регулируемым ценам с учетом льгот, установленных федеральным законодательством. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Решением суда от 10.08.2006 обществу отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции от 08.11.2005 N 23-19/994 по эпизоду включения в доход от реализации услуг по газоснабжению за сентябрь - декабрь 2004 года бюджетных средств в сумме 9770877 руб., полученных на возмещение расходов от реализации газа населению по регулируемым ценам с учетом льгот, установленных федеральным законодательством.

Постановлением апелляционной инстанции от 09.10.2006 решение суда от 10.08.2006 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 10.08.2006 и постановление от 09.10.2006, ссылаясь на несогласие с выводами суда о том, что суммы, полученные налогоплательщиком в 2004 году из бюджета в возмещение причиненных убытков от предоставления льгот отдельным категориям населения, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом налогового законодательства за период с 01.01.2002 по 31.12.2004, о чем составлен акт от 30.09.2005 N 23-19/448ДСП.

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговый орган вынес решение от 08.11.2005 N 23-19/994 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании
пункта 1 статьи 122 НК РФ, доначислении налогов, пеней и штрафных санкций.

Общество не согласилось с решением инспекции в части и оспорило его в арбитражный суд.

При проверке инспекция установила (пункт 1.1.1.1 решения и пункт 2.3.2.1 акта), что общество в нарушение статьи 250 НК РФ необоснованно включило во внереализационные доходы за сентябрь - декабрь 2004 года 6598100 руб. бюджетных средств, полученных в качестве возмещения расходов от реализации газа населению по регулируемым ценам с учетом льгот, установленных федеральным законодательством. По мнению налогового органа, сумму начисленных льгот отдельным категориям граждан (разница между государственной регулируемой ценой и отпускной льготной ценой) - 9770877 руб. следует включить в доходы от реализации за сентябрь - декабрь 2004 года. Суммы расходов за сентябрь - декабрь 2004 года, предъявленных к возмещению из бюджета, понесенных в результате предоставления отдельным категориям граждан льгот, предусмотренных федеральными законами, являются частью выручки за оказанные услуги и подлежат включению в состав доходов от реализации.

Согласно приказу от 31.12.2001 N 156 об учетной политике доходы и расходы в целях исчисления налога на прибыль определяются обществом по методу начисления. Поэтому, по мнению налогового органа, денежные средства в сумме 9770877 руб., возмещаемые обществу из бюджета за сентябрь - декабрь 2004 года, подлежали включению в состав доходов от реализации за 2004 год. Признав данные бюджетные средства возмещением убытков, подлежащих отнесению на внереализационные доходы, общество включило только 6590741 руб. из 9770877 руб. бюджетных средств за сентябрь - декабрь 2004 года в облагаемую в 2004 году налогом на прибыль базу в состав внереализационного дохода и уплатило налог. Неправильное отражение обществом в бухгалтерском учете
6590741 руб. полученного дохода не повлекло неуплату налога на прибыль в спорном налоговом периоде. Не включив в доходы от реализации за 2004 год выручку в сумме 3180136 руб., полученную из бюджета за оказанные в этом налоговом периоде услуги, общество занизило налог на прибыль за 2004 год.

Суды обоснованно отказали налогоплательщику в удовлетворении требований в этой части, и кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.

Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

При этом в соответствии со статьей 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

В статье 251 НК РФ приведен перечень доходов, не учитываемых при определении облагаемой налогом на прибыль базы. В силу пункта 2 названной статьи при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Полученные обществом средства не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), ни в качестве целевых поступлений из бюджета (пункт 2 статьи 251 НК РФ). На данное обстоятельство налогоплательщик не ссылается.

Вместе с тем полученные из бюджета денежные средства не могут быть отнесены и к внереализационным доходам.

В рассматриваемом случае общество оказывало услуги населению и данный вид деятельности являлся для него основным. Именно за оказанные населению
услуги налогоплательщик получил из бюджета возмещение, которое по своему экономическому содержанию представляет собой часть выручки за оказанные услуги.

Факт получения обществом средств из бюджета на возмещение не полученной от потребителей платы за оказанные услуги ввиду применения регулируемых цен и льгот сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у налогоплательщика дохода (экономической выгоды) от реализации услуг.

Данная позиция соответствует рекомендациям, изложенным в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 (“Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации“).

Согласно пункту 1 статьи 271 НК РФ при признании доходов методом начисления доходы признаются в том налоговом периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

При таких обстоятельствах в соответствии с утвержденной обществом учетной политикой вся возмещаемая ему из бюджета денежная сумма как часть выручки за оказанные услуги подлежала в соответствии со статьями 249 и 271 (пункт 1) НК РФ включению в состав доходов от реализации за 2004 год.

Следовательно, правильным является вывод суда об обоснованном включении инспекцией в состав доходов от реализации за 2004 год денежных средств, возмещаемых обществу из бюджета на покрытие расходов от реализации населению газа по регулируемым ценам с учетом льгот, установленных федеральным законодательством.

Довод общества о том, что суды необоснованно и неправомерно не приняли во внимание разъяснения Федеральной налоговой службы Российской Федерации, изложенные в письмах от 03.10.2005 N ММ-6-03/811 и от 22.12.2005 N 03-1-03/2235/11, как основание, предусмотренное подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, исключающее вину налогоплательщика в совершении правонарушения, не может быть принят во
внимание.

Суды обоснованно указали, что названные письма получены обществом по окончании налоговой проверки и не могли быть использованы налогоплательщиком при расчете налога на прибыль за 2004 год.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов Ф.И.О. изложенным в апелляционной жалобе, подробно рассмотрены судом и обоснованно не приняты во внимание, в связи с чем отклоняются кассационной инстанцией.

Таким образом, суды правильно применили нормы материального права и нет оснований для отмены судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 09.10.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-18898/05-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Архангельскоблгаз“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

БОГЛАЧЕВА Е.В.

ПАСТУХОВА М.В.