Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.01.2007 по делу N А26-4080/2006-27 Подлежит отмене решение суда о признании незаконным распоряжения главы местного самоуправления, поскольку данное решение было принято о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2007 года Дело N А26-4080/2006-27“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В., рассмотрев 25.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Олонецкого национального муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.08.2006 (судья Зинькуева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2006 (судьи Копылова Л.С., Горшелев В.В., Жиляева Е.В.) по делу N А26-4080/2006-27,

УСТАНОВИЛ:

Конкурсный управляющий жилищно-коммунального муниципального унитарного предприятия “Феникс“ (далее - предприятие) Малашкин Андрей Валерианович обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта администрации муниципального образования “Олонецкий национальный район“
- распоряжения главы местного самоуправления от 30.04.2005 N 342-1-р “О перечислении денежных средств“ и об обязании возвратить незаконно списанные денежные средства на расчетный счет предприятия.

До принятия решения заявитель уточнил заявленные требования и просил признать незаконным распоряжение главы местного самоуправления от 30.04.2005 N 342-1-р.

На основании решения Олонецкого районного Совета от 19.04.2006 N 29 наименование администрации муниципального образования “Олонецкий национальный район“ изменено на администрацию Олонецкого национального муниципального района (далее - Администрация).

Решением от 16.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.11.2006, заявление удовлетворено. Распоряжение главы местного самоуправления от 30.04.2005 N 342-1-р признано незаконным.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.

По мнению подателя жалобы, денежные средства, перечисленные Администрацией в погашение задолженности предприятия перед государственным унитарным предприятием “Республика Карелия “Лестоппром“ (далее - ГУП “РК “Лестоппром“), имеют строго целевое назначение: для расчета за уголь, полученный от ГУП “РК “Лестоппром“. Направление спорных денежных средств на иные цели являлось бы нарушением бюджетного законодательства: принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.

Лица, участвующие в деле, надлежаще уведомлены о времени и месте слушания дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения и постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.07.2004 по делу N А26-3682/04-18 в отношении предприятия введена процедура наблюдения.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 01.03.2005 по тому же делу предприятие признано банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Малашкин А.В.

Оспариваемым распоряжением главы местного самоуправления от 30.04.2005 N 342-1-р районному финансовому управлению поручено
перечислить в ГУП “РК “Лестоппром“ 279600 руб. 82 коп., поступивших 29.04.2005 от Министерства финансов Республики Карелия по платежному поручению N 002 на оплату топлива для расчетов с ГУП “РК “Лестоппром“, в счет расчетов за поставленную предприятием теплоэнергию бюджетным учреждениям.

В дальнейшем Олонецкое районное финансовое управление уведомило предприятие о том, что ему следует уменьшить задолженность Администрации за поставленную тепловую энергию на 227110 руб. в связи с перечислением платежным поручением от 29.04.2005 N 002 ГУП “РК “Лестоппром“ указанных средств. В уведомлении указано, что данную операцию следует отразить как финансирование, полученное из районного бюджета в мае 2005 года (л.д. 16).

Конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании распоряжения от 30.04.2005 N 342-1-р, посчитав, что действиями Администрации нарушены положения статьи 134 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве). По мнению заявителя, расчеты с ГУП “РК “Лестоппром“ могут производиться только с соблюдением очередности, установленной статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом о банкротстве.

Суды удовлетворили требование конкурсного управляющего, признав, что на основании оспариваемого распоряжения Администрация произвела взаимозачет с ГУП “РК “Лестоппром“ за поставленный предприятию уголь в нарушение установленной Законом о банкротстве очередности удовлетворения требований кредиторов.

Однако вывод судов о том, что денежные средства должны были поступить на счет предприятия независимо от их целевого характера и подлежали включению в конкурсную массу, недостаточно обоснован.

Согласно имеющимся в материалах дела документам оплата поставленного топлива осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия, перечисляемых территориальным финансовым органам по разделу “межбюджетные трансферты“ (пункт 3 Приложения N 2 к постановлению Правительства Республики Карелия от 03.12.2004 N 122-п; л.д. 48).

В соответствии
с условиями договора от 21.05.2004 N 291/0405-11 на поставку каменного угля, заключенного Администрацией с ГУП “РК “Лестоппром“, оплата поставляемого топлива осуществляется за счет бюджетных средств и в порядке, определенном постановлением Правительства Республики Карелия от 03.12.2004 N 122-п (пункты 3.3, 3.4; л.д. 50, оборот).

Администрацией и предприятием подписано соглашение о порядке поставок и расчетов за топливо для обеспечения тепловой энергией жилищного фонда и объектов социальной сферы от 01.12.2004. На основании пункта 3.1 соглашения цена на топливо определяется в соответствии с договором от 21.05.2004 N 291/0405-11 между Администрацией и ГУП “РК “Лестоппром“; оплата поставленного топлива производится путем взаимозачета с предприятием за поставленную теплоэнергию населению (л.д. 53).

С учетом изложенного судам следовало дать оценку правовой природе денежных средств, которые поступили от Министерства финансов Республики Карелия по платежному поручению от 29.04.2005 N 002 в бюджет муниципального образования (для расчета с ГУП “РК “Лестоппром“), а также установить, является ли предприятие обязанным оплатить ГУП “РК “Лестоппром“ поставленное топливо.

Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что принятые ими судебные акты влекут не только обязанность Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия, но и являются судебными актами о правах и обязанностях ГУП “РК “Лестоппром“ - получателя спорной денежной суммы.

Между тем ГУП “РК “Лестоппром“ к участию в деле не привлечено, что является безусловным основанием для отмены решения и постановления апелляционной инстанции и направления дела на новое рассмотрение в силу пункта 4 части 4 статьи 288 и пункта 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а
дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.08.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2006 по делу N А26-4080/2006-27 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.

Председательствующий

КРАВЧЕНКО Т.В.

Судьи

КИРИЛЛОВА И.И.

СТАРЧЕНКОВА В.В.