Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2007 по делу N А56-60000/2005 Признавая недействительным решение ИФНС в части отказа ООО в возмещении НДС по экспортным операциям, суд отклонил довод инспекции о представлении обществом счетов-фактур, оформленных с нарушением НК РФ (в последних не указаны номера платежно-расчетных документов по полученным авансовым платежам), так как налоговое законодательство не содержит запрета на представление налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов исправленных счетов-фактур.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 января 2007 года Дело N А56-60000/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Никитушкиной Л.Л., Самсоновой Л.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Полуниной П.А. (доверенность от 09.01.07 N 03-06/00008), от общества с ограниченной ответственностью “Дормаш-Кировец“ Бушаевой М.В. (доверенность от 16.01.07 N 03-06/00492), рассмотрев 16.01.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.06 (судья Звонарева Ю.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.06 (судьи Петренко Т.И., Будылева
М.В., Протас Н.И.) по делу N А56-60000/2005,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Дормаш-Кировец“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 19.10.05 N 12-11/06434 в части отказа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начислении штрафа, пеней и обязании Инспекции произвести действия по возврату из бюджета 2019012 руб. НДС на расчетный счет Общества по налоговой декларации за июнь 2005 года по ставке 0 процентов в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением от 15.06.06 суд удовлетворил заявленные требования частично. Решение Инспекции от 19.10.05 N 12-11/06434 признано недействительным в части отказа налогоплательщику в возмещении НДС по экспорту и в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ. Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов Общества путем возмещения 2019012 руб. НДС за июнь 2005 года, в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ. В остальной части требований Общества отказано.

Постановлением Тринадцатого апелляционного суда от 25.09.06 решение суда от 15.06.06 отменено в части отказа Обществу в удовлетворении требований. Требования Общества удовлетворены полностью.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявления. Налоговый орган считает, что налогоплательщик, получив авансовые платежи в счет предстоящих поставок, обязан был включить эти суммы в налоговую базу того налогового периода, когда они были получены, то есть в марте и апреле 2005 года. Поэтому доначисление НДС за указанные периоды, начисление пеней и применение штрафа
считает правомерным. Кроме того, налоговый орган указывает на оформление счетов-фактур с нарушением подпункта 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ, так как в них не указаны номера платежно-расчетных документов, несмотря на предварительную (авансовую) оплату товара покупателем поставщику.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил оставить постановление апелляционного суда в силе, указывая на его законность и обоснованность.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция находит, что жалоба подлежит частичному удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2005 года, в связи с реализацией товара на экспорт в Республику Казахстан в апреле, мае 2005 года.

В соответствии с декларацией была заявлена реализация по налоговой ставке 0 процентов 15305740 руб. и к возмещению из бюджета налоговые вычеты - 2358643 рубля.

Инспекция провела проверку представленных документов, по результатам которой приняла решение от 19.10.05 N 12-11/06434 об отказе в возмещении 2019012 руб. НДС и доначислении НДС по сроку 21.03.04 в сумме 543051 руб., по сроку 20 апреля 2005 года в сумме 1491978 руб. Кроме того, по решению начислены пени 186167 руб. и применен штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 466954 руб. В отношении суммы 337631 руб. принято решение о возмещении НДС.

Основанием для отказа Обществу в возмещении 2019012 руб. НДС послужило нарушение подпункта 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ, поскольку в представленных Обществом счетах-фактурах не указаны номера платежно-расчетных документов, несмотря на то, что оплата товара производилась авансом.

Общество, получив решение Инспекции, представило в налоговый
орган исправленные счета-фактуры, которые не были учтены Инспекцией.

Поэтому Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявление налогоплательщика, суды признали обоснованность применения Обществом налоговой ставки 0 процентов.

По мнению кассационной инстанции, суды обоснованно руководствовались следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты. В силу пункта 2 данной статьи Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только те суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и фактом наличия соответствующих первичных документов.

В данном случае Инспекция не оспаривает, что Общество вместе с декларацией по ставке НДС 0 процентов за июнь 2005 года представило в налоговый орган полный комплект документов, соответствующих требованиям пункта 1 статьи 165 НК РФ.

Представленные документы подтверждают факты реализации и вывоза в таможенном режиме экспорта товара, а также поступления на счет Общества выручки от иностранного покупателя. Не оспаривает Инспекция
и факт представления экспортером документов, являющихся в силу пункта 1 статьи 172 НК РФ основанием для применения налоговых вычетов: счетов-фактур, выставленных обществу на оплату товара, и платежных документов, подтверждающих уплату им сумм НДС в составе стоимости приобретенных и оприходованных товаров.

Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в статье 169 НК РФ.

Как следует из статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. При этом счета-фактуры должны быть составлены с соблюдением требований к их оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ.

В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика (продавца) и покупателя, а также наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Подпунктом 4 пункта 5 статьи 169 НК РФ предусмотрено указание в счете-фактуре номера платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Правовые последствия несоблюдения требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ установлены в пункте 2 статьи 169 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, предусмотренного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что представленные заявителем счета-фактуры оформлены с нарушением пункта 5 статьи 169 НК РФ, поскольку в
них не указаны номера платежно-расчетного документа по полученным авансовым платежам.

Вместе с тем судом установлено, что Общество представило исправленные счета-фактуры, оформленные в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ с указанием в них реквизитов, наличие которых необходимо в силу положений названной статьи. Исправленные счета-фактуры направлены Обществом в Инспекцию после получения оспариваемого решения, поскольку ранее налоговый орган не уведомил его об установлении нарушений при их заполнении. Норма пункта 2 статьи 169 НК РФ не исключает право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и возмещение налога на добавленную стоимость после устранения нарушений, допущенных поставщиками при выставлении счетов-фактур. Законодательство о налогах и сборах также не содержит запрета на представление налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов исправленных счетов-фактур.

В случае исправления или переоформления счетов-фактур налогоплательщик вправе применить вычеты в том налоговом периоде, в котором имели место соответствующие хозяйственные операции (приобретение и принятие товара на учет), а не в периоде исправления ошибки в счете-фактуре. Данная позиция согласуется с пунктом 1 статьи 54 НК РФ, согласно которому при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

Поэтому суды обоснованно не приняли во внимание доводы Инспекции о том, что счета-фактуры, на основании которых производилась авансовая оплата товара, не содержат реквизитов платежных документов, и соответственно признали правомерность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС.

Кроме того, суды установили, что оспариваемым решением Обществу доначислен НДС в размере 543051 руб. по сроку уплаты 21 марта 2005 года и 1491978 руб. по сроку уплаты
20 апреля 2005 года и в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ, начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 186167 руб. за период с 21.03.05 по 19.10.05 и с 20.04.05 по 19.10.05.

Суд первой инстанции признал правомерным доначисление налога по авансам и начисление пеней.

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и признал недействительным решение Инспекции и в данной части. В обоснование сослался на то, что налоговым органом проведена проверка декларации только за июнь 2005 года по вопросу обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. Правильность определения налоговой базы по НДС и налоговые декларации за март и апрель 2005 года Инспекцией не проверялись. Поэтому оснований для доначисления недоимки по налогу по авансам и начисления пеней не имелось.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по НДС, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных сведений об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В соответствии со статьей 163 НК РФ налоговым периодом по НДС является календарный месяц. В связи с этим не может быть признан авансовым платежом только платеж, поступивший налогоплательщику в том же налоговом периоде, в котором произошла фактическая реализация товара на экспорт.

Как установлено судом, выручка Обществом получена в марте, апреле 2005 года
за товар, отгруженный на экспорт в апреле, мае 2005 года.

До того момента, пока обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов не подтверждена в установленном Кодексом порядке, произведенные до реализации товара платежи следует относить к авансовым, на которые согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 162 Кодекса подлежит начислению НДС. Поскольку факт экспорта товара подтвержден Обществом в июне 2005 года, то суммы НДС, подлежащие уплате с авансов, в любом случае подлежат вычету. Поэтому Инспекцией налог на авансовые платежи, полученные в марте, апреле 2005 года, доначислен неправомерно. В данном случае Инспекция вправе начислить только пени за несвоевременную уплату налога.

Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой инстанции в части правомерности начисления пеней по авансовым платежам обоснованными. В части неправомерности доначисления НДС по срокам уплаты за март и апрель 2005 года обоснованны выводы апелляционного суда.

При таких обстоятельствах, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене в части признания недействительным пункта 6,7 решения Инспекции от 19.10.05 N 12-11/06434 о начислении 186167 руб. пеней. В данной части следует оставить в силе решение суда первой инстанции.

В остальной части постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.06 следует оставить без изменения.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.06 по делу N А56-60000/2005 отменить в части признания недействительным пункта 6,7 решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу от 19.10.05 N 12-11/06434 о начислении 186167 руб. пеней. В данной части оставить в силе решение суда первой инстанции.

В остальной части постановление Тринадцатого
арбитражного апелляционного суда от 25.09.06 оставить без изменения.

Председательствующий

БЛИНОВА Л.В.

Судьи

НИКИТУШКИНА Л.Л.

САМСОНОВА Л.А.