Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.11.2007 по делу N А82-15583/2006-20 Заявление о возврате излишне взысканного налога на добавленную стоимость удовлетворено правомерно, так как налогоплательщик правомерно определил налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, исходя из фактических цен на оказываемые им коммунальные услуги, без учета бюджетных ассигнований, предоставленных на покрытие убытка.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2007 г. по делу N А82-15583/2006-20

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Радченковой Н.Ш.,

судей Забурдаевой И.Л., Масловой О.П.

при участии представителей

от заявителя: Саттаровой Т.В. (доверенность от 05.10.2007 N 0102/07-101),

Муриной М.Е. (доверенность от 25.09.2007 N 0102/07-93),

от заинтересованного лица:

Балашовым А.А. (доверенность от 09.01.2007 N ЛМ-02-12/05),

Ненилиной М.Е. (доверенность от 09.01.2007 N ЛМ-02-12/04)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.04.2007 и

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.08.2007

по делу N А82-15583/2006-20,

принятые судьями Коробовой Н.Н.,

Немчаниновой М.В., Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,

по заявлению открытого акционерного общества энергетики
и электрификации “Ярэнерго“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области

о возврате налога на добавленную стоимость

и

установил:

открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Ярэнерго“ (далее - ОАО “Ярэнерго“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о возврате излишне взысканного налога на добавленную стоимость в сумме 27882587 рублей.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.04.2007 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.08.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды нарушили пункт 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 10 Конституции Российской Федерации. По его мнению, суды неправомерно удовлетворили заявленное Обществом требование, поскольку решение Инспекции от 16.04.2004 N 14, на основании которого взыскана спорная сумма налога на добавленную стоимость, ОАО “Ярэнерго“ не обжаловало ни в арбитражный суд, ни в вышестоящий налоговый орган; данное решение не может быть рассмотрено на предмет законности в рамках настоящего дела, так как такое требование Общество не заявляло, срок на его обжалование истек, ходатайство о восстановлении срока отсутствует; арбитражный суд рассмотрел вопрос о наличии обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в спорной сумме без учета решения от 16.04.2007 N 14, то есть осуществил действия, отнесенные к исключительной компетенции налоговых органов.

В судебном заседании представители Инспекции подтвердили позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его
представители в судебном заседании возразили против доводов налогового органа, указав на законность обжалуемых судебных актов.

Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО “Ярэнерго“ в 2002, 2003 годах осуществляло обеспечение населения тепловой энергией и горячей водой, реализуя данные коммунальные услуги по ценам, установленным органом местного самоуправления. Налоговую базу по налогу на добавленную стоимость за период с января 2002 года по ноябрь 2003 года Общество исчисляло и отражало в налоговых декларациях исходя из стоимости указанных услуг на основании тарифов, утвержденных Региональной энергетической комиссией, которые были выше фактических цен реализации.

Признав такой порядок исчисления налога на добавленную стоимость не соответствующим абзацу 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, ОАО “Ярэнерго“ 16.01.2004 уточнило представленные ранее декларации по налогу на добавленную стоимость, уменьшив исчисленный со стоимости реализованной продукции (работ, услуг) и подлежащий уплате в бюджет налог на 27934613 рублей, в том числе в части, приходящейся на реализованные энергоносители, в размере 27882587 рублей.

Инспекция провела камеральную проверку уточненных деклараций за период с 01.01.2002 по 30.11.2003 и установила занижение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на 167607678 рублей, что повлекло неуплату данного налога в сумме 27934613 рублей.

По результатам проверки заместитель руководителя налогового органа вынес решение от 16.04.2004 N 14 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором предложил Обществу уплатить указанную сумму налога на добавленную стоимость.

Направленное Инспекцией в адрес
ОАО “Ярэнерго“ требование об уплате налога от 21.04.2004 N 42 в указанный в нем срок налогоплательщик не исполнил, поэтому налоговый орган 06.05.2004 произвел зачет имеющейся переплаты по налогу в счет выявленной недоимки.

ОАО “Ярэнерго“ 02.11.2006 обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате из бюджета излишне взысканного налога на добавленную стоимость в сумме 27882587 рублей.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленное требование, поскольку Общество правомерно определяло налоговую базу по налогу на добавленную стоимость исходя из фактических цен реализации услуг по теплоснабжению; сумма налога на добавленную стоимость взыскана с ОАО “Ярэнерго“ по решению от 16.04.2004 N 14 неправомерно; налогоплательщик имеет право обратиться в суд за возвратом спорной суммы налога в течение трехлетнего срока, предусмотренного в статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В пункте 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

На основании статьи 153 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с
применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Право органов местного самоуправления регулировать тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг в спорном периоде вытекает из Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“, Указа Президента Российской Федерации от 28.04.1997 N 425 “О реформе жилищно-коммунального хозяйства“, постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“, постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.1997 N 621 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг“ и постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 935 “О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг“.

Как видно из материалов дела и установили суды, Общество в спорном периоде при отпуске тепловой энергии для населения получало из городского бюджета возмещение на покрытие фактически полученных убытков в связи с применением государственных регулируемых цен на услуги по отоплению и горячему водоснабжению для населения, установленных органом местного самоуправления. Данное возмещение осуществлялось из бюджета по статье экономической классификации 130130 “Субсидии на покрытие убытков организаций, возникающих при продаже товаров (работ, услуг)“.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что ОАО “Ярэнерго“ обоснованно исчислило налог на добавленную стоимость исходя из фактических цен на оказываемые им коммунальные услуги без учета бюджетных ассигнований, предоставленных на
покрытие убытка, отразив его в уточненных налоговых декларациях.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

При этом реализация предусмотренного статьей 79 Кодекса права на возврат излишне взысканного налога не ставится в зависимость от предварительного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа о его начислении.

В рассматриваемом случае ОАО “Ярэнерго“ обратилось в суд с заявлением о возврате спорной суммы налога на добавленную стоимость в пределах трехлетнего срока, установленного в статье 79 Кодекса.

Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили ссылку налогового органа на порядок и срок, установленные в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, поскольку Общество с таким заявлением в суд не обращалось.

С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование.

Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.

Нормы материального
права применены судами обеих инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлине, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на Инспекцию.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.04.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.08.2007 по делу N А82-15583/2006-20 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области государственную пошлину, связанную с рассмотрением кассационной жалобы, в размере 1000 рублей.

Выдать Арбитражному суду Ярославской области исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Судьи

И.Л.ЗАБУРДАЕВА

О.П.МАСЛОВА