Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.10.2007 по делу N А29-581/2007 Расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности лицам, пострадавшим от радиационных воздействий, осуществляются за счет единого социального налога. Неправильное заполнение страхователем расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации не является основанием для отказа страховщика в принятии к зачету расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности лицам, пострадавшим от радиационных воздействий.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2007 г. по делу N А29-581/2007

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Евтеевой М.Ю.,

судей Масловой О.П., Шутиковой Т.В.

при участии представителя

от заявителя: Доронина Д.Ю. (доверенность от 08.11.2006 N 51)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - федерального государственного унитарного предприятия “Комиавиатранс“

на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2007

по делу N А29-581/2007 Арбитражного суда Республики Коми,

принятое судьями Лысовой Т.В., Буториной Г.Г., Ольковой Т.М.,

по заявлению федерального государственного унитарного предприятия “Комиавиатранс“

к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, филиалу N 7

о признании незаконными решений и требования

и

установил:

федеральное государственное унитарное предприятие “Комиавиатранс“ (далее -
Предприятие, ФГУП “Комиавиатранс“) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, филиалу N 7 (далее - Фонд социального страхования, Фонд) о признании незаконными решений от 30.11.2006 N 183 и от 30.11.2006 N 353, а также требования от 30.11.2006 N 235.

Решением от 08.05.2007 заявленные требования удовлетворены частично: решение Фонда социального страхования от 30.11.2006 N 353 в части непринятия к зачету расходов в сумме 20406 рублей 65 копеек признано недействительным; в остальной части в удовлетворении требований отказано.

Постановлением апелляционного суда от 27.07.2007 решение суда частично отменено: в удовлетворении требования о признании недействительным решения Фонда социального страхования от 30.11.2006 N 353 Предприятию отказано.

ФГУП “Комиавиатранс“ не согласилось с принятым апелляционным судом постановлением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что суд неправильно применил (истолковал) подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“, подпункт 1.1 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, и Закон Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“. На его взгляд, расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности лицам, пострадавшим от радиационных воздействий, должны осуществляться за счет единого социального налога и впоследствии компенсироваться Фонду из средств федерального бюджета; названные пособия рассчитаны с учетом установленных законом норм; неправильное заполнение расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (формы 4-ФСС РФ) не указано в качестве условия, дающего страховщику право
на непринятие произведенных расходов к зачету.

Подробно позиция заявителя приведена в жалобе.

Фонд отзыв на кассационную жалобу не представил; извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 19.10.2007.

Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из представленных в дело документов, Фонд социального страхования провел документальную выездную проверку по обязательному социальному страхованию за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, результаты которой оформил актом от 20.10.2006 N 454 с/с, и установил (пункт 2.4), что в нарушение подпункта 1.1 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, ФГУП “Комиавиатранс“ за счет средств обязательного социального страхования оплатил застрахованным лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пособия по временной нетрудоспособности в связи с санаторно-курортным лечением. Указанное привело к перерасходу средств Фонда на сумму 20406 рублей 65 копеек.

Рассмотрев материалы проверки, руководитель филиала Фонда вынес решение от 30.11.2006 N 353 о непринятии к зачету расходов по обязательному социальному страхованию в том числе в размере 20406 рублей 65 копеек.

ФГУП “Комиавиатранс“ не согласилось с данным решением и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 7, 8, 9, 11, 15, 17, 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“, статьями 183, 423 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 17 Положения о
порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, статьей 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506 “О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, статьей 4 Федерального закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год“, Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ и Порядком заполнения расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.12.2003 N 130, суд первой инстанции сделал выводы о том, что оплата оспариваемых пособий должна производиться Фондом из средств обязательного социального страхования с последующей компенсацией их федеральным бюджетом, и о неправомерности действий Фонда по отказу в принятии к зачету произведенных страхователем расходов, в связи с чем удовлетворил заявленное Предприятием требование.

Апелляционный суд со ссылкой на подпункт 1.1 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22, отменил решение суда в оспариваемой части и отказал Предприятию в удовлетворении заявленного требования, так как сделал выводы о том, что неправильное заполнение формы 4-ФСС РФ привело к нецелевому расходованию средств обязательного социального страхования; страхователь должен производить спорные выплаты за счет средств федерального бюджета, а не за счет единого социального налога.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд
Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению по следующим причинам.

Согласно пункту 11 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее - Закон) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на санаторно-курортное лечение.

Финансирование расходов, связанных с реализацией Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым (статья 5 Закона).

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506 “О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ финансирование расходов, связанных с предоставлением таким гражданам льгот по социальному страхованию, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета централизованно путем их перечисления в распоряжение Фонда социального страхования Российской Федерации на основании заявок Фонда о размере предстоящих расходов.

Обязанность Фонда социального страхования Российской Федерации по финансированию названных расходов установлена в статье 4 Федерального закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год“ и в подпункте 1.1 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22.

Формой отчета страхователей о произведенных ими расходах по обязательному социальному страхованию является расчетная ведомость (форма 4-ФСС РФ).

Согласно Порядку заполнения расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденному постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации
от 01.12.2003 N 130, в таблице N 3 “Расходы на цели обязательного социального страхования с начала года“ по строке 1 “Выплата пособий по временной нетрудоспособности“ в графе 4 отражаются расходы нарастающим итогом с начала года, зачтенные в счет уплаты единого социального налога, начисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации, в том числе в графе 5 отражаются выплаты, произведенные сверх установленных норм лицам, пострадавшим от радиационных воздействий, в случаях, установленных законодательством. Такие выплаты расшифровываются и в таблице N 8.

Нормативные правовые акты по обязательному социальному страхованию, в частности, в пункте 17 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, предусматривают, что если путевка выдана за счет средств социального страхования, то пособие по временной нетрудоспособности при санаторно-курортном лечении выдается в случае, когда очередного и дополнительного отпуска застрахованного лица недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно. Относительно этого выплаты за счет средств федерального бюджета лицам, пострадавшим от радиационных воздействий, являются сверхнормативными, поскольку при санаторно-курортном лечении пособие по временной нетрудоспособности оплачивается вне зависимости от длительности очередного и дополнительного отпусков (пункт 11 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1), поэтому подлежат отражению в графе 5 строки 1 таблицы N 3.

Таким образом, невзирая на то, что форма 4-ФСС РФ является расчетной ведомостью по контролю за средствами обязательного социального страхования, формируемыми за счет поступлений единого социального налога, Фонд социального страхования Российской Федерации постановил отражать расходы (финансируемые за счет средств федерального бюджета) на оплату льгот и компенсаций по обязательному социальному страхованию лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, именно в этой расчетной ведомости.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что в расчетной ведомости (форме 4-ФСС РФ) за 2004 год ФГУП “Комитавиатранс“ указало расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности (в связи с санаторно-курортным лечением) лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в графе 4 (“Всего“) строки 1 таблицы N 3, то есть правильно, однако графу 5 (“В том числе выплаты сверх установленных норм лицам, пострадавшим от радиационных воздействий в случаях, установленных законодательством“) не заполнило, равно как и таблицу N 8.

Между тем сведения, подлежащие отражению в графе 5, являются производными от сведений, содержащихся в графе 4, поскольку расшифровывают частный показатель “в том числе“ произведенных расходов от общего показателя “всего“.

Ошибка, допущенная Предприятием при заполнении расчетной ведомости, в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ не являлась основанием для непринятия к зачету расходов в сумме 20406 рублей 65 копеек. Наличие у застрахованных лиц статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; выданных с соблюдением установленного порядка листков нетрудоспособности в связи с прохождением санаторно-курортного лечения; правильность расчета сумм пособий Фонд не оспаривает.

С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей подлежит отнесению на Фонд социального страхования.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 5 части 1), 288 (частью 2), 289, 319 (частью 2)
и 326 (частью 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.07.2007 по делу N А29-581/2007 отменить.

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.05.2007 оставить в силе.

Взыскать с Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, филиала N 7 в пользу федерального государственного унитарного предприятия “Комиавиатранс“ государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей.

Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.

Второму арбитражному апелляционному суду произвести поворот исполнения судебного акта в части взыскания с федерального государственного унитарного предприятия “Комиавиатранс“ государственной пошлины по первой инстанции в сумме 2000 рублей и с апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Ю.ЕВТЕЕВА

Судьи

О.П.МАСЛОВА

Т.В.ШУТИКОВА