Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.09.2007 по делу N А31-3220/14 Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 сентября 2007 года Дело N А31-3220/14“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Каширской Н.А., Прониной С.А., при участии представителей (в судебном заседание 27.09.2007) от Управления Федерального казначейства по Костромской области: Козиной И.В. по доверенности от 09.01.2007, от открытого акционерного общества “Территориальная генерирующая компания N 2“ (27.09.2007 и 28.09.2007): Литвиненко К.В. по доверенности от 29.12.2006 N 0001 юр/39-07, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 12.03.2007 и на постановление
Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2007 по делу N А31-3220/14, принятые судьями Паниной С.Л., Тетерваком А.В., Губиной Л.В., Поляковой С.Г., по иску открытого акционерного общества “Костромаэнерго“ к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, Костромской области в лице департамента финансов администрации Костромской области, муниципальному образованию город Кострома Костромской области в лице Финансово-казначейского управления администрации города Костромы о взыскании убытков и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Костромаэнерго“ (далее - ОАО “Костромаэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области (далее - Министерство финансов), Костромской области в лице департамента финансов администрации Костромской области, муниципальному образованию город Кострома Костромской области в лице Финансово-казначейского управления администрации города Костромы о взыскании убытков в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.

Определением от 23.01.2006 суд на основании ходатайства истца заменил ОАО “Костромаэнерго“ на открытое акционерное общество “Костромская генерирующая компания“.

Определением от 18.09.2006 заменил истца на правопреемника - открытое акционерное общество “Территориальная генерирующая компания N 2“ (далее - ОАО “ТКГ N 2“).

Определением от 18.09.2006 суд исключил Костромскую область в лице департамента финансов администрации Костромской области из числа ответчиков и привлек данного участника в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании ОАО “ТГК N 2“ уточнило исковые требования и просило взыскать с Российской Федерации 24691314 рублей 16 копеек (с учетом НДС в размере 11214987 рублей 36 копеек), с муниципального образования город Кострома - 27176 рублей 64 копейки (в том числе
НДС - 7131 рубль 81 копейка) за предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате электрической энергии за период 2001 - 2004 годов.

Решением от 12.03.2007, с учетом определения от 10.04.2007, исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 13476326 рублей 84 копейки убытков, возникших в период 2001 - 2004 годов в связи с предоставлением льгот по федеральным законам “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О статусе военнослужащих“, “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена трудовой славы“, по законам Российской Федерации “О милиции“, “О федеральных органах налоговой полиции“, “О донорстве крови и ее компонентов“, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, “О реабилитации жертв политических репрессий“, “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы“, по Таможенному кодексу Российской Федерации, по Указу Президента Российской Федерации “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“. С муниципального образования “Город Кострома“ за счет казны муниципального образования “Город Кострома“ взыскано 20044 рубля 83 копейки расходов, связанных с предоставлением льгот в период 2001 - 2004 годов по решению Думы города Костромы от 04.12.1997 N 338 “О дополнительных льготах по оплате за жилье и коммунальные услуги Почетным гражданам города Костромы“, и по льготам, предоставленным в соответствии с постановлением главы администрации города Костромы от 16.02.2000 многодетной семье Алексеевых. Суд исходил из того, что причиной убытков истца явилось недостаточное финансирование из соответствующих бюджетов расходов, произведенных при предоставлении указанных льгот.

Постановлением от 23.06.2007 Второго арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменений.

Не согласившись
с принятыми судебными актами, Министерство финансов обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение.

Доводы Министерства финансов, приведенные в кассационной жалобе, по существу, сводятся к тому, что ОАО “ТГК N 2“ не представило в полном объеме первичных документов в обоснование заявленных требований.

ОАО “ТГК N 2“ и департамент финансов администрации Костромской области в отзывах на жалобу отклонили доводы заявителя и просило оставить ее без удовлетворения.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 13 часов 30 минут 28.09.2007.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседания не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.

Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 12.03.2007 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2007 по делу N А31-3220/14 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Предметом иска ОАО “ТГК N 2“ явилось взыскание убытков, возникших в результате предоставления в 2001 - 2004 годах отдельным категориям граждан льгот по оплате электрической энергией по федеральным законам “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О статусе военнослужащих“, “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена трудовой славы“, по законам Российской Федерации “О милиции“,
“О федеральных органах налоговой полиции“, “О донорстве крови и ее компонентов“, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, “О реабилитации жертв политических репрессий“, “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы“, по Таможенному кодексу Российской Федерации, по Указу Президента Российской Федерации “О мерах социальной поддержки многодетных семей“.

В соответствии с действующим в спорный период законодательством источником финансирования по названным законам и Указу Президента Российской Федерации определен федеральный бюджет.

При рассмотрении дела суды двух инстанций исследовали вопрос о компенсации расходов по предоставлению льгот на оплату электроэнергии на основании документов, представленных лицами, участвующими в деле. Исследовав доказательства, суды установили, что компенсация затрат истца не произведена вследствие недофинансирования нижестоящих бюджетов; выделенных из федерального бюджета средств недостаточно для удовлетворения потребностей Костромской области на погашение существующей задолженности. В этой связи суд округа не принимает во внимание доводы кассационной жалобы в этой части.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных ОАО “ТГК N 2“ в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые
органы, поэтому суд округа счел, что ответственность по настоящему иску правильно возложена на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

Ссылка заявителя жалобы на то, что истец не подтвердил заявленных требований документально в полном объеме судом округа отклоняется, поскольку Министерство финансов не представило доказательств оказания истцом услуг в меньшем объеме.

Кроме того, доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку исследованных судом первой и апелляционной инстанций доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции не входит.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Костромской области от 12.03.2007 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.06.2007 по делу N А31-3220/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.СИНЯКИНА

Судьи

Н.А.КАШИРСКАЯ

С.А.ПРОНИНА