Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.08.2007 по делу N А82-9322/2006-11 Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 9 августа 2007 года Дело N А82-9322/2006-11“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Отдельной Л.И., судей Прониной С.А., Синякиной Т.В., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области и департамента финансов Ярославской области на решение от 12.03.2007 Арбитражного суда Ярославской области и на постановление от 21.05.2007 Второго арбитражного апелляционного суда, по делу N А82-9322/2006-11, принятые судьями Писановой Т.С., Поляковой С.Г., Тетерваком А.В., Дьяконовой Т.М., по иску общества с ограниченной ответственностью “Фортуна“, г. Ярославль, к Министерству финансов Российской Федерации
в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области, департаменту финансов Ярославской области, департаменту финансов мэрии города Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о взыскании 424627 рублей 96 копеек и

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Фортуна“ (далее - ООО “Фортуна“) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области, департаменту финансов Ярославской области, департаменту финансов мэрии города Ярославля и департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о взыскании 424627 рублей убытков, возникших в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате услуг за пользование коллективной телевизионной антенной на основании федеральных законов “О ветеранах“, “О статусе военнослужащих“, “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“ и Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

До принятия решения по делу истец в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменил исковые требования и просил взыскать 76226 рублей 54 копейки убытков, возникших в связи предоставлением льгот по Федеральному закону “О ветеранах“ и по Закону Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

Решением от 12.03.2007 исковые требования удовлетворены частично. С департамента финансов Ярославской области за счет казны субъекта Российской Федерации взыскано 75631 рубль 16 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по Федеральному закону “О ветеранах“. С Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета взыскано 595 рублей 38 копеек расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону Российской Федерации “О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“. В остальной части иска отказано. Суд исходил из того, что причиной убытков истца явилось недостаточное финансирование из соответствующих бюджетов расходов, произведенных при предоставлении указанных льгот.

Постановлением от 21.05.2007 Второго арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменений.

Не согласившись с принятыми судебными актами, департамент финансов Ярославской области и Министерство финансов Российской Федерации обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.

По мнению департамента финансов Ярославской области, судебные инстанции необоснованно возложили на субъект Российской Федерации обязанность по возмещению убытков, поскольку они возникли у истца в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета.

Министерство финансов Российской Федерации указывает, что на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов, должен выступать соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. В данном случае надлежащим ответчиком по делу является Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию. Суд неправомерно взыскал убытки за счет средств федерального бюджета (средств, выделенных Министерству финансов Российской Федерации как бюджетополучателю). Взыскание должно осуществляться за счет средств казны Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили.

Законность решения от 12.03.2007 Арбитражного суда Ярославской области и постановления от 21.05.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А82-9322/2006-11 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
округа проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.

Предметом иска ООО “Фортуна“ явилось взыскание убытков, возникших в результате предоставления в 1997 - 2004 годах отдельным категориям граждан льгот по оплате услуг за пользование коллективной телевизионной антенной по Федеральному закону “О ветеранах“ и по Закону Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

В связи с реализацией Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, у истца образовались убытки в сумме 595 рублей 38 копеек.

В статье 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее Закон)
определена скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) при оплате участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и их вдовам.

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 5 Закона).

Из пункта 1 Порядка финансирования расходов, связанных с реализацией Закона (утвержденного постановлением Правительства от 24.04.1996 N 506) следует, что финансирование таких расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Арбитражный суд Ярославской области установил, что убытки возникли у ООО “Фортуна“ в результате недостаточного финансирования из федерального бюджета, поэтому правомерно взыскал их с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Согласно абзацу 3 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации“ при удовлетворении иска за счет муниципального образования взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну.

Суд кассационной инстанции счел необходимым уточнить резолютивную часть принятого по делу решения, изложив ее в следующей редакции. Взыскать 595 рублей 38 копеек убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Утверждение Министерства финансов Российской Федерации о том, что в рассматриваемом случае от имени казны Российской Федерации в силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного
кодекса Российской Федерации должно выступать Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, несостоятельно.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности. В рассматриваемом случае убытки у ООО “Фортуна“ возникли не в результате неправомерных действий (бездействия) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а вследствие ненадлежащего финансирования из федерального бюджета. Министерство финансов Российской Федерации не приняло надлежащих мер для финансирования предусмотренных законодателем льгот в необходимом объеме.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ ООО “Фортуна“ не возмещены расходы в сумме 75631 рубля 16 копеек.

В пункте 1 статьи 10 Закона “О ветеранах“ установлено, что расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот по оплате услуг за пользование коллективной телевизионной антенной возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В пункте 2 названной правовой нормы предусмотрено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

Таким образом, источником финансирования льгот по упомянутому Закону является федеральный бюджет.

Порядок возмещения субъектам
Российской Федерации расходов на реализацию льгот ветеранам Правительством Российской Федерации не определен.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

Следовательно, предъявленные истцом к возмещению расходы на погашение задолженности, образовавшейся в силу предоставления льгот по оплате оказанных услуг, должны возмещаться из средств федерального бюджета.

Не согласившись с требованием предъявленного иска, департамент финансов Ярославской области указал, что денежные средства на возмещение
расходов по предоставлению ветеранам льгот по оплате услуг за пользование коллективной антенной в спорный период из федерального бюджета не выделялись. Это утверждение Министерством финансов Российской Федерации документами не опровергнуто, поэтому предъявленные расходы не подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации (Ярославской области) в соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного решение и постановление апелляционной инстанции в этой части подлежат изменению, поскольку отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска с департамента финансов Ярославской области.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 2 части 1), 288 (пунктом 3 части 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

кассационную жалобу департамента финансов Ярославской области удовлетворить.

Решение от 12.03.2007 Арбитражного суда Ярославской области и постановление от 21.03.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А82-9322/2006-11 изменить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью “Фортуна“ 75631 рубль 16 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по Федеральному закону “О ветеранах“ и 595 рублей 38 копеек по Закону Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“. В иске к департаменту финансов Ярославской области отказать.

В остальной части решение и постановление арбитражного апелляционного суда оставить без изменений.

Кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ярославской области оставить без удовлетворения.

Арбитражному суду Ярославской области в соответствии со статьями 325 и 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвести поворот исполнения решения.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за
счет казны Российской Федерации в доход федерального бюджета 2786 рублей 79 копеек государственной пошлины по иску.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу департамента финансов Ярославской области 2000 рублей государственной пошлины по апелляционной и кассационным жалобам.

Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительные листы.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.И.ОТДЕЛЬНАЯ

Судьи

С.А.ПРОНИНА

Т.В.СИНЯКИНА