Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.06.2007 по делу N А43-17884/2006-18-194 Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда РФ, поступают в бюджет Пенсионного фонда РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 6 июня 2007 года Дело N А43-17884/2006-18-194“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Николаева В.Ю., судей Ногтевой В.А., Отдельной Л.И., при участии представителей от заявителя: Страшковой Л.В. по доверенности от 13.02.2007 N 192, от заинтересованного лица: Бобровской И.В. по доверенности от 14.02.2007 N 20-106, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области на решение от 08.09.2006 Арбитражного суда Нижегородской области и на постановление от 05.03.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А43-17884/2006-18-194, принятые судьями Гущевым В.В., Смирновой И.А., Кирилловой
М.Н., Протасовым Ю.В., по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области о признании недействительным пункта ненормативного акта и

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным пункта 4.3 распоряжения от 18.05.2006 N 166 Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области (далее - Управление). Заявление основано на статье 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 16 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и мотивировано тем, что исполнение спорного пункта распоряжения Управления повлечет изъятие средств из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральный бюджет.

Решением от 08.09.2006, оставленным без изменения постановлением от 05.03.2007 Первого арбитражного апелляционного суда, суд признал недействительным названный пункт распоряжения Управления в части предписания перечислить денежные средства от продажи имущества Пенсионного фонда в федеральный бюджет. Суды обеих инстанций исходили из правомерности зачисления денежных средств, полученных от продажи автомобиля, на счет Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку Федеральный закон от 22.12.2005 N 174-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации“ предусматривает поступление в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации доходов от реализации имущества, находящегося в его оперативном управлении.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и прекратить производство по делу.

Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили статьи 43, 143 Бюджетного кодекса
Российской Федерации; пришли к ошибочному выводу о том, что перечисление в федеральный бюджет денежных средств, полученных от реализации находящегося в оперативном управлении автомобиля, является их изъятием из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку нормами Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, поступление средств от продажи такого имущества в качестве источника доходов не предусмотрено.

Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направило представителей в судебное заседание. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Представители Пенсионного фонда в отзыве и устно в судебном заседании отклонили жалобу и просили оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.

Исследовав доводы сторон и материалы дела, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.

Из материалов дела следует, что Пенсионный фонд направил в Управление письмо от 12.12.2005 N 02-16/888 с просьбой дать задание по отчуждению (реализации) автомобиля марки ГАЗ-2705, государственный номер Н 299 ХТ, принадлежавшего заявителю на праве оперативного управления (листы дела 5 - 6).

По результатам рассмотрения обращения Пенсионного фонда руководитель Управления вынес распоряжение от 18.05.2006 N 166 о реализации указанного транспортного средства путем проведения аукциона (листы дела 7 - 9).

В пункте 4.3 данного распоряжения Пенсионному фонду предписано перечислить в федеральный бюджет денежные средства, полученные от продажи автомобиля, за вычетом затрат, связанных с его реализацией.

Несогласие Пенсионного фонда с распоряжением Управления в этой
части явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Правовой статус Пенсионного фонда России определяется в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, по пункту 2 которого Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Осуществляя управление средствами, Пенсионный фонд Российской Федерации направляет их также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его органов.

В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ средства Пенсионного фонда Российской Федерации являются частью Государственной казны Российской Федерации, которая относится к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и Управления и решения общероссийских задач.

Особенность правового статуса находящейся в оперативном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов собственности состоит в ее отнесении к федеральной собственности при том, что источником ее формирования является бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а не федеральный бюджет. Все средства от продажи движимого и недвижимого имущества территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим направлением данных средств на выплату государственных пенсий.

В силу статей 143, 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Пенсионный фонд Российской Федерации относится к государственным внебюджетным фондам, средства которого находятся в федеральной собственности, не входят в
состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме (статья 43 Кодекса).

Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд установили, что спорный автомобиль, находившийся у Пенсионного фонда на праве оперативного управления, приобретен за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. Данный факт Управление не оспаривает.

В приложении N 2 к Федеральному закону от 22.12.2005 N 174-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год“ предусмотрено зачисление доходов, полученных от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации, в бюджет этого Фонда.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о правомерном зачислении на счет Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств, вырученных от реализации имущества, находившегося в оперативном управлении названного Фонда, и обоснованно признали недействительным пункт 4.3 распоряжения от 18.05.2006 N 166 Управления.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы апелляционной жалобы, получили правильную правовую оценку, поэтому судом округа во внимание не принимаются, как направленные на переоценку исследованных судом доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции не входит.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, сделанные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.

В силу изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 284, 286, 287 (пунктом 1 части 1), 289 и частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.09.2006 Арбитражного суда Нижегородской области и постановление от 05.03.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу А43-17884/2006-18-194 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области - без удовлетворения.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

НИКОЛАЕВ В.Ю.

Судьи

НОГТЕВА В.А.

ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.