Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 04.12.2007 по делу N 3-44/07 Об отказе в удовлетворении заявления Прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 1, 3 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2007 года N 686-р.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 декабря 2007 г. по делу N 3-44/07

Верховный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Р.Гилманова

при секретаре Д.Р.Нуреевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2007 года N 686-р,

установил:

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в защиту государственных и общественных интересов о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 1, 3 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2007 года N 686-р (далее - распоряжение).

В обоснование заявления указывается, что в соответствии с данными пунктами
распоряжения Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан определена в качестве органа, уполномоченного осуществлять функции по выявлению и предупреждению нарушений при использовании и содержании зданий, строений объектов социально-культурной сферы в Республике Татарстан, а муниципальным образованиям Республики Татарстан предложено обеспечивать выполнение предписаний жилищной инспекции по выполнению мероприятий и производству работ, обеспечению сохранности зданий и сооружений объектов социально-культурной сферы.

Данные правовые нормы, по мнению прокурора, противоречат статьям 3, 6, 11 Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“, а также статье 14 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, в соответствии с которыми государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а вопросы охраны объектов культурного наследия муниципального значения отнесены к компетенции муниципальных образований.

Учитывая, что к объектам социально-культурной сферы, по мнению прокурора, относятся и объекты культурного наследия, возложение на органы жилищной инспекции обязанностей по выявлению нарушений при использовании указанных объектов недвижимости и обеспечение выполнения предписаний жилищной инспекции по этим вопросам органами местного самоуправления, противоречит федеральному законодательству.

Полномочия Главной государственной жилищной инспекции Российской Федерации определены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года N 1086, а компетенция Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан регламентирована Положением, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РТ от 28 января 2003 года N 55. Учитывая, что главной задачей жилищной инспекции является осуществление контроля за использованием и сохранностью только жилищного фонда, наделение ее полномочиями по
выявлению и предупреждению нарушений при использовании объектов социально-культурной сферы, по мнению прокурора, также неправомерно.

Представитель Прокурора Республики Татарстан Гревцов А.Б. поддержал заявленные требования и просил признать противоречащими федеральному законодательству указанные пункты оспариваемого распоряжения.

Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Абрамова А.В. с заявленными требованиями не согласилась, отмечая, что оспариваемые нормы распоряжения не противоречат требованиям федерального законодательства и приняты исполнительным органом республики в пределах своей компетенции.

Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 3 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2007 года N 686-р Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан определена в качестве органа, уполномоченного осуществлять функции по выявлению и предупреждению нарушений при использовании и содержании зданий, строений объектов социально-культурной сферы в Республике Татарстан, а муниципальным образованиям Республики Татарстан предложено обеспечивать выполнение предписаний жилищной инспекции по выполнению мероприятий и производству работ, обеспечению сохранности зданий и сооружений объектов социально-культурной сферы.

Как полагает прокурор, данные правовые положения вступили в противоречие с нормами Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ и нормами Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.

С такой позицией прокурора согласиться нельзя.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ предметом регулирования данного закона являются отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Статья 3 данного Закона определяет
перечень таких объектов и раскрывает их понятие. В частности, к объектам культурного наследия отнесены объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 14 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ определяет полномочия муниципальных образований в части охраны и сохранения объектов культурного наследия муниципального значения.

Между тем, оспариваемое распоряжение регулирует иные отношения, несвязанные с объектами культурного наследия, а именно отношения по сохранности зданий и сооружений объектов социально-культурной сферы в Республике Татарстан.

В соответствии с положениями статьи 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в
гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).

Таким образом, доводы прокурора о неопределенности понятия объекта недвижимости и распространении принятого распоряжения на отношения, урегулированные приведенными нормами Федеральных законов, являются ошибочными, поскольку анализ вышеуказанных норм свидетельствует, что объекты культурного наследия не относятся к объектам социально-культурной сферы.

В подтверждение этому является действующий Закон Республики Татарстан “Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан“ от 1 апреля 2005 года N 60-ЗРТ, в соответствии с которым на территории республики осуществляется правовое регулирование отношений в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия.

Нельзя признать обоснованными и утверждения прокурора о превышении Кабинетом Министров Республики Татарстан компетенции при принятии оспариваемых норм.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: защита прав и свобод человека и гражданина (п. “б“), осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (п. “з“); жилищное законодательство (п. “к“).

Из пункта 1 статьи 102, 103 Конституции Республики Татарстан следует, что Кабинет Министров Республики Татарстан обладает полномочиями по изданию нормативных правовых актов, направленных на реализацию указанных полномочий.

Согласно положениям статьи 11 Закона Республики Татарстан “Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан“ от 6 апреля 2005 года N 64-ЗРТ Кабинет Министров Республики Татарстан, являющийся исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан, уполномочен объединять и направлять работу министерств, государственных комитетов Республики Татарстан и других подведомственных ему органов исполнительной власти Республики Татарстан, осуществлять контроль за их деятельностью.

На основании части 1 статьи 45 указанного Закона Кабинет Министров Республики Татарстан вправе осуществлять в пределах своих
полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка; принимать решения в сфере экономики, финансов, в социально-трудовой сфере, в сфере культуры, науки, образования, природопользования и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в жилищно-коммунальной сфере.

Как следует из преамбулы оспариваемого распоряжения, оно принято Кабинетом Министров Республики Татарстан в целях обеспечения сохранности зданий и сооружений объектов социально-культурной сферы в Республике Татарстан, осуществления контроля и своевременного принятия мер по недопущению причинения вреда жизни, здоровью людей, государственному и муниципальному имуществу, а также оптимизации расходов бюджета Республики Татарстан.

Таким образом, при принятии данного распоряжения Кабинет Министров Республики Татарстан действовал в пределах своей правотворческой компетенции.

В соответствии с пунктами 3, 4 Положения о государственной жилищной инспекции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 24 февраля 1995 года N 182, от 13 октября 1997 года N 1303, от 6 февраля 2006 года N 75), главная государственная жилищная инспекция и органы государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами, иными правовыми нормативными актами органов государственной власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, приказами Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике, а также настоящим Положением.

Государственная жилищная инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением
вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Согласно Положению о государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 января 2003 года N 55, государственная жилищная инспекция Республики Татарстан входит в систему органов Главной жилищной инспекции Российской Федерации. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Республики Татарстан, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Татарстан и настоящим Положением. Финансирование деятельности инспекции осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан (п. п. 1.1, 1.3, 1.7).

Действующее законодательство каких-либо федеральных нормативных правовых актов по вопросам использования и содержания объектов социально-культурной сферы, связанных с массовым пребыванием людей, а также определения соответствующего уполномоченного органа, осуществляющего функции по выявлению и предупреждению нарушений при эксплуатации зданий и строений объектов социально-культурной сферы не содержит.

Поскольку Ф.И.О. отсутствует правовое регулирование этих вопросов, суд считает, что исполнительный орган республики, принимая решение о наделении территориальной жилищной инспекцией полномочиями по выявлению и предупреждению нарушений при использовании и содержании объектов недвижимости социально-культурной сферы в республике, с предложением органам муниципальных образований обеспечивать выполнение их предписаний, действовал в пределах компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации и законами Республики Татарстан.

При наличии таких обстоятельств, когда оспариваемые пункты распоряжения не противоречат федеральному законодательству и приняты Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах своей компетенции, оснований для удовлетворения заявления прокурора не имеется.

Согласно статье 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь
статьями 194 - 199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан,

решил:

в удовлетворении заявления Прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 1, 3 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2007 года N 686-р отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья

Р.Р.ГИЛМАНОВ

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ