Решения и определения судов

Решение Кемеровского областного суда от 08.10.2007 N 3-201/07 О признании недействующим постановления Законодательного Собрания Кемеровской области от 11.07.1994 N 1-ОП “О рекламе алкогольных напитков и табачных изделий на территории Кемеровской области“.

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 8 октября 2007 г. по делу N 3-201/07

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд:

в составе председательствующего Шалагиной О.В.

при секретаре Паньшиной Е.Ю.

с участием прокурора Бесхлебной Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 8 октября 2007 года дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановления Законодательного Собрания Кемеровской области от 11.07.1994 N 1-ОП “О рекламе алкогольных напитков и табачных изделий на территории Кемеровской области“,

установил:

Прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановления Законодательного Собрания Кемеровской области от 11.07.1994 N 1-ОП “О
рекламе алкогольных напитков и табачных изделий на территории Кемеровской области“.

Требования мотивированы тем, что названным постановлением запрещено всем резидентам Кемеровской области рекламирование на ее территории алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации на территории Кемеровской области.

Постановление противоречит федеральному законодательству, поскольку с 01.07.2006 вступил в силу Федеральный закон “О рекламе“, которым урегулированы вопросы рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, в том числе в средствах массовой информации (ст. ст. 21, 23).

В соответствии со ст. 4 указанного Закона законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона, а также принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом иных федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

В судебном заседании прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Бесхлебная Г.Н. заявленные требования поддержала и просила признать недействующим оспариваемое постановление с момента вступления в силу Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

Представители Совета народных депутатов Кемеровской области Приезжева А.А. и представитель Губернатора Кемеровской области Пинтегов А.С., действующие на основании доверенностей от 16.03.2006 N 01/133 и от 7.08.2006 N 10-16/4945 соответственно, требования прокурора не признали, поскольку оспариваемый акт утратил
юридическую силу и фактически не действует в связи с принятием федеральных законов “О рекламе“ от 18.07.1995 N 108-ФЗ и от 13.03.2006 N 38-ФЗ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Законодательным Собранием Кемеровской области принято и и.о. Главы Администрации Кемеровской области подписано постановление от 11.07.1994 N 1-ОП “О рекламе алкогольных напитков и табачных изделий на территории Кемеровской области“, которое официально опубликовано в областной газете “Кузбасс“ N 147 от 16.07.1994.

Названным постановлением запрещено всем резидентам Кемеровской области рекламирование алкогольных напитков и табачных изделий в средствах массовой информации на территории Кемеровской области (п. 1 постановления).

В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации принятые по предметам ведения Российской Федерации федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В силу ст. 4 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, действующего с 1.07.2006, законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон от 13.03.2006 “О рекламе“, как и ранее действовавший Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ “О рекламе“, не допускает возможность регулирования субъектом Российской Федерации отношений в области рекламы. Регулирование этих правоотношений в силу п. “ж“ ст. 71 Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом от 18.07.1995 “О рекламе“ были введены определенные условия, при которых осуществляется реклама алкогольных напитков и табачных изделий,
в том числе в средствах массовой информации (ст. ст. 16, 30).

Действующим Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ также урегулированы вопросы рекламы алкогольной продукции и табачных изделий. При этом в отличие от оспариваемого правового акта Кемеровской области Федеральный закон не содержит полного запрета на рекламу указанной продукции в средствах массовой информации.

Так, статьями 21 и 23 названного Закона установлено, что реклама алкогольной продукции, табака и табачных изделий не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях; в теле- и радиопрограммах (пункты 1, 2, 3 ч. 2 ст. 21, пункты 1, 2, 3 ч. 2 ст. 23).

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку в настоящее время правоотношения в области рекламы алкогольной и табачной продукции регулируются только федеральным законодательством, и оспариваемое постановление по своему содержанию не соответствует федеральному законодательству, то имеются основания для признания постановления Законодательного Собрания Кемеровской области от 11.07.1994 N 1-ОП “О рекламе алкогольных напитков и табачных изделий на территории Кемеровской области“ противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд полагает обоснованным довод прокурора о том, что оспариваемое постановление является действующим, и не может принять во внимание доводы представителей Совета
народных депутатов и Губернатора Кемеровской области о том, что оспариваемый акт фактически утратил юридическую силу и не действует в связи с принятием Федерального закона “О рекламе“, поскольку до тех пор, пока законодатель области не признает его таковым либо суд не признает его недействующим, нормативный правовой акт сохраняет свою силу, хотя и может противоречить федеральному законодательству. Оспариваемое постановление Советом народных депутатов Кемеровской области до настоящего времени не признано утратившим силу.

В соответствии с п. 3 ст. 253 ГПК РФ суд считает необходимым обязать редакцию газеты “Кузбасс“ опубликовать сообщение о данном решении в газете “Кузбасс“ в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу, поскольку оспариваемый нормативный акт был официально опубликован в данном печатном издании.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Совета народных депутатов Кемеровской области в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 2000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Кемеровской области удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Законодательного Собрания Кемеровской области от 11.07.1994 N 1-ОП “О рекламе алкогольных напитков и табачных изделий на территории Кемеровской области“ со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Совета народных депутатов Кемеровской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Обязать редакцию газеты “Кузбасс“ опубликовать сообщение о данном решении в газете “Кузбасс“ в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Кемеровского областного суда

О.В.ШАЛАГИНА