Решения и постановления судов

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 28.09.2007 N 2-1129/07 О признании противоречащими федеральному законодательству, законодательству РК и недействующими подпункта 3 пункта 1 статьи 2, статьи 9 Положения о муниципальной службе муниципального образования городского округа “Ухта“, утвержденного решением Совета МО “Город Ухта“ N 18 от 20.10.05.

УХТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 2007 г. по делу N 2-1129/07

Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми

в составе судьи Найдиной Г.В.

при секретаре Ивановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

28 сентября 2007 г. дело по заявлению и.о. прокурора г. Ухты о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим Положения о муниципальной службе МОГО “Ухта“, утвержденного решением Совета МО “Город Ухта“ N 18 от 20.10.05, в части

установил:

И.о. прокурора г. Ухты обратился в суд с требованием о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим Положения о муниципальной службе МОГО “Ухта“, утвержденного решением Совета МО “Город Ухта“ N 18 от 20.10.05, в части. Требования обоснованы тем, что названное Положение содержит нормы, которые противоречат Федеральному закону “О муниципальной службе в РФ“ N 25-ФЗ, а также законодательству Республики Коми. Так, п/п 3 п. 1 ст. 2 Положения к ведущей должности муниципальной службы отнесен руководитель (заведующий) сектора в самостоятельном структурном подразделении органа местного самоуправления (управления, комитета, департамента). Реестром муниципальных должностей муниципальной службы по ведущей должности руководитель (заведующий) сектора в самостоятельном структурном подразделении органа местного самоуправления (управления, комитета, департамента) не предусмотрен. Согласно ст. 9 Положения гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий в соответствии с федеральным законом ежегодно обязан представлять в налоговые органы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности и являющееся объектом налогообложения. Данная норма также противоречит федеральному законодательству, в соответствии с которым при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять нанимателю (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Статья 18 Положения предусматривает иные гарантии муниципальным служащим в виде выплаты пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, единовременную выплату к ежегодному отпуску для муниципальных служащих, возмещение расходов на погребение муниципальных служащих, материальную помощь к юбилейным датам и компенсацию расходов к месту использования отпуска и обратно один раз в календарном году. Вместе с тем, Федеральный закон “О муниципальной службе в РФ“ перечисленные гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, не предусматривает. В соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона дополнительные гарантии муниципальным служащим могут быть предоставлены законами субъектов РФ и Уставом муниципального образования. Однако ни законом Республики Коми, ни Уставом МОГО “Ухта“ вышеназванные дополнительные гарантии для муниципальных служащих также не предусмотрены.



В судебном заседании старший помощник прокурора г. Ухты Шолохова Т.А. поддержала заявленные требования.

Представитель Совета МОГО “Ухта“ по доверенности - Павлова А.Д. согласилась с требованиями и.о. прокурора г. Ухты, касающимися отнесения руководителя (заведующего) сектора в самостоятельном структурном подразделении органа местного самоуправления к ведущей должности муниципальной службы (п/п 3 п. 1 ст. 2 Положения), а также касающиеся порядка представления гражданами при поступлении на муниципальную службу и муниципальными служащими сведений в налоговые органы (ст. 9 Положения).

В части предоставления муниципальным служащим дополнительных гарантий представитель Совета МОГО “Ухта“ не согласилась с требованиями прокурора, поскольку возможность установления указанных выплат предусмотрена Законом Республики Коми N 9-РЗ “О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми“ и Уставом МОГО “Ухта“, что не противоречит федеральному законодательству, в том числе и Трудовому кодексу РФ.

Выслушав прокурора, представителя Совета МОГО “Ухта“, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. ст. 15, 76 Конституции Российской Федерации, ст. 7 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.03 правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления, не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов РФ, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Утвержденное решением Совета МО “Город Ухта“ N 18 от 20.10.05 Положение о муниципальной службе МОГО “Ухта“ содержит нормы, которые противоречат Федеральному закону “О муниципальной службе в Российской Федерации“ N 25-ФЗ, а также законодательству Республики Коми. Поэтому требования прокурора о признании несоответствующим федеральному законодательству и недействующим Положения о муниципальной службе подлежат удовлетворению в части.

Подпункт 3 п. 1 ст. 2 Положения к ведущей должности муниципальной службы отнесен руководитель (заведующий) сектора в самостоятельном структурном подразделении органа местного самоуправления (управления, комитета, департамента). Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ “О муниципальной службе в РФ“ должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ. Реестр муниципальных должностей муниципальной службы утвержден Законом РК “О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми“ от 05.03.05, в котором в перечне муниципальных должностей по ведущей должности руководитель (заведующий) сектора в самостоятельном структурном подразделении органа местного самоуправления (управления, комитета, департамента) не предусмотрен.

Согласно ст. 9 Положения гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий в соответствии с Федеральным законом ежегодно обязан представлять в налоговые органы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности и являющемся объектом налогообложения. Вместе с тем, на основании ч. 1 ст. 15 ФЗ “О муниципальной службе в РФ“ при поступлении на муниципальную службу гражданин, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять нанимателю (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Суд полагает, что требования прокурора о признании несоответствующими федеральному законодательству и недействующими п/п 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.7 (в части оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно) п. 1 ст. 18 Положения о муниципальной службе МОГО “Ухта“ необоснованны, и в их удовлетворении необходимо отказать.

Статья 18 Положения предусматривает выплату пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет в размере 50 руб., единовременную выплату к ежегодному отпуску для муниципальных служащих в размере 5000 руб., возмещение расходов на погребение муниципальных служащих семьям муниципальных служащих в размере 5000 руб., материальную помощь к юбилейным датам в размере 4000 руб. и компенсацию расходов к месту использования отпуска и обратно один раз в календарном году.



Гарантии, предусмотренные федеральным законодательством для муниципальных служащих, названы в ст. 23 ФЗ “О муниципальной службе в РФ“, и их перечень не содержит гарантий, предусмотренных Положением.

На основании ч. 3 ст. 23 Закона дополнительные гарантии муниципальным служащим могут быть предоставлены законами субъектов Российской Федерации и Уставом муниципального образования.

Статьей 6 Закона Республики Коми “О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми“ определен состав денежного содержания муниципального служащего, в который входят дополнительные выплаты, в том числе материальная помощь и другие выплаты, предусмотренные законодательством.

Суд считает, что предусмотренные Положением пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, единовременная выплата к ежегодному отпуску для муниципальных служащих, материальная помощь к юбилейным датам, возмещение расходов на погребение муниципальных служащих относятся к материальной помощи, поскольку носят характер добровольного предоставления работодателем работнику денежных средств в связи с наступлением определенных обстоятельств и имеют фиксированный размер.

Гарантия в виде компенсации расходов к месту использования отпуска и обратно предусмотрена статьей 325 Трудового кодекса РФ, которой также установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местных бюджетов, устанавливаются органами местного самоуправления.

Таким образом, предусмотренные Положением иные гарантии муниципальным служащим относятся к материальной помощи и другим выплатам, предусмотренным законодательством, и на основании закона субъекта Российской Федерации входят в состав денежного содержания муниципального служащего.

Пунктом 4 статьи 43 Устава МОГО “Ухта“ установлено, что правовое регулирование прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законами Республики Коми, Уставом МОГО “Ухта“ и нормативными правовыми актами Совета городского округа.

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 30 Устава МОГО “Ухта“ закреплено, что в компетенцию Совета МОГО “Ухта“ входит осуществление в соответствии с федеральным законодательством и законами Республики Коми правового регулирования муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условий и порядка прохождения муниципальной службы.

В понятие “условия и порядок прохождения муниципальной службы“ включается состав денежного содержания муниципального служащего и дополнительных гарантий для него.

Таким образом, Уставом МОГО “Ухта“ определено, что в компетенцию Совета МОГО “Ухта“ входит установление дополнительных гарантий для муниципальных служащих.

Учитывая изложенное, суд полагает, что Положение о муниципальной службе в части установления иных гарантий муниципальным служащим не противоречит федеральному законодательству.

Руководствуясь ст. 252, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать противоречащим федеральному законодательству, законодательству РК и недействующим подпункт 3 п. 1 ст. 2, ст. 9 Положения о муниципальной службе муниципального образования городского округа “Ухта“, утвержденного решением Совета МО “Город Ухта“ N 18 от 20.10.05, в остальной части в удовлетворении требований и.о. прокурора г. Ухты отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения полного текста решения, то есть с 03.10.07.

Судья

Г.В.НАЙДИНА