Решения и постановления судов

Решение Опочецкого районного суда от 27.09.2007 по делу N 2-369/2007 О признании недействующим Положения “О порядке назначения и выплаты ежемесячной выплаты лицам, являвшимися депутатами, при выходе на трудовую пенсию“, утвержденного решением Собрания депутатов Опочецкого района от 19.04.2007.

ОПОЧЕЦКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 сентября 2007 г. по делу N 2-369/2007

Судья Опочецкого районного суда Псковской области Самойлова И.Б.

с участием представителя прокуратуры Опочецкого района Псковской области заместителя прокурора А.

К. - в одном лице представителя Собрания депутатов Опочецкого района четвертого созыва, действующего на основании доверенности от 26 апреля 2007 года председателя Собрания депутатов Опочецкого района четвертого созыва, и Администрации Опочецкого района, действующего на основании доверенности главы Опочецкого района от 8 февраля 2006 года,

при секретаре И.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Опочецкого района Псковской области о признании противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующим Положения “О порядке назначения и выплаты ежемесячной выплаты лицам, являвшимися депутатами, при выходе на трудовую пенсию“,

установил:

прокурор Опочецкого района Псковской области обратился в суд с заявлением о признании незаконными пунктов 2, 3 Положения “О порядке назначения и выплаты ежемесячной выплаты лицам, являвшимся депутатами, при выходе на трудовую пенсию“, утвержденного решением Собрания депутатов Опочецкого района четвертого созыва 19 апреля 2007 года. Положение определяет условия, порядок назначения и выплаты лицам, осуществлявшим полномочия депутатов Собрания депутатов Опочецкого района на непостоянной основе, ежемесячной выплаты при выходе на трудовую пенсию.



В судебном заседании представитель прокуратуры Опочецкого района Псковской области поддержала заявление и, поскольку в депутатском корпусе представительного органа муниципального образования “Опочецкий район“ нет штатных депутатов, прокуратура уточнила свое заявление требованием о признании названного Положения в целом незаконным и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. Установленная оспариваемым Положением доплата к пенсии депутатов, работавших без отрыва от основной трудовой деятельности, прокуратурой расценивается как пенсионная выплата. В обоснование требований представитель прокуратуры указала на противоречие названного Положения абзацу 2 статьи 2 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, согласно которому пенсия является ежемесячной выплатой, предоставляемой гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), статье 23 Закона Псковской области “О статусе депутата представительного органа муниципального образования“, в соответствии с которой доплата к пенсии может быть установлена только депутатам, осуществлявшим полномочия на постоянной основе. Бюджет Опочецкого района на 2007 год утвержден с 10% дефицитом, и сохранение депутатам не предусмотренных законом доплат к пенсии, выплачиваемых из средств местного бюджета, не отвечает интересам района.

Представитель Собрания депутатов Опочецкого района и Администрации Опочецкого района К. с полным объемом прав заявление прокурора не признал, мотивируя тем, что ежемесячная выплата при выходе на трудовую пенсию, установленная настоящим Положением для депутатов, осуществлявших свои полномочия на непостоянной основе, не является ежемесячной доплатой к трудовой пенсии в смысле статьи 23 Закона Псковской области от 16.06.2006 (в ред. от 20.12.2006) “О статусе депутата представительного органа муниципального образования“, а является видом дополнительной гарантии депутатской деятельности. Депутатский корпус представительных органов муниципального образования “Опочецкий район“ насчитывает 15 депутатов, осуществляющих полномочия только на непостоянной основе.

В соответствии со статьей 31 Закона Псковской области “О статусе депутата представительного органа муниципального образования“, Уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть предусмотрены дополнительные гарантии депутатской деятельности. В связи с тем, что в указанном Законе Псковской области нет прямого указания на непротиворечие вводимых органами местного самоуправления дополнительных гарантий депутатской деятельности нормам вышестоящих законов, соблюдение данного требования не является обязательным.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.

Положение “О порядке назначения и выплаты ежемесячной выплаты лицам, являвшимся депутатами, при выходе на трудовую пенсию“ принято на второй сессии Собрания депутатов Опочецкого района четвертого созыва 19 апреля 2007 года и опубликовано в общественно-политическом издании Опочецкого района газете “Красный маяк“ 28 апреля 2007 года.

В соответствии с этим Положением лицам, являвшимся депутатами, осуществлявшими полномочия на непостоянной основе два или более созыва подряд и прекратившими полномочия в связи с истечением их срока или досрочно на основе личного заявления о сложении полномочий, при выходе на трудовую пенсию, устанавливается ежемесячная выплата к пенсии в размере трехкратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом “О минимальном размере оплаты труда“ для социальных выплат.

Ежемесячная выплата назначается и выплачивается на основании постановления главы Опочецкого района со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий депутата и дня назначения трудовой пенсии. Расходы по выплате ежемесячной выплаты производятся за счет средств местного бюджета ежемесячно и ежегодно предусматриваются в бюджете Опочецкого района.

Изучение в судебном заседании бюджета муниципального образования “Опочецкий район“ на 2007 год показало, что расходы на ежемесячные выплаты бывшим депутатам отдельным видом расходов в бюджете не учтены.

Как пояснил представитель Собрания депутатов Опочецкого района и Администрации Опочецкого района К., расходы на ежемесячные выплаты предусмотрены в бюджете Опочецкого района на 2007 год в разделе “Социальная политика“ в статьях расходов пенсионное и социальное обеспечение. Согласно представленным в судебное заседание постановлениям главы Опочецкого района от 10 мая 2007 года, номера 1165, 166, 167, с 17 марта 2007 года установлены ежемесячные выплаты трем бывшим депутатам.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.



С учетом пояснений представителя Собрания Депутатов Опочецкого района, Администрации Опочецкого района и в результате изучения и анализа оспариваемого Положения в совокупности с Федеральным законом РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.06.2006) “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, Законом Псковской области от 14.06.2006 N 558-оз (ред. 20.12.2006) “О статусе депутата представительного органа муниципального образования“ суд приходит к выводу, что установленная выплата по существу является не чем иным, как доплатой к трудовой пенсии, и оспариваемое Положение фактически сравнивает в объеме гарантий штатных депутатов с депутатами, осуществлявшими полномочия на непостоянной основе.

Равенства в этом вопросе различных частей депутатского корпуса названный Закон Псковской области не устанавливает.

Положение противоречит Федеральному закону РФ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и Закону Псковской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления“ по следующим основаниям.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 2 статьи 2 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

В соответствии с абзацем 2 статьи Закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ пенсия является ежемесячной денежной выплатой, предоставляемой гражданам в целях компенсации им заработка (дохода).

Согласно части 1 статьи 23 указанного Закона Псковской области право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии имеют только депутаты, осуществлявшие полномочия на постоянной (штатной) основе.

Денежное содержание депутатам, осуществлявшим полномочия без отрыва от основной работы, не предусмотрено. Обеспечение материально-финансовых условий осуществления нештатными депутатами полномочий урегулировано статьей 26 данного Закона, предусматривающей, в частности, возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, либо в случае если нештатному депутату за период осуществления депутатской деятельности заработная плата по основному месту работы не сохраняется, выплачивается денежная компенсация представительным органом муниципального образования за счет средств местного бюджета в порядке и размерах, установленных представительным органом муниципального образования.

Распоряжениями главы Опочецкого района от 30 мая 2007 года и 5 сентября 2007 года выделялись средства на возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности, и средства на обеспечение материальных условий деятельности депутатов.

Компенсация в порядке пункта 3 статьи 26 Закона Псковской области не устанавливалась, поскольку заработная плата депутатам по месту их основной работы сохраняется.

Таким образом, оспариваемое Положение не учитывает основной принцип социального обеспечения, заключающийся в данном случае в компенсации путем пенсионных выплат утраченного пенсионером заработка.

Доводы представителя Собрания депутатов Опочецкого района и Администрации Опочецкого района о необязательности соблюдения требования при принятии Положения о его непротиворечии вышестоящим законам несостоятельны.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ принят 06.10.2003, а не 06.10.2006 и имеет номер 131-ФЗ, а не 131.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2006 N 131 “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ муниципальные правовые акта не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым акта субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В данном случае имеет место проверка нормативного правового акта в порядке общего нормоконтроля вне связи с рассмотрением спора между конкретными субъектами, чьи права затрагиваются, поэтому суд принимает решение о признании Положения недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 252, 253, 197 - 199 ГПК РФ,

решил:

Положение “О порядке назначения и выплаты ежемесячной выплаты лицам, являвшимся депутатами, при выходе на трудовую пенсию“, утвержденное решением Собрания депутатов Опочецкого района четвертого созыва 19 апреля 2007 года, признать противоречащим абзацу 2 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ (ред. от 03.06.2006), статье 23 Закона Псковской области от 14.06.2006 N 558-оз (ред. от 20.12.2006) “О статусе депутата представительного органа муниципального образования“ и признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Данное решение подлежит опубликованию в общественно-политическом издании Опочецкого района газете “Красный маяк“.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 2 октября 2007 года.

Судья

И.Б.САМОЙЛОВА