Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Коми от 25.09.2007 N 3-34-2007 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу п. 4 ч. 3 ст. 25; ч. 4 ст. 25 в части, предусматривающей возможность присвоения наименований и имен географическим объектам Законом Республики Коми; ч. 2 ст. 38 в части, предусматривающей возможность принятия нормативных правовых актов Республики Коми по вопросам нормализации наименований географических объектов, Закона Республики Коми “О порядке решения вопросов административно-территориального и муниципального устройства, о наименованиях географических и иных объектов в Республике Коми“ от 20 ноября 2006 года N 115-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 27 декабря 2006 года N 144-РЗ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 25 сентября 2007 г. N 3-34-2007

Верховный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Кретова В.В.

при секретаре Чебыкиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 25 сентября 2007 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия п. 4 ч. 3 ст. 25; ч. 4 ст. 25 в части, предусматривающей возможность присвоения наименований и имен географическим объектам законом Республики Коми; ч. 2 ст. 38 в части, предусматривающей возможность принятия нормативных правовых актов Республики Коми по вопросам нормализации наименований географических объектов, Закона Республики Коми “О порядке решения вопросов административно-территориального
и муниципального устройства, о наименованиях географических и иных объектов в Республике Коми“ от 20 ноября 2006 года N 115-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 27 декабря 2006 года N 144-РЗ,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия п. 4 ч. 3 ст. 25; ч. 4 ст. 25 в части, предусматривающей возможность присвоения наименований и имен географическим объектам законом Республики Коми; ч. 2 ст. 38 в части, предусматривающей возможность принятия нормативных правовых актов Республики Коми по вопросам нормализации наименований географических объектов, Закона Республики Коми “О порядке решения вопросов административно-территориального и муниципального устройства, о наименованиях географических и иных объектов в Республике Коми“ от 20 ноября 2006 года N 115-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 27 декабря 2006 года N 144-РЗ.

В обоснование заявления указал, что оспариваемыми нормами Закона Республики Коми разрешены вопросы присвоения наименований и имен географическим объектам, нормализации наименований этих объектов, переименования географических объектов, которые могут быть урегулированы только федеральным законодательством.

В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.

Представители Государственного Совета Республики Коми Вытегоров В.А. и Главы Республики Коми Козлова М.А. считали, что заявление прокурора Республики Коми подлежит отклонению. Полагали, что приведенные выше нормы Закона Республики Коми не противоречат действующему законодательству Российской Федерации в области присвоения наименований географическим объектам, переименования этих объектов и нормализации наименований географических объектов.

Заслушав объяснения прокурора, представителей Государственного Совета Республики Коми и Главы Республики Коми и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.

Согласно
п. “р“ ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы наименования географических объектов находятся в исключительном ведении Российской Федерации, что в силу положений ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа не противоречия принятых в соответствии с делегированными им Российской Федерацией полномочиями нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.

Анализ содержания п. 4 ч. 3 ст. 25; ч. 4 ст. 25 в части, предусматривающей возможность присвоения наименований и имен географическим объектам законом Республики Коми; ч. 2 ст. 38 в части, предусматривающей возможность принятия нормативных правовых актов Республики Коми по вопросам нормализации наименований географических объектов, Закона Республики Коми “О порядке решения вопросов административно-территориального и муниципального устройства, о наименованиях географических и иных объектов в Республике Коми“ от 20 ноября 2006 года N 115-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 27 декабря 2006 года N 144-РЗ применительно к приведенному выше принципу свидетельствует о несоответствии данных норм действующему федеральному законодательству в области присвоения наименований географическим объектам, переименования этих объектов и нормализации наименований географических объектов.

Так, согласно положениям ст. 2, 3, 4, 6 Федерального закона “О наименованиях географических объектов“ от 18 декабря 1997 года N 152-ФЗ законодательство о наименованиях географических объектов состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом установление, нормализация, употребление, регистрация, учет и сохранение наименований географических объектов, установление единых требований,
норм и правил в области наименований географических объектов отнесены к ведению Российской Федерации и могут быть урегулированы исключительно в законах и иных нормативных правовых актах федерального значения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона “О наименованиях географических объектов“ органам государственной власти субъекта Российской Федерации делегированы только полномочия по внесению предложений о присвоении наименований географических объектов или о переименовании данных объектов, по рассмотрению законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации предложений о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании этих объектов и направлению их на экспертизу в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, по внесению субъектом Российской Федерации в Правительство Российской Федерации представлений о присвоении наименований географическим объектам или о переименовании данных объектов и не предоставлено права изменять содержание и смысл норм настоящего Федерального закона.

В нарушение приведенных положений Федерального закона “О наименованиях географических объектов“ п. 4 ч. 3 ст. 25 Закона Республики Коми “О порядке решения вопросов административно-территориального и муниципального устройства, о наименованиях географических и иных объектов в Республике Коми“ предусмотрено дополнительное основание для переименования географических объектов (в случае его неблагозвучного наименования) несмотря на то, что ст. 7 Федерального закона установлен исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень таких оснований.

Законом Республики Коми (ч. 4 ст. 25) также предусмотрено, что для рассмотрения предложений о присвоении наименований и имен географическим объектам инициаторами вносится в Государственный Совет Республики Коми проект закона Республики Коми, хотя в соответствии с Федеральным законом “О наименованиях географических объектов“ субъектам Российской Федерации не предоставлено право принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам установления наименований и переименования географических объектов.

В частности, деятельность
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной области ограничена полномочиями, непосредственно прописанными в ст. 9 указанного выше Федерального закона, и не может быть расширена на основании закона субъекта Российской Федерации, тем более, что внесение и последующее принятие законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации закона о рассмотрении предложения о наименовании или переименовании географического объекта влечет за собой общеобязательность данного правового акта для неопределенного круга лиц и возникновение соответствующих правоотношений, предусмотренных этим актом.

По изложенным выше мотивам не может быть признана законной и ч. 2 ст. 38 Закона Республики Коми “О порядке решения вопросов административно-территориального и муниципального устройства, о наименованиях географических и иных объектов в Республике Коми“ в той части, в какой она предусматривает возможность принятия нормативных правовых актов Республики Коми по вопросам нормализации наименований географических объектов.

Так, согласно положениям ст. 8 Федерального закона “О наименованиях географических объектов“ порядок нормализации наименований географических объектов определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации в области наименований географических объектов. Право на осуществление собственного нормативного правового регулирования по вопросам нормализации наименований географических объектов субъектам Российской Федерации ни настоящим Федеральным законом, ни иными нормативными правовыми актами федерального значения не предоставлено.

Ссылки Государственного Совета Республики Коми на ст. 24 Закона Российской Федерации “О языках народов Российской Федерации“ от 25 октября 1991 года N 1807-1 не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению написания географических объектов и нормализация наименований этих объектов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации не являются равнозначными понятиями, что следует из системного анализа норм как настоящего Закона Российской Федерации, так
и Федерального закона “О наименованиях географических объектов“ и принятого во исполнение требований данного Закона Положения о регистрации и учете наименований географических объектов, издании словарей и справочников наименований географических объектов, создании и ведении государственного каталога географических названий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2000 года N 487.

Поэтому в соответствии с приведенными обстоятельствами и установленными ст. 26.1, 26.3, 26.3.1 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями принципами разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации суд приходит к выводу, что п. 4 ч. 3 ст. 25; ч. 4 ст. 25 в части, предусматривающей возможность присвоения наименований и имен географическим объектам законом Республики Коми; ч. 2 ст. 38 в части, предусматривающей возможность принятия нормативных правовых актов Республики Коми по вопросам нормализации наименований географических объектов, Закона Республики Коми “О порядке решения вопросов административно-территориального и муниципального устройства, о наименованиях географических и иных объектов в Республике Коми“ от 20 ноября 2006 года N 115-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 27 декабря 2006 года N 144-РЗ подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении приведенных норм Закона Республики Коми, суд находит, что эти нормы подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с положениями ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Закона Российской Федерации “О средствах массовой информации“ сообщение о принятом судом решении после вступления решения в
законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете “Республика“.

Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу п. 4 ч. 3 ст. 25; ч. 4 ст. 25 в части, предусматривающей возможность присвоения наименований и имен географическим объектам законом Республики Коми; ч. 2 ст. 38 в части, предусматривающей возможность принятия нормативных правовых актов Республики Коми по вопросам нормализации наименований географических объектов, Закона Республики Коми “О порядке решения вопросов административно-территориального и муниципального устройства, о наименованиях географических и иных объектов в Республике Коми“ от 20 ноября 2006 года N 115-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 27 декабря 2006 года N 144-РЗ.

Сообщение о принятом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 4 ч. 3 ст. 25; ч. 4 ст. 25 в части, предусматривающей возможность присвоения наименований и имен географическим объектам законом Республики Коми; ч. 2 ст. 38 в части, предусматривающей возможность принятия нормативных правовых актов Республики Коми по вопросам нормализации наименований географических объектов, Закона Республики Коми “О порядке решения вопросов административно-территориального и муниципального устройства, о наименованиях географических и иных объектов в Республике Коми“ от 20 ноября 2006 года N 115-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 27 декабря 2006 года N 144-РЗ после вступления настоящего решения суда в законную силу подлежит опубликованию в газете “Республика“.

На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации
через Верховный суд Республики Коми.

Председательствующий

В.КРЕТОВ