Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.11.2007 N А33-10281/2007-03АП-993/2007 по делу N А33-10281/2007 Отсутствие вооруженной охраны помещения, где хранятся оружие и боеприпасы, является нарушением лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности и влечет наложение административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2007 г. N А33-10281/2007-03АП-993/2007

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 1 ноября 2007 года.

В полном объеме постановление изготовлено 2 ноября 2007 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Первухиной Л.Ф.,

судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Охранное предприятие “Риф“ (п. Березовка Красноярского края)

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 12 сентября 2007 года по делу N А33-10281/2007,

принятое судьей Н.Н. Фроловым,

по заявлению Главного управления внутренних дел по Красноярскому краю к обществу с ограниченной ответственностью “Охранное предприятие “Риф“ о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании представителей:

общества: Горшенина С.Ю., директора ООО
“Охранное предприятие “Риф“;

управления: Рачковского Д.В. - по доверенности N 23/70 от 22.12.2006,

при ведении протокола настоящего судебного заседания секретарем судебного заседания И.П. Скрипниковой,

установил:

Главное управление внутренних дел по Красноярскому краю (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением от 26.07.2007 N 47/1298 о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Охранное предприятие “Риф“ к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 12 сентября 2007 года заявление удовлетворено.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:

- общество не совершало установленные судом нарушения, так как не существует безусловной обязанности общества с ограниченной ответственностью “Охранное предприятие “Риф“ иметь вооруженную огнестрельным оружием группу немедленного реагирования; абзац 6 пункта 169.6 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не может применяться к объекту - комнате по хранению оружия предприятия;

- нарушение пункта 143 Инструкции о невключении сведений о получении патронов установлено судом неверно, так как запись в книгу производится ответственным лицом - директором предприятия, который допустил нарушение правил учета служебного оружия и патронов и был подвергнут административному наказанию в виде штрафа;

- судом неправомерно отклонен довод о нарушении сроков составления административного протокола, предусмотренных статьей 28.5 КоАП РФ, что является существенным процессуальным нарушением;

- ООО “Охранное предприятие “Риф“ не нарушало лицензионных требований, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель общества поддержал данные доводы и уточнил: пропускной
режим в комнату хранения оружия на территории ПАТП-2 осуществляется через проходную предприятия, где нет вооруженных охранников.

Представитель управления с доводами апелляционной жалобы не согласен, поскольку выявленные административные правонарушения подтверждаются исследованными материалами дела.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

общество с ограниченной ответственностью “ОП “Риф“ зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Емельяновского района Красноярского края 21.06.2002 за регистрационным номером 735. Сведения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесены за основным государственным регистрационным номером 102240066153. Предприятие имеет лицензию на создание частного охранного предприятия за регистрационным номером 2161 от 15.09.2006, сроком действия до 27.08.2007, выданную Главным управлением внутренних дел Красноярского края.

17.07.2007 должностным лицом административного органа - старшим инспектором Пермяковым А.П. проведена проверка соблюдения правил оборота оружия и патронов в ООО “ОП “Риф“ по адресу: 7-й км Енисейского тракта, территория ПАТП-2. По результатам проверки составлен акт, в котором зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий при хранении оружия и патронов, а именно:

- охранно-пожарная сигнализация подключена на пульт поста охранного предприятия ООО ОП “Близнецы“, при этом пост, осуществляющий пропускной режим на территорию, где размещаются оружие и патроны, не вооружен служебным оружием;

- служебное оружие ИЖ 71 N ВАР 4194, ВЕК 4618, ВМВ 9918 хранится не чищенным;

- книга приема и выдачи оружия и патронов ведется с нарушением пункта 143 Инструкции (в записях о получении оружия и патронов N 130 и 131 не вписаны сведения о получении патронов и их количестве);

- у организации отсутствует книга учета наличия и движения оружия и патронов, состоящих на балансе.

26.07.2007 административным
органом составлен протокол об административном правонарушении N 110522, в котором выявленные нарушения квалифицированы административным органом по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО “ОП “Риф“ к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Суд апелляционной инстанции считает, что выводы Арбитражного суда Красноярского края соответствуют установленным по данному делу фактическим обстоятельствам, основаны
на правильном применении норм материального права и постановлены с соблюдением норм процессуального права.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. При этом лицензионные требования и условия представляют собой совокупность требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензиатом лицензируемого вида деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ “Об оружии“ предусмотрено: юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами
Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующей лицензии в органах внутренних дел. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 79 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ негосударственная (частная) охранная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно Положению о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 600, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении данного вида деятельности являются:

а) наличие письменного договора с каждым клиентом, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего охранную деятельность;

б) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, квалификации, отвечающей требованиям Закона Российской Федерации “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации“ и подтвержденной удостоверениями охранника;

в) соблюдение лицензиатом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих охранную деятельность, а также оборот оружия и специальных средств.

В соответствии с абзацем 1 статьи 25 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ “Об оружии“ правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.

Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция):

регулирует вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензий на торговлю, приобретение, коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение
оружия и патронов, разрешений на ввоз оружия и патронов в Российскую Федерацию и вывоз их из Российской Федерации, разрешений на перевозку или транспортирование оружия и патронов, а также разрешений на использование оружия на стрелковых объектах и уведомлений на продажу оружия или патронов;

разграничивает компетенцию должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению контрольных функций в сфере оборота оружия и патронов;

определяет требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием;

устанавливает обязательные требования по ведению учета оружия и патронов.

Судом первой инстанции сделаны выводы о том, что административным органом не доказаны нарушения лицензионных требований, выразившиеся в следующем:

- служебное оружие ИЖ 71 N ВАР 4194, ВЕК 4618, ВМВ 9918 хранится не чищенным;

- у организации отсутствует книга учета наличия и движения оружия и патронов, состоящих на балансе (л. 4 - 5 решения). Решение в этой части не обжалуется сторонами.

Суд апелляционной инстанции отклоняет довод общества о ненарушении лицензионных требований, предусмотренных абзацем 6 пункта 6 статьи 169.6 Инструкции ввиду следующего.

Согласно абзацу 1 пункта 169.6 Инструкции комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.

Абзацем 5 пункта 169.6 предусмотрено, что охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на
объектах, где размещаются оружие и (или) патроны (абзац введен Приказом МВД РФ от 24.12.2003 N 1017).

В силу абзаца 6 пункта 169.6 Инструкции пропускной режим и режимы внутри указанных объектов с вооруженными огнестрельным оружием охранниками, используемыми техническими средствами охраны должны обеспечивать сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения, исключая доступ к ним посторонних лиц в период хранения, выдачи, приема, заряжания, разряжания, обслуживания и проведения контрольно-проверочных мероприятий.

Материалами дела подтверждается, что охранно-пожарная сигнализация в комнате по хранению оружия ООО “ОП “Риф“ подключена на пульт поста охранного предприятия ООО “ОП “Близнецы“, однако внутри указанного объекта не находятся вооруженные огнестрельным оружием охранники. При этом, пропускной режим в комнату по хранению оружия, находящуюся на территории ПАТП-2, осуществляется через проходную автотранспортного предприятия, где нет вооруженных охранников, что не обеспечивает безопасность хранения оружия и патронов.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении ООО “ОП “Риф“ требований абзаца 6 пункта 169.6 Инструкции.

В соответствии с пунктом 143 Инструкции выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работником организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие.

Материалами дела (протоколом об административном правонарушении от 26.07.2007 И10522) подтверждается и обществом не оспаривается факт отсутствия в записях о получении оружия и патронов N 130 и 131 сведений о получении патронов и их количестве.

Довод общества о том, что предприятие не может быть привлечено дважды к административной ответственности за данное правонарушение, поскольку за нарушение лицензионных требований, предусмотренных пунктом 143 Инструкции, постановлением административного органа от 20.07.2007 уже привлечено к ответственности
должностное лицо - директор ООО “ОП “Риф“ Горшенин С.Ю., суд апелляционной инстанции полагает не состоятельным, как противоречащий действующему законодательству.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.10 Кодекса юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае, если в статьях разделов 1, 3, 4, 5 Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Материалами дела подтверждено, обоснованно установлено административным органом, что по части 3 статьи 14.1 Кодекса ответственность применяется и к юридическому лицу (обществу), и к должностному лицу (директору).

Вышеизложенное согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, о том, что допустимо назначение административного наказания за одно и то же правонарушение одновременно физическим и юридическим лицам.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ “Об оружии“ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса.

Как
следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 26.07.2007 N 110522 составлен уполномоченным лицом с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.

Судом первой инстанции правомерно отклонены возражения общества о незаконности привлечения к административной ответственности в связи с нарушением административным органом сроков составления протокола об административном правонарушении по следующим основаниям.

В силу статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае выяснения дополнительных обстоятельств протокол может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол составляется по окончании расследования.

Как установлено материалами дела, проверка соблюдения обществом лицензионных требований и условий при хранении оружия и патронов проводилась 17.07.2007. Протокол об административном правонарушении составлен 26.07.2007. Принимая во внимание, что указанный срок не является пресекательным, составление протокола об административном правонарушении с нарушением срока, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ, само по себе не может повлечь безусловный отказ в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности, предъявленного с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности по статье 4.5 КоАП РФ.

Таким образом, вышеизложенные действия ООО “ОП “Риф“ образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок привлечения к административной ответственности, установленный статьями 28.2, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.

С учетом того, что административным органом доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции обоснованно привлек общество к административной ответственности, назначив наказание по правилам статей 4.1, 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 12 сентября 2007 года подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 сентября 2007 года по делу N А33-10281/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

Л.Ф.ПЕРВУХИНА

Судьи:

О.И.БЫЧКОВА

Г.А.КОЛЕСНИКОВА