Решения и постановления судов

Решение Нижегородского областного суда от 11.07.2007 по делу N 3-126/07 Требование о назначении выборов в представительный орган муниципального образования и возложении обязанностей по проведению выборов на территориальную избирательную комиссию по выборам в органы государственной власти удовлетворено, так как обязанность территориальной избирательной комиссии по проведению данных выборов подтверждена материалами дела.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 11 июля 2007 года Дело N 3-126/07“

11 июля 2007 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Самарцевой В.В., при секретаре судебного заседания Чубшевой Е.М., с участием начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Яковлевой Ю.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нижегородской области о назначении выборов в представительный орган муниципального образования г. Кстово Нижегородской области и возложении обязанностей по проведению выборов на территориальную избирательную комиссию по выборам в органы государственной власти, по заявлению К. о назначении дополнительных выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования г. Кстово и возложении обязанностей на избирательную комиссию Нижегородской области по формированию временной избирательной комиссии муниципального образования для организации проведения выборов и назначения даты проведения выборов, по заявлению Р. о назначении выборов в представительный орган местного самоуправления муниципального образования г. Кстово и возложении обязанностей по определению даты выборов и организации проведения выборов на территориальную избирательную комиссии по выборам в органы государственной власти, о возложении исполнения решения суда в части обеспечения выборов на органы местного самоуправления муниципального образования Кстовский район Нижегородской области,

установила:

прокурор Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о назначении даты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления города Кстово - городской Думы, о возложении обязанности на избирательную комиссию Нижегородской области сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию муниципального образования г. Кстово в составе не более 15 человек.

В судебное заседание 9 июля 2007 года от прокурора Нижегородской области поступило заявление об изменении требований, изложенных в первоначальном заявлении, и окончательно прокурор Нижегородской области просил суд о назначении даты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления города Кстово - городской Думы, о возложении обязанности по проведению выборов депутатов представительного органа муниципального образования г. Кстово на Кстовскую территориальную избирательную комиссию по выборам в органы государственной власти.

В обоснование заявления прокурор Нижегородской области указал следующие мотивы. Решением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10.01.2007 удовлетворены заявления жителей Кстовского района Л.В.Г. и К.К.В. о признании неправомочным состава депутатов городской Думы муниципального образования г. Кстово и состав депутатов городской Думы г. Кстово признан неправомочным.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2007 года решение судебной коллегии Нижегородского областного суда по гражданским делам от 10.01.2007 оставлено без изменения.

Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 19 февраля 2007 года решение городской Думы г. Кстово N 81 от 15.11.2006 “О формировании избирательной комиссии муниципального образования город Кстово“ признано недействующим полностью со дня его принятия. Указанное решение вступило в законную силу.

Таким образом, в муниципальном образовании г. Кстово Кстовского района Нижегородской области сложилась ситуация, при которой состав представительного органа - городская Дума - признан по решению суда неправомочным и отсутствует избирательная комиссия муниципального образования, которая могла бы принять решение о назначении выборов в представительный орган г. Кстово - городскую Думу.



При таких обстоятельствах прокурор Нижегородской области, действуя в интересах граждан и защиты их прав избирать и быть избранными, руководствуясь п. 16, 17 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“, п. 1, 8, 9 ст. 10, ст. 71 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, п. 7, п. 11 ст. 3 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“, просил суд назначить дату выборов в представительный орган муниципального образования г. Кстово Нижегородской области и возложить обязанность по проведению выборов на территориальную избирательную комиссию по выборам в органы государственной власти.

К. обратилась в Нижегородский областной суд с заявлением о назначении дополнительных выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования г. Кстово и возложении обязанностей на избирательную комиссию Нижегородской области по формированию временной избирательной комиссии муниципального образования для организации проведения выборов и назначении даты проведения выборов.

Заявление К. мотивировано тем, что решением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10.01.2007 состав городской Думы города Кстово признан неправомочным. В городской Думе в настоящее время замещено десять мандатов из двадцати, установленных ст. 23 устава города Кстово, что является недостаточным для осуществления представительным органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения городского поселения.

В связи с чем на основании п. 8 ст. 71 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, то решением соответствующей избирательной комиссии дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий. Поскольку избирательная комиссия муниципального образования г. Кстово отсутствует, руководствуясь ст. 10, 71 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, п. 7 ст. 3 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“, К. просила суд назначить дополнительные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования г. Кстово и возложить обязанность на избирательную комиссию Нижегородской области по формированию временной избирательной комиссии муниципального образования для организации проведения выборов и назначения даты проведения выборов.

Р. обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о назначении выборов в представительный орган местного самоуправления муниципального образования г. Кстово и возложении обязанностей по определению даты выборов и организации проведения выборов на территориальную избирательную комиссию по выборам в органы государственной власти, о возложении на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительство Нижегородской области - исполнения решения суда в части обеспечения проведения выборов.

В судебном заседании 9 июля 2007 года первоначальные требования Р. были изменены в части возложения обязанности исполнения решения суда в части обеспечения выборов на органы местного самоуправления муниципального образования Кстовский район Нижегородской области.

Заявление Р. мотивировано следующими доводами. В связи с тем, что представительный орган муниципального образования г. Кстово - городская Дума - решением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10.01.2007 признан неправомочным, а решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 19 февраля 2007 года решение городской Думы г. Кстово N 81 от 15.11.2006 “О формировании избирательной комиссии муниципального образования город Кстово“, признано недействующим полностью со дня его принятия, в муниципальном образовании г. Кстово отсутствует избирательная комиссия муниципального образования, которая могла бы принять решение о назначении выборов в представительный орган г. Кстово - городскую Думу.

Поэтому в соответствии с п. 3, 4, 5, 9 ст. 10, п. 4 ст. 81.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, п. 9, п. 11 ст. 3 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“, Законом Нижегородской области от 4 августа 2005 года N 105-З “О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области“ Р. просит суд возложить проведение выборов в представительный орган муниципального образования город Кстово на Кстовскую территориальную избирательную комиссию по выборам в органы государственной власти. Обязать Кстовскую территориальную избирательную комиссию по выборам в органы государственной власти назначить выборы в срок не позднее 13 сентября 2007 года и не ранее 3 сентября 2007 года. Возложить исполнение решение суда в части обеспечения проведения выборов на органы местного самоуправления муниципального района, а именно: на представительный орган - Земское собрание Кстовского района и исполнительный орган - администрацию Кстовского района.

В судебном заседании начальник отдела прокуратуры Нижегородской области Яковлева Ю.Д. полностью поддержала требования, изложенные в заявлении прокурора Нижегородской области, привела те же мотивы и доводы, что и в заявлении прокурора области.

Также начальник отдела прокуратуры Нижегородской области Яковлева Ю.Д., как прокурор, участвующий в судебном заседании, поддержала требования, изложенные в заявлении Р., как обоснованные. Требования, изложенные в заявлении К., о проведении дополнительных выборов депутатов городской Думы г. Кстово и возложении обязанности по их проведению на временную избирательную комиссию начальник отдела прокуратуры Нижегородской области Яковлева Ю.Д. не поддержала, мотивируя тем, что они не являются обоснованными.



В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 имеет название “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Представитель К. по доверенности Серов А.В. в судебном заседании так же полностью поддержал доводы, изложенные в заявлении К. Кроме того, Серов А.В. пояснил суду, что в сложившейся ситуации с представительным органом муниципального образования г. Кстово возможно проведение только дополнительных выборов десяти депутатов или минимум четырех депутатов, для того, чтобы городская Дума была правомочной для принятия решений по вопросам местного значения городского поселения. Свою позицию относительно проведения только дополнительных выборов представитель К. Серов А.В. обосновывает положениями ст. 73 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“. Мотивируя тем, что решением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10.01.2007 удовлетворены заявления жителей Кстовского района Л.В.Г. и К.К.В. о признании неправомочным состава депутатов городской Думы муниципального образования г. Кстово и состав депутатов городской Думы г. Кстово признан неправомочным. Однако городская Дума г. Кстово не прекратила свои полномочия, поскольку не соблюден порядок прекращения полномочий, предусмотренный в ст. 73 названного Закона. То есть не был принят закон Нижегородской области о прекращении полномочий городской Думы г. Кстово. В связи с этим полномочия десяти депутатов городской Думы г. Кстово не прекращены, и при условии проведения дополнительных выборов десяти депутатов на вакантные мандаты или минимум четырех депутатов городская Дума г. Кстово будет правомочным представительным органом. Тем самым будут защищены права избирателей, а также десяти депутатов, которые были избраны на выборах в октябре 2005 года.

Представитель избирательной комиссии Нижегородской области по доверенности Горева Т.В. с доводами заявления прокурора Нижегородской области и доводами заявления Р. согласилась. С доводами заявления К. представитель избирательной комиссии Нижегородской области не согласна по следующим мотивам.

В соответствии с ч. 8 ст. 71 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ дополнительные выборы могут быть назначены в строго определенных ситуациях: при досрочном прекращении полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, или в случае, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе (менее 2/3 согласно ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“).

В данном случае с городской Думой г. Кстово произошло не только сложение депутатских полномочий, но и вынесено решение суда о признании неправомочным состава представительного органа вследствие сложения депутатских полномочий.

Однако в таких случаях ч. 8 ст. 71 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ не предусматривает возможности проведения дополнительных выборов.

Представитель Правительства Нижегородской области по доверенности Горячкина Т.А. суду пояснила, что разделяет позицию избирательной комиссии Нижегородской области по заявлениям прокурора Нижегородской области, К. и Р. Однако не согласна с заявлением Р. в части возложения обязанности на Правительство Нижегородской области в обеспечении проведения выборов в городскую Думу г. Кстово, поскольку материальное обеспечение выборов в органы местного самоуправления осуществляется за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования, в данном случае бюджета Кстовского района Нижегородской области. Поскольку в соответствии с Законом Нижегородской области N 45-З от 3 мая 2007 года “О внесении изменений в статьи 3 и 5 Закона Нижегородской области “О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Нижегородской области в переходный период“ в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления вновь образованного поселения полномочия по решению вопросов местного значения исполняют органы местного самоуправления муниципальных районов до сформирования новых органов местного самоуправления вновь образованных поселений.

Председатель территориальной избирательной комиссии Кстовского района по выборам органов государственной власти Пушкарская Т.И. в судебном заседании поддержала позицию избирательной комиссии Нижегородской области как в отношении заявления прокурора Нижегородской области и Р., так и в отношении заявления К. о назначении даты дополнительных выборов. Также Пушкарская Т.И. суду пояснила, что территориальная избирательная комиссия Кстовского района вправе проводить такие выборы в год выборов депутатов в Государственную Думы Российской Федерации и справится с проведением выборов в городскую Думу г. Кстово.

Представитель администрации Кстовского района по доверенности Салахутдинов Э.И. и представитель Земского собрания Кстовского района по доверенности Гусев С.Г. признали заявление прокурора Нижегородской области и Р. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Оба представителя органов местного самоуправления муниципального образования Кстовский район не согласны с заявлением К. о назначении даты проведения дополнительных выборов. Салахутдинов Э.И. и Гусев С.Г. в отношении заявления К. разделил мнение представителя избирательной комиссии Нижегородской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы заявлений прокурора Нижегородской области, К., Р., заслушав представителя К. по доверенности Серова А.В., представителя Р. по доверенности Михайлову Т.В., представителя избирательной комиссии Нижегородской области по доверенности Гореву Т.В., представителя Правительства Нижегородской области по доверенности Горячкину Т.А., председателя территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области Пушкарскую Т.И., представителя администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области по доверенности Салахутдинова Э.И., представителя Земского собрания Кстовского района Нижегородской области Гусева С.Г., начальника отдела прокуратуры Нижегородской области Яковлеву Ю.Д., полагавшую признать подлежащими удовлетворению заявление прокурора Нижегородской области и заявление Р. и не подлежащим удовлетворению заявление К., судебная коллегия находит заявление прокурора Нижегородской области и заявление Р. о назначении выборов в представительный орган муниципального образования г. Кстово и возложении обязанностей по проведению организации выборов на территориальную избирательную комиссию по выборам государственных органов власти, возложении обязанностей по исполнению решения суда в части обеспечения проведения выборов на органы местного самоуправления муниципального района подлежащими удовлетворению, а заявление К. о назначении дополнительных выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования г. Кстово - не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам и основаниям.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Представительный орган местного самоуправления муниципального образования городская Дума г. Кстово Кстовского района Нижегородской области был избран 16 октября 2005 года.

Решением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10.01.2006, вступившим в законную силу в соответствии с определением Верховного Суда РФ от 04.04.2007, состав депутатов городской Думы г. Кстово признан неправомочным.

Таким образом, полномочия представительного органа местного самоуправления городской Думы г. Кстово прекращены досрочно, то есть до истечения пятилетнего срока, на который он был избран.

В соответствии с п. 16 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

В соответствии с п. 17 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 19 февраля 2007 года решение городской Думы г. Кстово N 81 от 15.11.2006 “О формировании избирательной комиссии муниципального образования город Кстово“, признано недействующим полностью со дня его принятия. Указанное решение вступило в законную силу.

Таким образом, в муниципальном образовании г. Кстово отсутствует как представительный орган муниципального образования, так и избирательная комиссия муниципального образования, которые могли бы решить вопрос о назначении выборов в представительный орган - городскую Думу г. Кстово.

При таких обстоятельствах в муниципальном образовании городском поселении г. Кстово нарушаются конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Решение вопроса о восстановлении нарушенных конституционных прав входит в компетенцию суда общей юрисдикции.

Восстановление нарушенных конституционных прав граждан - жителей муниципального образования г. Кстово возможно решить путем понуждения соответствующей избирательной комиссии к принятию решения о назначении даты досрочных выборов в представительный орган местного самоуправления - городскую Думу г. Кстово.

В соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ дела о назначении выборов в органы местного самоуправления подсудны верховным судам республик, краевым судам, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и судам автономных округов.

Таким образом, вопрос о назначении выборов в представительный орган местного самоуправления - городскую Думу г. Кстово - относится к компетенции Нижегородского областного суда в качестве суда первой инстанции.

При рассмотрении заявлений прокурора Нижегородской области, К., Р., судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопрос о восстановлении нарушенных прав граждан - жителей муниципального образования г. Кстово может быть решен путем возложения обязанности на территориальную избирательную комиссию Кстовского района Нижегородской области по выборам органов государственной власти принять решение о назначении даты досрочных выборов в представительный орган местного самоуправления - городскую Думу г. Кстово.

К такому выводу судебная коллегия приходит исходя из следующих мотивов и руководствуясь приведенными ниже положениями федерального законодательства.

Решением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 10.01.2006, вступившим в законную силу в соответствии с определением Верховного Суда РФ от 04.04.2007, состав депутатов городской Думы г. Кстово признан неправомочным. Указанное решение судебной коллегии для данного гражданского дела имеет преюдициальное значение. Признание по решению суда представительного органа неправомочным влечет за собой прекращение полномочий его депутатов. По смыслу п. 17 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, в данном случае городской Думы г. Кстово, состоящего из депутатов, прекращаются полномочия именно всех депутатов, в том числе и тех, которые не выбыли из числа депутатов путем сложения своих полномочий.

Таким образом, в муниципальном образовании г. Кстово прекращены досрочно полномочия как представительного органа - городской Думы, так и депутатов этого представительного органа.

В соответствии с п. 18 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, проводятся досрочные выборы в указанный представительный орган в установленные федеральным законом сроки.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона Нижегородской области N 105-З от 4 августа 2005 года в случае досрочного прекращения полномочий представительных органов муниципальных образований или иных депутатов, указанных в ч. 2 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, должны быть проведены досрочные выборы.

О проведении именно досрочных выборов гласит и ст. 26 устава муниципального образования городское поселение город Кстово (л.д. 49), согласно ч. 4 которой в случае досрочного прекращения полномочий городской Думы не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий городской Думы проводятся досрочные муниципальные выборы в городскую Думу.

В соответствии с ч. 8 ст. 71 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ дополнительные выборы могут быть назначены в строго определенных ситуациях: при досрочном прекращении полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, или в случае, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе (менее 2/3 согласно ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“).

Из материалов настоящего дела усматривается, что произошло не только сложение самими депутатами депутатских полномочий, но и вынесено решение суда о признании неправомочным состава представительного органа вследствие сложения депутатских полномочий.

Однако в таких случаях ч. 8 ст. 71 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ не предусматривает возможности проведения дополнительных выборов.

Кроме того, в соответствии с п. 16 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Правовыми последствиями вступления решения суда в законную силу в таком случае в соответствии с п. 17 и п. 18 этой же нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ является не только досрочное прекращение полномочий всего (полномочий всех депутатов) представительного органа муниципального образования, т.е. городской Думы г. Кстово, но и назначение и проведение досрочных выборов, а не назначение и проведение дополнительных выборов.

Также судебная коллегия не может согласиться с доводами представителя К. по доверенности Серова А.В. о том, что полномочия представительного органа - городской Думы г. Кстово - не прекращены, поскольку Законодательное Собрание Нижегородской области не приняло соответствующего закона о прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления в сроки и в соответствии с положениями ст. 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Согласно ч. 1 ст. 73 названного Федерального закона в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

Согласно ч. 2 этой же нормы полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.

Видимо, имеется в виду часть 1 и часть 2 статьи 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Исходя из смысла ч. 1 и ч. 2 ст. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, следует, что такой порядок прекращения полномочий представительного органа муниципального образования предусмотрен только в одном случае: когда соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт.

Из материалов дела и обстоятельств, установленных судебной коллегией, не усматривается, что полномочия представительного органа муниципального образования г. Кстово прекращены судом по мотивам, изложенным в ч. 1 ст. 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Данная правовая норма не устанавливает ответственность представительного органа в случае вынесения решения суда в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 16 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Таким образом, положения ч. 1 и ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ по данному конкретному делу неприменимы.

Поэтому заявление К. о назначении дополнительных выборов в представительный орган - городскую Думу г. Кстово - не подлежат удовлетворению.

Решая вопрос о сроке проведения выборов в представительный орган муниципального образования г. Кстово, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов (указанных в п. 3 настоящей статьи), влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 9 Закона Нижегородской области от 04.08.2005 N 105-З “О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области“ (далее - Закон области).

Учитывая, что полномочия городской Думы г. Кстово досрочно прекращены 04.04.2007, выборы должны быть проведены до 4 октября 2007 года, а с учетом требований п. 6 ст. 10 Федерального закона от 12.08.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (п. 4 ст. 9 Закона области от 04.08.2005 N 105-З) о назначении голосования на воскресенье - 30 сентября 2007 года.

Однако назначение даты проведения выборов и проведение выборов 30 сентября 2007 года не представляется возможным, поскольку в сложившейся ситуации нарушаются сроки, установленные в п. 7 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (п. 5 ст. 9 Закона области от 04.08.2005 N 105-З), согласно которым решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования

Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ днями голосования на выборах в органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий органов или депутатов указанного органа, за и“ключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи и пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ статья 80.1 отсутствует, имеется в виду статья 81.1.

В соответствии с положениями п. 5 ст. 10, а также п. 4 ст. 80.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва выборы в органы местного самоуправления назначаются на день голосования на указанных выборах.

2007 год является годом проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва. Дата голосования на выборах депутатов Государственной Думы приходится на 2 декабря 2007 года, следовательно, досрочные выборы депутатов городской Думы г. Кстово должны быть назначены, исходя из требований закона, не ранее чем 3 сентября и не позднее чем 13 сентября 2007 года.

Совмещение проведения выборов представительного органа муниципального образования г. Кстово и выборов в Государственную Думу Российской Федерации, по мнению судебной коллегии, является целесообразным и обоснованным как с позиции организационных мероприятий, обеспечивающих явку избирателей на выборы, так и с учетом решения вопросов финансового обеспечения этих выборов. Также судебная коллегия учитывает и то, что дата назначения выборов определяется по решению суда, и учитывает право заявителей и заинтересованных лиц на обжалование судебного решения в кассационную инстанцию в установленные законом сроки.

Кроме того, довод о совмещении выборов в представительный орган - городскую Думу г. Кстово - и выборов в Государственную Думу, изложенный в заявлении Р., не оспаривался в судебном заседании как со стороны представителя прокуратуры Нижегородской области, так и представителя К. Серова А.В.

Решая вопрос о том, на какую избирательную комиссию возложить обязанность по принятию решения о назначении выборов и проведению выборов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что данная обязанность может быть возложена на территориальную комиссию Кстовского района Нижегородской области по выборам в органы государственной власти. К такому выводу судебная коллегия приходит основываясь на следующих мотивах.

В соответствии с положениями п. 8 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должна принять соответствующая избирательная комиссия.

Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 19 февраля 2007 года решение городской Думы г. Кстово N 81 от 15.11.2006 “О формировании избирательной комиссии муниципального образования город Кстово“ признано недействующим полностью со дня его принятия. Указанное решение вступило в законную силу. Таким образом, соответствующая избирательная комиссии в муниципальном образовании г. Кстово отсутствует.

В соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ суд вправе возложить обязанность на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу временную избирательную комиссию - не более 15 членов комиссии - с соблюдением требований к составу комиссии, предусмотренных статьями 22 - 24 и 29 настоящего Федерального закона.

Исходя из смысла приведенной нормы, следует, что возложение обязанности на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу временную избирательную комиссию является правом суда. Следовательно, суд может возложить эту обязанность и на территориальную комиссию муниципального образования, уже созданную в соответствии со статьями 22 - 24 и 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления“ N 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года (с последующими изменениями) настоящий Федеральный закон применяется при нарушении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если в муниципальном образовании отсутствует выборный орган местного самоуправления.

В соответствии с п. 5 ст. 3 того же Федерального закона предусмотрено, что в случаях нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“ N 138-ФЗ принят 26.11.1996, а не 26.11.2006.

В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления“ N 138-ФЗ от 26 ноября 2006 года в случае совпадения даты выборов депутатов представительных органов местного самоуправления с датой выборов в органы государственной власти проведение указанных выборов может быть возложено на соответствующие территориальные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти.

При этом судебная коллегия исходит также из конкретных обстоятельств данного дела, а именно того, что как прекращение полномочий представительного органа, так и выборы в представительный орган - городскую Думу г. Кстово - осуществляются по решению суда. При этом судебная коллегия учитывает как возможность обжалования решения суда, так и сроки обжалования и рассмотрения жалобы в кассационной инстанции, а также организационные и другие вопросы, подлежащие разрешению территориальной избирательной комиссией Кстовского района по выборам органов государственной власти.

Также судебная коллегия основывает свой вывод и на положениях Закона Нижегородской области N 45-З от 3 мая 2007 года “О внесении изменений в статьи 3 и 5 Закона Нижегородской области “О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Нижегородской области в переходный период“, согласно которым в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления вновь образованного поселения полномочия по решению вопросов местного значения исполняют органы местного самоуправления муниципальных районов до сформирования новых органов местного самоуправления вновь образованных поселений. Исходя из смысла данного Закона области и применительно к обстоятельствам настоящего дела, следует, что вопросы финансового обеспечения выборов в представительный орган муниципального образования городское поселение город Кстово муниципального образования Кстовский район Нижегородской области возложены именно на органы местного самоуправления Кстовского района Нижегородской области.

Таким образом, доводы заявления К. о возложении обязанностей на избирательную комиссию Нижегородской области по формированию временной избирательной комиссии муниципального образования для организации проведения выборов и назначении даты проведения выборов не подлежат удовлетворению.

Как следует из смысла п. 9 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, суд вправе решить вопрос об определении срока, не позднее которого соответствующая избирательная комиссия должна назначить выборы, и не вправе определять характер выборов. Решение о характере выборов (досрочные или дополнительные) должна принимать соответствующая избирательная комиссия. Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о том, что обязанность по проведению выборов представительного органа муниципального образования городскую Думу г. Кстово следует возложить на территориальную избирательную комиссию Кстовского района Нижегородской области по выборам органов государственной власти, то именно эта избирательная комиссия и должна принять соответствующее решение как о характере проводимых выборов в представительный орган - городскую Думу г. Кстово - так и о дате проведения этих выборов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 197 ГПК РФ, судебная коллегия

решила:

Заявление прокурора Нижегородской области о назначении выборов в представительный орган муниципального образования г. Кстово Нижегородской области и возложении обязанностей по проведению выборов на территориальную избирательную комиссию по выборам в органы государственной власти - удовлетворить в полном объеме.

Заявление Р. о назначении выборов в представительный орган местного самоуправления муниципального образования г. Кстово и возложении обязанностей по определению даты выборов и организации проведения выборов на территориальную избирательную комиссии по выборам в органы государственной власти, о возложении исполнения решения суда в части обеспечения проведения выборов на органы местного самоуправления муниципального образования Кстовский район Нижегородской области - удовлетворить в полном объеме.

В удовлетворении заявления К. о назначении дополнительных выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования г. Кстово и возложении обязанностей на избирательную комиссию Нижегородской области по формированию временной избирательной комиссии муниципального образования для организации проведения выборов и назначению даты проведения выборов - отказать.

Возложить на территориальную избирательную комиссию Кстовского района Нижегородской области по выборам в органы государственной власти обязанность по организации проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления - городской Думы муниципального образования города Кстово Кстовского района Нижегородской области.

Возложить на территориальную избирательную комиссию Кстовского района Нижегородской области по выборам в органы государственной власти обязанность назначить выборы депутатов представительного органа местного самоуправления - городской Думы муниципального образования города Кстово Кстовского района Нижегородской области, в период с 3 сентября 2007 года до 13 сентября 2007 года. Решение о назначении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления - городской Думы муниципального образования города Кстово Кстовского района Нижегородской области - опубликовать в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Возложить обязанность по исполнению решения судебной коллегии в части обеспечения проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления - городской Думы муниципального образования города Кстово Кстовского района Нижегородской области - на органы местного самоуправления муниципального образования Кстовский район Нижегородской области: представительный орган - Земское собрание Кстовского района Нижегородской области и исполнительный орган - администрацию Кстовского района.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий

В.В.САМАРЦЕВА