Решения и определения судов

Постановление президиума Свердловского областного суда от 18.04.2007 по делу N 44-Г-59/2007 Основой для начисления надбавок и иных дополнительных выплат является оклад денежного содержания, состоящий из оклада по занимаемой штатной должности и оклада по специальному званию.

ПРЕЗИДИУМ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2007 г. Дело N 44-Г-59/2007“

Президиум Свердловского областного суда в составе:

председателя Овчарука И.К.,

членов президиума Крутько Г.А.,

Баландиной Т.П.,

Курченко В.Н.,

Кризского Г.И.,

рассмотрев по надзорной жалобе Государственного унитарного предприятия учреждения И-299/1 ГУИН Минюста России гражданское дело по иску Э. к Государственному унитарному предприятию учреждения И-299/1 ГУИН Минюста России и Федеральному государственному учреждению “Объединение исправительных колоний N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области“ о взыскании разницы в денежном довольствии,

УСТАНОВИЛ:

17.04.2006 Э. обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию учреждения И-299/1 ГУИН Минюста России и Федеральному государственному учреждению “Объединение исправительных колоний N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области“ о взыскании разницы в денежном довольствии за период
с 01.09.2003 в сумме 3810 руб. 04 коп.

В обоснование заявленных требований указал, что являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы с 14.05.2003 по 24.10.2005, до 01.09.2003 его работодатель - ГУП учреждения И-299/1 ГУИН Минюста России - в соответствии со ст. 36 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ выплачивал ему оклад денежного содержания, который состоял из оклада по штатной должности, увеличенного на 35% за особые условия хозяйственной деятельности. Все надбавки начислялись к увеличенному на 35% окладу. Увеличенный оклад по штатной должности являлся основой для начисления надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы. В связи с вступлением в силу 02.07.2002 Федерального закона “О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)“ и на основании письма ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации от 19.08.2003 N 18/16/2-411 ответчик изменил порядок расчета надбавок, исчисляя их из оклада без учета надбавки за особые условия труда, что привело к уменьшению его денежного довольствия. Об изменении условий труда он не был предупрежден, о неправильности начислений узнал в марте 2006 года.

Представители ответчиков иск не признали.

Решением мирового судьи судебного участка N 2 Тавдинского района Свердловской области от 04.05.2006 постановлено: взыскать с Государственного унитарного предприятия учреждения И-299/1 ГУИН Минюста России в пользу Э. 3810 руб. 04 коп., в доход государства - государственную пошлину в сумме 200 рублей.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В надзорной жалобе представитель Государственного унитарного предприятия учреждения И-299/1 ГУИН Минюста
России просит отменить решение мирового судьи в связи с неправильным применением норм материального права.

Определением судьи Свердловского областного суда Шестаковой С.А. от 21.03.2007 дело передано в президиум областного суда для рассмотрения по существу.

Заслушав доклад судьи Шестаковой С.А., проверив материалы дела и обсудив доводы надзорной жалобы, президиум находит принятое по делу решение незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя исковые требования о взыскании недоначисленных начиная с 01.09.2003, по мнению суда, сумм денежного довольствия, суд первой инстанции указал, что до 01.09.2003 работодатель выплачивал истцу увеличенный оклад по штатной должности за особые условия хозяйственной деятельности, начисляя все надбавки на увеличенный должностной оклад, в силу ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации установленные условия оплаты труда относились к существенным условиям трудового договора (контракта); на основании письма Главного управления наказаний Минюста Российской Федерации от 19.08.2003 ответчик в одностороннем порядке изменил условия оплаты труда, вопреки ст. 73 Трудового кодекса Российской Федерации не предупредил об этом Э. за два месяца, чем нарушил его права, в результате истец получил денежное довольствие в уменьшенном по сравнению с периодом до 01.09.2003 размере.

Приведенные выводы свидетельствуют о неправильном толковании и применении норм материального права.

Применяя правила ст. 73 Трудового кодекса Российской Федерации, суд не учел, что в данном случае перерасчет денежного довольствия сотрудников был произведен не по усмотрению работодателя, а в соответствии с порядком исчисления денежного довольствия, установленным федеральным законодательством, а именно Федеральным законом N 78-ФЗ “О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на
иные условия службы (работы)“, принятым 30.06.2002 и введенным в действие с 02.07.2002, на основании которого произошло реформирование системы денежного довольствия сотрудников некоторых федеральных органов и учреждений, в том числе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Пунктом 1 ст. 1 этого Федерального закона определена следующая структура денежного довольствия сотрудников: денежное довольствие состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.

Согласно пунктам 6 и 8 ст. 1 этого Федерального закона размеры процентной надбавки за выслугу лет и других дополнительных выплат определяются в зависимости от размера оклада денежного содержания.

Следовательно, по смыслу указанной нормы основой для начисления всех надбавок и иных дополнительных выплат является оклад денежного содержания, состоящий из оклада по занимаемой штатной должности и оклада по специальному званию.

Последующим законодательством, принятым в развитие указанного Федерального закона, определены размеры процентных надбавок за выслугу лет, основания и порядок исчисления таких надбавок и иных дополнительных выплат.

В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 N 487 “Об установлении окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации“ во исполнение вышеназванного Федерального закона N 78-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. N 672 “О денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации,
Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации“ с 01.07.2002 установлены Размеры окладов по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации согласно приложению N 1; с 01.01.2003 - Размеры окладов по специальным званиям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации согласно приложению N 2.

В соответствии с пунктом 6 названного Постановления оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2002.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2003 N 33 “О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации“, принятым во исполнение положений Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ, утверждены положения о выплате премии за образцовое исполнение служебных обязанностей и об оказании материальной помощи, размеры которых определяются также исходя из оклада денежного содержания.

Таким образом, с 01.07.2002 все дополнительные выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы исчисляются из окладов денежного содержания.

Письмо Главного управления исполнения наказаний
Министерства юстиции Российской Федерации от 19.08.2003 N 18/16/2-411 “О разъяснении порядка исчисления денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы“, на которое сослался суд, носило разъяснительный характер и не устанавливало иного, по сравнению с Федеральным законом N 78-ФЗ и законодательством, принятым во исполнение этого Федерального закона, порядка исчисления денежного содержания.

В этом письме, в частности, указывалось, что увеличения и надбавки к должностному окладу, предусмотренные ст. 36 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“, не образуют увеличенный оклад денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы, а по смыслу ч. 7 ст. 1 Закона Российской Федерации “О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)“ при выплате денежного довольствия сотрудникам уголовно-исполнительной системы допускаются иные дополнительные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, в том числе вышеуказанной правовой нормой.

Кроме того, суждения относительно правовой природы устанавливаемых в силу Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 и Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 477 размеров увеличения должностных окладов персоналу учреждений как надбавок, дополнительных выплат, которые уже по этому основанию не могут учитываться, в частности, при определении размера вознаграждения за добросовестное исполнение обязанностей по итогам года, содержатся в Определении Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2005 N КАС05-162, которое при разрешении спора не принято во внимание мировым судьей, хотя принцип исчисления и вознаграждения по итогам года, и надбавки за выслугу лет, за сложность и напряженность одинаков: увеличения и надбавки к должностному окладу,
предусмотренные ст. 36 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“, не образуют увеличенный оклад денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы, как ошибочно, без какого-либо правового обоснования такого порядка исчисления, указано в решении суда.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 36 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ должностные оклады персонала увеличиваются, в том числе, в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания, характера и сложности выполняемой работы - в размере от 15 до 20 процентов, а в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности - до 50 процентов по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению центрального органа уголовно-исполнительной системы (в редакции Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ).

В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона “О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)“ особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий сотрудников определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

До вступления в силу Федерального закона N 78-ФЗ размер денежного довольствия сотрудников уголовно-исполнительной системы определялся в соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ (в редакции Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ), согласно которой порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентировались настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, Положением о службе в учреждениях и
органах уголовно-исполнительной системы, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации (в первоначальной редакции было указано, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентировались настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 52 Положения “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации“, распространяющегося и на учреждения уголовно-исполнительной системы, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1 (в редакции до ее исключения Федеральным законом от 30.06.2002 N 78-ФЗ), денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел включало в себя оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному специальному званию, процентную надбавку за выслугу лет, исчисляемую с учетом воинской и других предусмотренных правовыми актами видов государственной службы, процентную надбавку за ученую степень в размере 5 процентов от должностного оклада кандидату наук и 10 процентов - доктору наук и процентную надбавку за ученое звание, стоимость продовольственного пайка (если он не выдан в натуральном виде), другие денежные выплаты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД Российской Федерации от 30.09.1999 N 750, денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности (должностной оклад), оклад по присвоенному специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания или денежное содержание; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; стоимость продовольственного пайка (если он не выдан в натуральном виде); другие денежные выплаты, устанавливаемые законодательством Российской Федерации, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 81 указанного Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел (в редакции до внесения изменений Приказом МВД Российской Федерации от 18.04.2002 N 363) процентная надбавка за выслугу лет выплачивалась ежемесячно к должностным окладам с учетом повышений должностных окладов за службу в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и окладам по присвоенным специальным званиям сотрудников. И лишь Приказом МВД Российской Федерации от 18.04.2002 N 363 в этот пункт внесены изменения и установлено, что процентная надбавка за выслугу лет выплачивается ежемесячно к должностным окладам и окладам по присвоенным специальным званиям сотрудников. В соответствии с п. 100 этого же Положения (в редакции до 16.04.2002) начальникам органов внутренних дел предоставлено право устанавливать сотрудникам надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы до 50 процентов должностного оклада.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 477 и Приказом МВД Российской Федерации от 20.07.1994 N 354, на которые имеются ссылки в решении мирового судьи, лишь устанавливались размеры увеличения должностных окладов (тарифных ставок), а не порядок исчисления надбавок к должностному окладу (или “увеличенному окладу“).

Таким образом, в действовавших до 01.07.2002 нормативных актах также отсутствовали положения об исчислении надбавки за выслугу лет, за сложность, напряженность и специальный режим службы, премии за образцовое исполнение служебных обязанностей, материальной помощи из так называемого “увеличенного“ должностного оклада, то есть должностного оклада с учетом увеличения на процентную надбавку для учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности по ст. 36 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“.

Производимый ответчиком ранее (до 01.09.2003) расчет денежного содержания сотрудников в ином, не предусмотренном законодательством порядке, при котором сотрудники получали большее денежное обеспечение, не мог сам по себе являться основанием для применения того же расчета судом к периодам после 01.09.2003.

С учетом изложенного решение мирового судьи не может быть признано законным и подлежит отмене.

Президиум считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, постановить новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. 386 - 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

решение мирового судьи судебного участка N 2 Тавдинского района Свердловской области от 04.05.2007 отменить.

Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Э. к Государственному унитарному предприятию учреждения И-299/1 ГУИН Минюста России и Федеральному государственному учреждению “Объединение исправительных колоний N 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области“ о взыскании разницы в денежном довольствии отказать.

Председатель

ОВЧАРУК И.К.