Решения и определения судов

Решение Калининградского областного суда от 22.03.2007 N 3-36/2007 По делу о признании недействующим пункта 1 статьи 1 Закона Калининградской области от 15.11.2006 N 76 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области“ в части изменений подпунктов 1, 2, 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 4 Закона Калининградской области от 16.12.2004 N 473 “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области“.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 марта 2007 г. N 3-36/2007

Калининградский областной суд в лице судьи Науменко Б.И.

при секретаре Минченко И.А.

с участием прокурора Сазоновой М.Д.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш.Е.А. о признании недействующим пункта 1 статьи 1 Закона Калининградской области от 15 ноября 2006 года N 76 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области“ в части изменений подпунктов 1, 2, 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года N 473 “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области“,

УСТАНОВИЛ:

15 ноября
2006 года Калининградской областной Думой был принят Закон Калининградской области N 76 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области“, которым в пункте 1 части 1 изменены меры социальной поддержки, предоставляющиеся в натуральной форме ветеранам труда, проживающим на территории Калининградской области, вступающий в силу с 1 января 2007 года.

Ш.Е.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим Закона Калининградской области от 15 ноября 2006 года N 76 в указанной выше части, полагая его не соответствующим Конституции Российской Федерации, ст. 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушающим его права, так как размер установленной оспариваемым Законом ежемесячной денежной компенсации в 1200 руб. недостаточен для того, чтобы компенсировать ранее установленные льготы в натуральной форме. Кроме того, он лишен права выбора между натуральными льготами и ежемесячной денежной выплатой, который ему гарантирован федеральным законодательством. Не согласен с финансово-экономическим обоснованием принятого Закона и методикой расчета ежемесячной денежной выплаты.

В судебном заседании Ш.Е.А. свое заявление поддержал, дав аналогичные объяснения. Кроме того, дополнительно выдвинул довод о том, что нарушена процедура принятия оспариваемого им Закона, так как не проводилось общественное обсуждение его проекта.

Представитель Калининградской областной Думы Петрак А.В. и Правительства Калининградской области Сухорученко Е.А. не согласились с доводами заявителя и просили в их удовлетворении отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения заявителя, представителей Калининградской областной Думы и Правительства Калининградской области, заключение прокурора об оставлении заявления без удовлетворения, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом “ж“ пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вопросы социальной защиты ветеранов в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ).

Согласно статье 22 Федерального закона N 5-ФЗ в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, устанавливаемые ветеранам труда законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 5-ФЗ).

Кроме того, подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ установлено, что социальная поддержка ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения и осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

С учетом положений федерального законодательства был принят Закон Калининградской области от 16.12.2004 N 473 “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области“ (далее - Закон области N 473), которым, в частности, было предусмотрено предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда и лицам, к ним приравненным (статья 4):

1) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений
(в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Правительством Калининградской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилого фонда;

2) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для его доставки. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;

3) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных);

4) оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов;

5) пользование поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы; бесплатное оказание медицинской помощи в областных учреждениях здравоохранения;

6) ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей.

Указанный Закон вступил в силу с 1 января 2005 года.

С принятием оспариваемого заявителем Закона области N 76, внесенного в областную Думу в порядке законодательной инициативы Губернатором Калининградской области, отдельные меры социальной поддержки, предоставлявшиеся в натуральной форме указанной категории лиц, были заменены на ежемесячную денежную выплату в размере 1200 рублей (пункт 1 статьи 1 Закона).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона области N 473 (в редакции Закона N 76)
размер указанной ежемесячной денежной выплаты индексируется с учетом темпов инфляции законами Калининградской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Кроме того, как следует из преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, данным Законом изменяется принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан.

При этом новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты.

Вместе с тем реализация принципа “монетизации“ льгот в соответствии с Федеральным законом не может быть основана на замене неопределенного (рассчитанного по усмотрению заявителей) объема ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот и предполагает расчет денежной компенсации на основании определенных (обобщенных) количественных показателей использования соответствующей льготы.

С учетом того, что методика исчисления размера денежной выплаты взамен ранее предоставлявшихся льгот федеральным законодательством не установлена, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить данную методику и установить в соответствии с ней размер денежной компенсации.

Кроме того, следует учитывать, что федеральным законодателем в отношении субъектов Российской Федерации не установлены и нормы о необходимости предоставления последними конкретных видов льгот и размерах денежных компенсаций соответствующим категориям граждан.

В силу положений статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Согласно представленным Правительством области сведениям
расходы на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ в 2004 году составили 11800000 руб., в соответствии с Законом Калининградской области “Об областном бюджете на 2006 год“ на возмещение предоставленных льгот и ежемесячную денежную выплату в 2006 году было выделено 205354100 руб., а Законом Калининградской области “Об областном бюджете на 2007 год“ предусмотрено выделение на предоставление данной категории граждан мер социальной поддержки 345930100 руб.

Независимо от числа ветеранов, которое, по мнению заявителя, по данным госстатистики отличается от данных Правительства области, размер финансирования на 2007 год на возмещение предоставленных льгот ветеранам значительно вырос.

С учетом этого суд приходит к выводу о том, что Закон области N 76 от 15 ноября 2006 года не ухудшает условий предоставления соответствующих льгот ветеранам и, соответственно, не противоречит приведенным положениям Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года.

Сама по себе замена ранее предоставлявшихся льгот в натуральном виде на ежемесячную денежную компенсацию не может свидетельствовать о противоречии оспариваемого Закона области федеральному законодательству. Полномочия по осуществлению мер социальной поддержки ветеранов переданы субъектам Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что расчет размера ежемесячной денежной компенсации должен быть произведен исходя из фактических затрат конкретного лица (в частности - по оплате коммунальных услуг, проезду в транспорте), а в противном случае должны быть предоставлены льготы в натуральном виде, не основаны на законе, поскольку методика расчета ежемесячной денежной выплаты ни федеральным, ни областным законодательством не установлена.

Расчет размера ежемесячной денежной выплаты с учетом средней стоимости оплаты услуг ЖКХ на один квадратный метр и среднемесячного количества поездок как в городском, так и в пригородном железнодорожном транспорте федеральному законодательству не
противоречит.

Также заявитель ссылается на нарушение оспариваемым Законом пункта 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому он не может в полной мере осуществить свое право на пользование земельным участком.

Однако этот довод нельзя признать обоснованным, поскольку указанная статья Гражданского кодекса Российской Федерации имеет другой предмет регулирования (основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком). К тому же оспариваемый заявителем Закон вообще не регулирует вопросы собственности и иных вещных прав на землю.

Кроме того, Ш.Е.А. выдвинул требование о предоставлении ветерану права выбора на получение мер социальной поддержки в натуральной форме либо в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 1200 рублей.

Этот вопрос, поставленный заявителем, по существу, сводится к понуждению областной Думы принять новый закон о внесении изменений в оспариваемый им Закон области N 76.

Также заявитель ссылается на нарушение процедуры принятия оспариваемого им Закона, проект которого не был вынесен на общественное обсуждение.

Однако эти вопросы не входят в компетенцию суда, рассматривающего дело об оспаривании нормативного правового акта в порядке главы 24 ГПК РФ.

Исходя из конституционного принципа разделения властей суды не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность соответствующих органов законодательной власти, контролировать процедуру подготовки ими проектов правовых актов, понуждать к принятию нормативных правовых актов или вносить изменения в уже принятые акты.

Что касается соответствия оспариваемого Закона области N 76 положениям статей 15, 17, 19, 27, 37, 41, 55 Конституции Российской Федерации, то согласно подпункту “а“ пункта 1 статьи 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, пункту 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение данного вопроса относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.

На основании ч.
1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку Закон Калининградской области в оспариваемой части не противоречит действующему федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ш.Е.А. о признании недействующим пункта 1 статьи 1 Закона Калининградской области от 15 ноября 2006 года N 76 “О внесении изменений в Закон Калининградской области “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области“ в части изменений подпунктов 1, 2, 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года N 473 “О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области“ оставить без удовлетворения.

Решение в течение десяти дней может быть обжаловано в Верховном Суде Российской Федерации через Калининградский областной суд.

Решение в окончательной форме принято 27 марта 2007 года.

Судья

Б.И. Науменко