Решения и определения судов

Постановление президиума Нижегородского областного суда от 15.03.2007 по делу N 44-г-41-2007 Признание безвестно отсутствующим гражданина, являющегося военнослужащим и самовольно покинувшего часть, в отношении которого возбуждено уголовное дело, необоснованно, так как влечет невозможность привлечения его к уголовной ответственности за самовольное оставление части.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Президиум

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2007 года Дело N 44-г-41-2007“

(извлечение)

Президиум в составе председателя Попова В.Ф. и членов президиума Лазорина Б.П., Лысова М.В., Серова В.А., Сухарева И.М., Щербаковой А.А., по докладу судьи областного суда Кручинина М.А., с участием заместителя прокурора Нижегородской области Санинского Р.А., рассмотрев гражданское дело по надзорному представлению прокурора Нижегородской области на решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 23 ноября 2005 года по заявлению Д-вой Г.А., военного комиссара Краснобаковского района Нижегородской области о признании безвестно отсутствующим Д-ва А.А.,

установил:

Д-ва Г.А. обратилась в суд с заявлением о признании безвестно отсутствующим своего сына Д-ва А.А., указывая, что 27 апреля 2004 года ее
сын был призван на военную службу в Вооруженные Силы РФ, военную службу он проходил в войсковой части N 73535 Одинцовского района Московской области. 9 ноября 2004 года сын самовольно оставил место прохождения военной службы, с этого времени сведения о месте его пребывания отсутствуют, никаких известий от сына не поступает, поиски результатов не принесли. Просила суд признать сына безвестно отсутствующим.

Военный комиссар Краснобаковского района Нижегородской области также обратился в суд с заявлением о признании безвестно отсутствующим Д-ва А.А., который 9 ноября 2004 года самовольно оставил место прохождения военной службы, сведения о месте его пребывания отсутствуют, разыскные мероприятия результатов не дали. Просил суд признать Д-ва А.А. безвестно отсутствующим для снятия его с воинского учета в Краснобаковском военном комиссариате Нижегородской области и исключения из списков личного состава воинской части.

Решением Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 23 ноября 2005 года Д-в А.А., 14 декабря 1985 года рождения, уроженец села Трофимово Лысковского района Горьковской области, признан безвестно отсутствующим.

В кассационном порядке решение не обжаловалось.

В надзорном представлении прокурор Нижегородской области просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Дело истребовано в Нижегородский областной суд и передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Нижегородского областного суда.

Обсудив доводы надзорного представления прокурора области, заслушав доклад судьи областного суда Кручинина М.А., заслушав заместителя прокурора Нижегородской области Санинского Р.А., президиум областного суда находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим мотивам.

В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального
или процессуального права.

По настоящему делу суд первой инстанции допустил существенные нарушения норм материального и процессуального права, а именно положений статьи 42 ГК РФ, статьи 67, части 4 статьи 198 ГПК РФ.

Согласно статье 42 ГК РФ гражданин может быть признан безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

В соответствии со статьей 277 ГПК РФ в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина.

Из приведенных норм материального и процессуального права следует, что признание гражданина безвестно отсутствующим направлено прежде всего на защиту прав и интересов обратившихся в суд лиц, для которых признание гражданина безвестно отсутствующим должно повлечь возникновение соответствующих прав и обязанностей. Цель, для достижения которой заявителю необходимо признание гражданина безвестно отсутствующим, должна носить правовой характер, т.е. иметь связь с правовыми последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим.

Поэтому суд первой инстанции при рассмотрении дела обязан был установить, какие правоотношения существуют между заявителем - военным комиссариатом Краснобаковского района Нижегородской области и Д-вым А.А.; выяснить, какую цель преследуют военный комиссариат и Д-ва Г.А., обращаясь в суд с заявлением о признании его безвестно отсутствующим; определить, носит ли цель предъявление заявления правовой характер.

При рассмотрении дела суд обязан также установить, не является ли отсутствие гражданина умышленным, в частности, не скрывается ли он с целью избежания наказания. В том случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что гражданин отсутствует в месте постоянного жительства, но имеются сведения о том, что
он находится в другом месте, у суда не имеется оснований для признания гражданина безвестно отсутствующим.

Вместе с тем из материалов дела следует, что Д-в А.А. был призван военным комиссариатом Краснобаковского района Нижегородской области на военную службу, которую проходил в воинском звании рядовой в войсковой части N 73535, расположенной в Одинцовском районе Московской области. 9 ноября 2004 года Д-в А.А. самовольно оставил место службы, в связи с чем в отношении него возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 337 УК РФ.

9 декабря 2004 года по указанному уголовному делу в отношении Д-ва А.А. вынесены постановления о привлечении его в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 337 УК РФ, а также о его розыске.

В силу положений пункта 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“ окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда военнослужащий находится под следствием.

Поэтому заслуживает внимания и оценки довод надзорного представления прокурора о том, что признание Д-ва А.А. безвестно отсутствующим повлечет исключение его из списков личного состава воинской части, что фактически приведет к невозможности привлечения его к уголовной ответственности по части 4 статьи 337 УК РФ, так как он перестанет быть военнослужащим, а следовательно, субъектом указанного состава преступления.

Таким образом, Краснобаковский районный суд Нижегородской области в нарушение статьи 67, части 4 статьи 198 ГПК РФ не установил обстоятельства, имеющие значение
для дела, не дал оценки представленным доказательствам.

С учетом приведенных выше обстоятельств решение о признании Д-ва А.А. безвестно отсутствующим не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум Нижегородского областного суда

постановил:

Решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 23 ноября 2005 года по заявлению Д-вой Г.А., военного комиссара Краснобаковского района Нижегородской области о признании безвестно отсутствующим Д-ва А.А. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Краснобаковский районный суд Нижегородской области.

Председатель

В.Ф.ПОПОВ