Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.10.2007 N А33-6273/2007-03АП-782/2007 по делу N А33-6273/2007 Государственная регистрация органов местного самоуправления как юридических лиц регулируется ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ с особенностями, установленными в ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, поэтому регистрирующим органом является налоговая инспекция.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2007 г. N А33-6273/2007-03АП-782/2007

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хасановой И.А.,

судей: Филиповой Л.В., Гуровой Т.С.,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю, п. Курагино

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 30 июля 2007 по делу N А33-6273/2007,

принятое судьей Ярош Г.В.

В судебном заседании участвовали:

от Управления культуры администрации Курагинского района: Гришина Т.И. - представитель по доверенности от 14.06.2007;

от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю, п. Курагино Курагинского района Красноярского края: Налькин А.М., - представитель по доверенности от 05.10.2007; Семенов А.В., - представитель по
доверенности от 05.10.2007.

Протокол судебного заседания велся секретарем судебного заседания Шкреба К.В.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 8 октября 2007. В полном объеме постановление изготовлено 10 октября 2007 года.

Управление культуры администрации Курагинского района обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю 07-02 от 02.04.2007 об отказе в государственной регистрации отдела культуры администрации Курагинского района недействительным.

Определением от 15.06.2007 к участию в деле привлечена администрация Курагинского района в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.07.2007 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю 07-02 от 02.04.2007 об отказе в государственной регистрации отдела культуры администрации Курагинского района признано недействительным. Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно об изменении сведений об организационно-правовой форме и наименовании Управления культуры администрации Курагинского района.

Не согласившись с принятым по делу N А33-5027/2007 решением Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю, п. Курагино обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, считает, что указанное решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, поэтому подлежит отмене и прекращению производства по делу. В обоснование жалобы указаны следующие доводы:

- Управление культуры является структурной единицей администрации Курагинского района, то есть входит в состав исполнительного органа, и как следствие не подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном для юридических лиц;

- в соответствии с пунктом 1.2 Положения об Управлении культуры Курагинского района,
утвержденного Решением Совета депутатов N 10-72 от 26.01.2006, управление создано администрацией Курагинского района. С момента создания управления культуры 20.10.2000 и до настоящего момента в ЕГРЮЛ в разделе “сведения об учредителях“ учредителем значится администрация Курагинского района. Изменения, приводящие учредительные документы в соответствие с требованиями ФЗ N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, касающиеся состава учредителей и права представительного органа выносить решения, являющиеся основанием для государственной регистрации, не выносились. Таким образом, Решение Курагинского районного Совета депутатов N 23-179Р от 16.02.2007 “Об утверждении Положения об отделе культуры администрации Курагинского района“ не может быть признано соответствующим статье 17 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“;

- поскольку Управление культуры администрации Курагинского района является структурным подразделением администрации Курагинского района, не имеет в качестве основной цели извлечение прибыли, является некоммерческой организацией, на управление распространяется действие ФЗ “О некоммерческих организациях“. Исходя из сказанного, следует, что при государственной регистрации необходимо применять правила статьи 13.1 ФЗ “О некоммерческих организациях“. В таком случае регистрирующим органом будет являться территориальный орган Федеральной регистрационной службы;

- дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонения от государственной регистрации других организаций, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежит рассмотрению арбитражным судам.

Управление культуры администрации Курагинского района в возражениях на апелляционную жалобу указывает:

- к органам государственной власти, органам местного самоуправления и их структурным подразделениям, наделенным правом юридического лица не могут применяться положения главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“. Действующим ФЗ
“О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ предусмотрена государственная регистрация только коммерческих и некоммерческих организаций, получающих статус юридического лица с момента своего юридического создания, который в свою очередь приурочен к моменту государственной регистрации. На органы государственной власти и местного самоуправления нормы данного Закона распространяться не могут, в данном случае должна применяться статья 10 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, которая предусматривает, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, так как установленный данным Законом порядок применим не для всех видов юридических лиц. Статья 41 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации“ определяет, что основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решения представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем представительным органом муниципального образования. Во исполнение указанной нормы Закона Курагинский районный Совет депутатов принял Решение от 26.01.2006 N 10-72р “Об учреждении органов администрации района с правами юридического лица“, которым учреждены органы администрации района, в том числе и управление культуры. Решением Курагинского районного Совета депутатов от 26.12.2006 N 22-168р Управление культуры администрации реорганизовано (переименовано) в отдел культуры администрации района. Решением Курагинского районного Совета депутатов утверждено Положение об отделе культуры администрации Курагинского района, в пункте 1.2 которого установлено, что отдел является правопреемником Управления культуры, следовательно, выводы налоговой службы не соответствуют действующему законодательству;

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 5 статьи 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

- статья 13.1 ФЗ “О некоммерческих организациях“ предусматривает, что решение о государственной регистрации
(отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается Федеральной регистрационной службой (Росрегистрация). Но часть 5 указанного Закона говорит о том, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также на государственные и муниципальные учреждения, тем самым, подтверждая особенности правового статуса органов местного самоуправления. Следовательно, в данном случае регистрирующим органом должна являться налоговая служба;

- в апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции;

- согласно статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации юридических лиц. Причем дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Администрация Курагинского района, уведомленная надлежащим образом о рассмотрении жалобы (почтовое уведомление N 99758) в судебное заседание не явилась, отзыв на жалобу не представила.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьего лица.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно свидетельству N 001802367 о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице Управление культуры администрации Курагинского района зарегистрировано администрацией Курагинского района Красноярского края 20.10.2000 N 188.

Решением Курагинского районного Совета депутатов Красноярского края N 10-72р от 26.01.2006 учреждены органы администрации района: финансовое управление, управление экономики и имущественных отношений, управление культуры, отдел сельского хозяйства и наделены правами юридического лица.

В соответствии с Положением об Управлении
культуры администрации Курагинского района, утвержденного Решением районного Совета депутатов N 10-72р от 26.01.2006, управление является структурным подразделением администрации Курагинского района, финансируется за счет средств районного бюджета и других источников финансирования, обладает правами юридического лица.

Решением Курагинского районного Совета депутатов Красноярского края N 22-168р от 26.12.2006 с учетом внесенных в него изменений Решением N 23-180р от 16.02.2007, Управление культуры администрации района переименовано в отдел культуры администрации района.

В соответствии с Положением об отделе культуры администрации Курагинского района отдел, района является структурным подразделением администрации Курагинского района, правопреемником Управления культуры администрации Курагинского района. Финансируется за счет средств районного бюджета и других источников финансирования, обладает правами юридического лица.

Отдел культуры администрации Курагинского района обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно об изменении сведений об организационно-правовой форме и наименовании юридического лица.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю 02.04.2007 принято решение 07-02 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ необходимых для государственной регистрации документов.

В решении 07-02 от 02.04.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю в качестве причины отказа в государственной регистрации указано на то, что отсутствуют изменения, вносимые в учредительные документы, а также решение о внесении изменений в учредительные документы.

Ссылаясь на неправильное применение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю пункта 1 статьи 9 Федерального закона “Об автономных учреждениях“, на нарушение статьи 10 Федерального закона “О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, статьи 41 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Управление культуры администрации Курагинского района просит признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю 07-02 от 02.04.2007 об отказе в государственной регистрации отдела культуры администрации Курагинского района недействительным.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 46 предусмотрена гарантия каждому судебной защиты его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иным правовым актам, так
и нарушение этими актами, действиями (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций, и иных лиц, обратившихся в арбитражный суд с соответствующим требованием.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю в решении 07-02 об отказе в государственной регистрации, указывает на то что, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях“ к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относится: утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений. Регистрирующий орган указывает, что среди представленных для регистрации документов отсутствуют: изменения, вносимые в учредительные документы, а также решение о внесении изменений в учредительные документы, кроме
того, заявитель в апелляционной жалобе указанную причину отказа в регистрации указывает как довод.

Данный довод не обоснован, поскольку согласно статье 10 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации“ основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решения представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем представительным органом муниципального образования.

Курагинский районный Совет депутатов принял решение от 26.01.2006 N 10-72р “Об учреждении органов администрации района с правами юридического лица“, которым учреждены органы администрации района, в том числе и управление культуры. Решением Курагинского районного Совета депутатов от 26.12.2006 N 22-168р Управление культуры администрации переименовано в отдел культуры администрации района. Решением Курагинского районного Совета депутатов N 10-72р от 26.01.2006 утверждено Положение об отделе культуры администрации Курагинского района, в пункте 1.2 которого установлено, что отдел является правопреемником Управления культуры. Решение Курагинского районного Совета депутатов N 23-179р от 16.02.2007 и Положение об отделе культуры администрации Курагинского района были представлены регистрирующему органу. Поэтому основания для отказа в государственной регистрации юридического лица отсутствовали.

В силу статьи 13.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях“ предусматривает, что решение о государственной регистрации (отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается Федеральной регистрационной службой (Росрегистрация). Однако, часть 5 указанного Закона говорит о том, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также на государственные и муниципальные учреждения, тем самым, подтверждая
особенности правового статуса органов местного самоуправления. То есть, в данном случае регистрирующим органом должна являться налоговая служба. Следовательно, довод заявителя о том, что Управление культуры администрации Курагинского района обратилось в ненадлежащий орган не обоснован.

На основании пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Пунктом 1 статьи 44 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ установлено, что уставом муниципального образования должна определяться, в том числе, структура и порядок формирования органов местного самоуправления. Согласно части 2 статьи 33 Устава муниципального образования Курагинский район в компетенции районного Совета депутатов (представительного органа) находится утверждение структуры администрации района, а также принятие решений о создании органов администрации района в качестве юридических лиц и утверждение положений о них.

Части 7 и 8 статьи 37 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ устанавливают, что местная администрация обладает правами юридического лица, структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Управление культуры администрации района является отраслевым (функциональным) органом местной администрации в сфере создания условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры. Органы исполнительной власти не подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для юридических лиц.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что применительно к органам местного самоуправления их правоспособность, как юридических лиц не связана с моментом государственной регистрации, а вытекает непосредственно из нормативных правовых актов, определяющих статус этих органов законны и обоснованы.

Согласно статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации юридических лиц. Кроме того, дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Следовательно, довод заявителя о неподведомственности рассмотрения данного дела арбитражному суду не обоснован.

При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю, п. Курагино Курагинского района Красноярского края отсутствуют, решение арбитражного суда первой инстанции от 30.07.2007 является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 июля 2007 года по делу N А33-6273/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Красноярскому краю, п. Курагино в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

И.А.ХАСАНОВА

Судьи:

Т.С.ГУРОВА

Л.В.ФИЛИПОВА