Решения и определения судов

Решение Верховного суда РС(Я) от 05.03.2007 по делу N 3-7/07 О признании пункта 1 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) “Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“ от 30.11.2004 173-З N 353-III недействующим.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 марта 2007 г. по делу N 3-7/07

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующей Семеновой М.Н. с участием прокурора Федоровой Р.Е. при секретаре Дьячковской Н.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 5 марта 2007 года

Дело по заявлению МО “Беллетский эвенкийский национальный наслег“ о признании недействующим ст. 4 п. 1 Закона РС(Я) от 30 ноября 2004 года 173-З N 353-3 “Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“, суд

установил:

Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 30.11.2004 был принят Закон РС(Я) “Об установлении границ и
о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“ и был опубликован в газете “Якутия“ 31.12.2004.

Муниципальное образование “Беллетский эвенкийский национальный наслег“ обратился в Верховный суд РС(Я) с заявлением о признании недействующим отдельных положений Закона РС(Я) ввиду их противоречия федеральному закону и нарушения прав и свободы малочисленных народов Севера.

В судебном заседании Глава муниципального образования Анисимов П.П. поддержал заявление полностью, просит удовлетворить заявление.

Представитель МО Тоскин С.И. заявление поддержал, при этом пояснил, что Административная территория Беллетского наслега была установлена в 2000 году на основании решения Алданского районного Собрания и утверждена постановлением Правительства РС(Я) в 2004 году. Границы муниципального образования образованы в черте поселков Хатыстыр и Угоян их соединяет река с территорией 100 метров с обеих сторон. Заявитель утверждает, что существующие границы поселения установлены без учета исторически сложившихся земель наслега и не согласованы с мнением населения. Прилегающие к населенным пунктам земли общего пользования и территории традиционного природопользования эвенков, отнесены к межселенным территориям, управляемым органами местного самоуправления МО “Алданский район“. В результате в состав территории поселения не вошли земли сельскохозяйственного назначения, используемые населением под сенокосные угодья, оленьи пастбища, охотничьи угодья и для рыболовства. Тем самым нарушены права и свободы эвенков Якутии, гарантируемые Конституцией РФ и Федеральными законами на осуществление местного самоуправления. Просит признать недействующей ст. 4 п. 1 Закона РС(Я).

Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Оконешников В.Ю. с заявлением не согласен. При этом считает, что при установлении границ МО “Беллетский наслег“ были соблюдены положения ст. 11 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ и ст. 99 ч. 3 Конституции РС(Я), в соответствии с которой
установление и изменение границ муниципальных образований определяется законом РС(Я) с учетом мнения населения соответствующих территорий. Решение в отношении границ было принято представительным органом Алданского районного собрания. Поэтому считает, что оспариваемая норма Закона РС(Я) не противоречит федеральному закону и не нарушает права и законные интересы коренных малочисленных народов. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Представитель комиссии по вопросам административно-территориального устройства и географическим названиям РС(Я) Калмыкова А.И. поддержала пояснение представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я). При этом добавила, что на момент принятия закона на территории Беллетского наслега Муниципального образования не существовало. При установлении территорий муниципальных образований, просили представить решение именно представительного органа. Поскольку представительного органа на территории наслега не было, решение было принято представительным органом Алданского районного собрания. Права коренных малочисленных народов не были нарушены, они как и раньше на этих землях охотятся, занимаются оленеводством, рыболовством. Просит отказать в удовлетворении заявления.

Выслушав пояснение участников процесса, заключение прокурора, исследовав представленный материал, обозрев карту МО “Алданский район“, суд приходит к следующему выводу.

Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) был вправе принимать подобные акты, носящие нормативный характер. Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.

Законом РС(Я) “Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“ от 30 ноября 2004 года образовано муниципальная единица “Беллетский наслег“ с утверждением границ согласно картографических описаний и наделением его статусом сельского поселений. Граница муниципального
образования утверждена в пределах черты сельских поселений. А оставшиеся за пределами поселений территории отнесены к межселенной территории муниципального образования “Алданский район“.

В судебном заседании установлено, что Беллетский наслег попал в Всероссийский перепись еще в 1928 году по Томмотскому району. Коренные жителями наслега эвенки занимаются оленеводством, охотой и рыболовством, что является основной деятельности населения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 1993 года N 22 был установлен Перечень районов проживания малочисленных народов Севера (с изменениями от 07.10.1993, 23.01.2000), где Анаминские, Беллетские сельсоветы Алданского района были признаны местами проживания малочисленных народов Севера.

Решением сессии Алданского улусного Собрания от 17 апреля 2000 года утверждены административно-территориальные границы местных администраций и наслегов Алданского улуса в рамках границ ранее существовавших городских, сельских, поселковых Советов народных депутатов Алданского района.

Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 05.03.2002 установлены границы административно-территориальных единиц в составе Алданского улуса РС(Я): городов Алдан, Томмот и других, а также Анаминского, Беллетского, Буягинского и Якокутского наслегов.

Следовательно, традиционное место проживания эвенков, как малочисленные народы Севера закреплено законодательно нормативными актами. Эти земли признаны исконной средой обитания с традиционным укладом жизни коренных народов.

Согласно ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“ от 07.05.2001 традиционное природопользование рассматривает как исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использование объектов животного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами и лицами, постоянно проживающими в местах традиционной хозяйственной деятельности. К традиционному природопользованию можно отнести такие виды хозяйственной деятельности как оленеводство, охотничий промысел, рыболовство.

В соответствии с ФЗ территории традиционного природопользования подразделяются на поселения, в том числе на поселения, имеющие временное значение
и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбище, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов, участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного образа жизни.

Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями об этих территориях, утвержденным соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам и общинам.

Данное положение соответствует Конвенции N 169 МОТ “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах“, где требуется учитывать в национальных законах обычаи и обычное право.

К моменту принятия Закона РС(Я) согласно ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131 в части установления территорий муниципальных образований существовал ряд требований, которые должны быть учтены в законах субъектов РФ при установлении границ муниципальных единиц. Согласно п. 3 ст. 11 ФЗ территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов; прилегающие к ним земли общего пользования; территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения; рекреационные земли; земли для развития поселения.

При установлении границ муниципального образования, где проживают малочисленные народы Севера и ведут традиционный образ жизни, республиканский законодатель должен был учитывать интересы населения и соблюсти требование закона.

Но при этом необходимо отметить, что федеральным законом при установлении границ муниципального образования не установлено обязательный учет мнения населения, если к моменту вступления закона не были проявлены отношения населения по этому вопросу. Между тем, ст. 99 ч. 3 Конституции Республики Саха (Якутия) предусмотрено, что установление границ определяется с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Однако судом установлено, что учет мнения населения путем ли опроса, сходов, собраний, консультаций, конференций или публичных слушаний не было проведено.
Что противоречит конституционному закону республики и требованиям федерального законодательства.

Таким образом, установление границ МО “Беллетский наслег“ произведено без учета исторически сложившиеся территорий малочисленных народов. Считаю, что земля которая использовалась как среда обитания малочисленных народов с традиционным укладом жизни должны быть предназначены для ведения традиционного для жителей наслега видов хозяйственной деятельности и должны находиться в составе земель сельского поселения.

В связи с тем, что ранее используемая территория отошла к межселенной территории, МО потеряла права распоряжаться землями для ведения традиционного хозяйствования, а также территорию являющейся налогооблагаемой базой для формирования местного бюджета. Тем самым нарушены права малочисленного населения на осуществления местного самоуправления.

Решением Беллетского наслежного Совета депутатов Алданского района от 28 ноября 2005 года муниципальное образование “Беллетский наслег“ переименован в муниципальное образование “Беллетский эвенкийский национальный наслег“.

Анализ приведенных норм республиканского и федерального закона свидетельствует о том, что оспариваемые нормы закона противоречат федеральному законодательству и Конституции РС(Я).

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить заявление Муниципального образования “Беллетский эвенкийский национальный наслег“.

Признать пункт 1 ст. 4 Закона Республики Саха (Якутия) “Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“ от 30 ноября 2004 года недействующим с момента вступления решения в законную силу.

Сведения о принятом решении опубликовать в газете “Якутия“ и “Саха сирэ“.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующая

М.Н.СЕМЕНОВА

Справка: Решение суда вступило в силу с 16 марта 2007 года.