Решения и определения судов

Решение Псковского областного суда от 05.03.2007 N 3-5/2007 Об отказе в удовлетворении заявления о признании Закона Псковской области от 11.01.2005 N 409-оз “О стипендиальном обеспечении обучающихся и студентов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Псковской области“ противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части.

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 5 марта 2007 г. N 3-5/2007

Псковский областной суд Псковской области в составе:

председательствующего Новиковой Л.А.,

с участием прокурора Горбань А.А.

при секретаре Фатькиной Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Псковской области о признании Закона Псковской области “О стипендиальном обеспечении обучающихся и студентов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Псковской области“ N 409-оз от 11 января 2005 года противоречащим федеральному законодательству в части,

установил:

постановлением Псковского областного Собрания депутатов принят Закон Псковской области “О стипендиальном обеспечении обучающихся и студентов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Псковской области“ N 409-оз от
11 января 2005 года, который был опубликован в средствах массовой информации - газете “Псковская правда“ 18 января 2005 года. Законом Псковской области от 27 июля 2005 года N 457-оз в указанный Закон внесены изменения.

Статьей 2 Закона Псковской области N 409-оз от 11 января 2005 года предусмотрены условия выплаты академических стипендий обучающимся учреждений начального и среднего профессионального образования.

Статья 3 этого Закона предусматривает условия выплаты социальных стипендий студентам учреждений среднего профессионального образования.

Прокурор Псковской области в порядке ст.ст. 45, 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением, в котором просит признать статьи 2 и 3 Закона Псковской области “О стипендиальном обеспечении обучающихся и студентов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Псковской области“ N 409-оз от 11 января 2005 года противоречащими федеральному законодательству.

Эти требования мотивированы следующим.

Согласно п. 3 ст. 3, п. 5 ст. 5 Закона РФ “Об образовании“, п. 2 ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут ограничивать права лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры и условия выплат не могут быть ниже размеров и условий выплат, которые предоставлялись по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Однако в статье 2 Закона области академические стипендии устанавливаются успевающим обучающимся
учреждений начального профессионального образования очной формы обучения, имеющим оценки не ниже “удовлетворительно“ по итогам текущей успеваемости за месяц, в то время как п. 1.3 Инструкции о порядке назначения и выплаты стипендий учащимся профессионально-технических училищ, утвержденной Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 30 декабря 1988 года N 570 (действовавшей до 1 января 2005 года), предусматривал назначение стипендий всем учащимся, зачисленным на обучение, а в последующие периоды обучения назначение стипендии производилось как по результатам зачетов, экзаменов, так и по итогам текущей успеваемости за половину срока обучения.

В статье 3 оспариваемого Закона области предусмотрена выплата социальных стипендий студентам учреждений среднего профессионального образования и не предусмотрены эти выплаты обучающимся в учреждениях начального профессионального образования, в то время как прежняя редакция п. 5 ст. 6 ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (действовавшая до 1 января 2005 года) предусматривала выплату стипендий всем обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере, который увеличивался не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении.

Таким образом, указал прокурор, не предусмотренное в Законе области увеличение академической стипендии на 50 процентов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, и установление ее выплат всем обучающимся лишь по итогам успеваемости за месяц, а также не с момента зачисления в образовательное учреждение, существенно ущемляет права данной категории граждан.

В ходе судебного разбирательства прокурор изменил свои требования.

Он отказался от требований по
вопросу установления академической стипендии с момента зачисления, поскольку в статью 2 внесены изменения, регламентирующие данный вопрос.

Настаивает на своих требованиях по вопросу установления академической стипендии обучающимся, зачисленным на обучение в учреждения начального профессионального образования, до первых итогов текущей успеваемости за месяц (абзац 1 статьи 2 Закона), а также успевающим обучающимся учреждений начального профессионального образования очной формы обучения, имеющим оценки не ниже “удовлетворительно“ по итогам текущей успеваемости за месяц (абзац 2 статьи 2 Закона). При этом указывает, что согласно пункту 1.4 вышеуказанной Инструкции учащимся, получившим неудовлетворительные оценки на экзаменах или по итогам текущей успеваемости и пересдавшим экзамены по этим предметам до окончания экзаменационного периода (установленного срока подведения итогов текущей успеваемости), стипендия назначается на общих основаниях, а учащимся, пересдавшим экзамены после экзаменационного периода или подведения итогов, стипендия может быть назначена с первого числа следующего за этим месяца.

В связи с тем, что в статье 3 оспариваемого Закона предусмотрено установление социальной стипендии лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, являющимся студентами учреждений среднего профессионального образования, прокурор полагает, что Закон области N 409-оз в редакции, не предусматривающей установление стипендий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, обучающимся в учреждениях начального профессионального образования, независимо от успеваемости, является незаконным. Указывает, что установление законом субъекта Российской Федерации неполных сведений ограничивает права граждан на получение тех или иных льгот, в связи с чем подобный закон должен быть признан противоречащим федеральному законодательству.

В связи с изложенным прокурор просит признать статью 2 Закона области N 409-оз в части установления обучающимся,
зачисленным на обучение в учреждения начального профессионального образования, до первых итогов текущей успеваемости за месяц (в абзаце 1 статьи 2 Закона), а также в части установления успевающим обучающимся учреждений начального профессионального образования очной формы обучения, имеющим оценки не ниже “удовлетворительно“ по итогам текущей успеваемости за месяц (в абзаце 2 статьи 2 Закона), противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня ее принятия. Кроме того, просит признать Закон области N 409-оз “О стипендиальном обеспечении обучающихся и студентов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Псковской области“ противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия в части, не предусматривающей право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, на получение стипендии независимо от успеваемости.

Представитель Псковского областного Собрания депутатов Ц. и представитель Администрации Псковской области Н. возражали против удовлетворения заявленных требований. Они пояснили, что академические стипендии назначаются в зависимости от успехов в учебе и статья 2 оспариваемого Закона не ухудшает положение обучающихся, так как предусматривает право для тех лиц, кто учится хорошо, получать повышенную стипендию через месяц, а для тех, кто плохо учится, - улучшить свою успеваемость. Считают, что неполнота Закона не может служить основанием для удовлетворения требования прокурора. При этом ссылаются на ст. 10 Конституции РФ и главу 24 ГПК РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 (ред. от 9
февраля 2007 года) “Об образовании“ в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

В части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ говорится о том, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплат, предоставляемых соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В статье 2 оспариваемого Закона области (абз. 1 - 3) предусмотрено, что академические стипендии устанавливаются:

обучающимся, зачисленным на обучение в учреждения начального профессионального образования, - с начала учебного года до первых итогов текущей успеваемости за месяц;

успевающим обучающимся учреждений начального профессионального образования очной формы обучения, имеющим оценки не ниже “удовлетворительно“, - по итогам текущей успеваемости за месяц.

Оспаривая Закон в этой части, прокурор исходил из того, что установление стипендий по итогам текущей успеваемости за
месяц ухудшает положение неуспевающих обучающихся, так как ранее стипендии устанавливались по итогам текущей успеваемости за половину срока обучения (шесть месяцев).

Между тем в самой Инструкции, на которую ссылается прокурор, говорится о том, что назначение стипендии учащимся производится как по результатам зачетов и экзаменов, так и по итогам текущей успеваемости за половину срока обучения, то есть говорится о разных сроках назначения стипендии.

Кроме того, академические стипендии назначаются студентам в зависимости от успехов в учебе и предназначены для поощрения успеваемости студентов, а социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи (такое понятие новой системы стипендиального обеспечения студентов дается в Типовом положении о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27 июня 2001 года N 487). Неуспеваемость влечет за собой утрату права на получение стипендии до ликвидации неуспеваемости.

Поэтому получение академической стипендии в обязательном порядке при неудовлетворительной успеваемости еще в течение полугода не может быть законным, так как эта стипендия не является социальной.

Следовательно, доводы прокурора о нарушении прав неуспевающих обучающихся и о противоречии статьи 2 оспариваемого Закона федеральному законодательству несостоятельны.

В статье 3 Закона Псковской области “О стипендиальном обеспечении обучающихся и студентов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Псковской области“ N 409-оз от 11 января 2005 года указывается, каким студентам учреждений среднего профессионального образования устанавливаются социальные стипендии.

В самом Законе не указан перечень лиц из числа студентов учреждений начального профессионального образования, имеющих право на социальные стипендии.

Оспаривая Закон в целом, прокурор исходил из того, что неполнота сведений ограничивает
права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, на получение социальных стипендий.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Псковской области N 411-оз принят 11.01.2005, а не 11.01.2006.

С такой позицией суд не может согласиться, поскольку само по себе отсутствие в оспариваемом Законе указания на установление социальных стипендий для этой категории лиц не влечет за собой прекращения выплаты этих стипендий, так как порядок выплаты стипендий обучающимся образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (ред. от 22 августа 2004 года) “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (пунктом 5 статьи 6) и Законом Псковской области от 11 января 2006 года N 411-оз “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ (пунктом 4 статьи 4).

Так, в пункте 4 статьи 4 Закона Псковской области N 411-оз указывается, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в областных образовательных учреждениях, помимо полного государственного обеспечения, выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером академической стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении в соответствии с законом области.

Законом Псковской области N 409-оз в статье 4 установлены размеры академической и социальной стипендий. Исходя из этого размера и определяется размер стипендии для указанной
категории лиц, обучающихся в областных образовательных учреждениях, куда входят учреждения как среднего, так и начального профессионального образования, финансируемые за счет средств областного бюджета.

Несостоятельны и доводы прокурора о том, что оспариваемый Закон области, не предусматривающий установление стипендии этой категории лиц независимо от успеваемости, является незаконным. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, назначаются социальные пенсии, которые не зависят от результатов успеваемости.

Социальные пенсии назначаются на учебный год независимо от успеваемости и в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке назначения и выплаты академической и социальной стипендии обучающимся, студентам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 26 декабря 2005 года N 501.

Кроме того, в соответствии со ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его вступления в законную силу или иного указанного судом времени. Таким образом, данная правовая норма не предусматривает права суда на признание нормативного акта недействующим в той части, которая отсутствует и не вступила в законную силу.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор.

Руководствуясь ст.ст. 191 - 199, 253 ГПК РФ,

решил:

прокурору Псковской области в удовлетворении заявления о признании Закона Псковской области “О стипендиальном обеспечении обучающихся и студентов в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся
в ведении Псковской области“ N 409-оз от 11 января 2005 года противоречащим федеральному законодательству в части отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Псковский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.