Решения и определения судов

Решение Ивановского областного суда от 08.02.2007 N 3-17/2007 О признании пунктов 3, 14 статьи 6 Закона Ивановской области N 75-ОЗ от 18 июля 2006 года “Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области“ противоречащими федеральному законодательству.

ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 8 февраля 2007 г. по делу N 3-17/2007

Именем Российской Федерации

Ивановский областной суд в составе председательствующего Неупокоевой Л.В. при секретаре Фуфыгиной Н.А. с участием прокурора Нармания Е.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Иваново 8 февраля 2007 года гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании частично недействующим Закона Ивановской области,

установил:

Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании пунктов 3, 14 статьи 6 Закона Ивановской области N 75-ОЗ от 18 июля 2006 года “Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области“ противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

Требования мотивированы следующим:

П. 3 ст.
6 Закона Ивановской области устанавливает периодичность вывоза мусора в соответствии с графиком, но не реже одного раза в три дня, тогда как п. 2.2.1 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 “Санитарные правила содержания территорий населенных мест“, утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, предусматривает срок хранения отходов в дворовых сборниках в теплое время года (при плюсовой температуре свыше +5 град. C) не более одних суток, а п. 4.8 ГОСТ Р 51617-2000 “Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия“, принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 158-СТ, - ежедневный вывоз твердых и жидких бытовых отходов при температуре выше +14 град. C;

П. 14 статьи 6 Закона Ивановской области определяет порядок расстановки урн в местах массового посещения населения - в указанных местах урны устанавливаются на расстоянии, не превышающем 100 м одна от другой, тогда как согласно п. 4.1 Санитарных правил во избежание захламления территорий массового посещения населения расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистрали (территории), но не более чем через 40 м на оживленных и 100 м на малолюдных, а п. 3.7.17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003, предусматривает расстояние между урнами не менее 50 м на тротуарах III категории, не более 100 м на остальных тротуарах.

Прокурор полагает, что противоречие оспариваемых норм Закона Ивановской области требованиям федерального законодательства заключается в том, что они не предусматривают дифференцированных требований к регулярности вывоза мусора и размещению урн в зависимости от критериев, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Представитель Ивановской областной Думы по
доверенности Масленников С.Л. и представитель Губернатора Ивановской области по доверенности Жукова Е.А. с заявлением не согласны. Считают, что оспариваемые нормы Закона Ивановской области не противоречат федеральному законодательству, приняты в пределах компетенции и полномочий Ивановской областной Думы.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Нармания Е.Б., поддержавшего заявление, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Ивановской областной Думой принят Закон Ивановской области N 75-ОЗ от 18 июля 2006 года “Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области“, который 28 июля 2006 года официально опубликован в “Ивановской газете“ N 146 (3778).

Закон устанавливает единые нормы и требования в сфере обеспечения чистоты и порядка, определяет требования к надлежащему состоянию и содержанию объектов, расположенных на территории Ивановской области, мест производства земляных, ремонтных и иных видов работ, порядок уборки и содержания территории, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренних производственных территорий, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории области земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Глава 2 Закона регламентирует правила организации и производства уборочных работ, статья 6 которой посвящена сбору и вывозу мусора.

П. 3 статьи 6 определяет, что вывоз мусора должен осуществляться в соответствии с графиком, но не реже одного раза в три дня,

а п. 14 регламентирует, что на автомобильных и железнодорожных вокзалах, пристанях, рынках, в аэропортах, парках, садах, зонах отдыха, учреждениях образования, здравоохранения и других местах массового
посещения населения, на улицах, у каждого подъезда жилых домов, на остановках общественного пассажирского транспорта, у входа в торговые объекты должны быть установлены урны. Урны на рынках, вокзалах и в других местах массового посещения населения, на улицах, во дворах, парках, садах и на других территориях устанавливают на расстоянии, не превышающем 100 метров одна от другой.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что п. 3, 14 ст. 6 указанного Закона Ивановской области противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ N 52-ФЗ от 30.03.1999 (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ), направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Таким образом, в силу ст. 3 законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Федеральному закону в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно ст. 22 Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

П. 2.2.1 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 “Санитарные правила содержания территорий населенных мест“,
утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, установлено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) - не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Пункт 4.1 Санитарных правил также определяет, что на всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, в аэропортах, на пристанях, рынках, остановках городского транспорта и других местах должны быть выставлены в достаточном количестве урны. Расстояние между урнами определяется органами коммунального хозяйства в зависимости от интенсивности использования магистрали (территории), но не более чем через 40 м на оживленных и 100 м на малолюдных. Обязательна установка урн в местах остановки городского транспорта и у входа в метро.

С доводами представителей Думы и Губернатора о том, что данные Санитарные правила не могут применяться на территории Российской Федерации, нельзя согласиться по тем основаниям, что они были приняты в соответствии с порядком, установленным на момент их издания, являются действующими, так как в соответствии со ст. 4 Закона РСФСР N 263-1 от 24.10.1990 “О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР“ акты СССР, изданные до принятия этого Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.

Кроме того, п. 4.8 ГОСТ Р 51617-2000 “Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия“, принятого постановлением Госстандарта РФ от
19.06.2000 N 158-СТ, регламентируется, что услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов должны оказываться в следующие сроки:

- не реже одного раза в три дня - при температуре воздуха до 14 град. C;

- ежедневно - при температуре воздуха выше 14 град. C.

Также п. 3.7.17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ N 1670 от 27 сентября 2003 года (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176), определено, что на территории каждого домовладения должны быть установлены урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу. Расстояния между урнами должны быть не менее 50 м на тротуарах III категории, не более 100 м на остальных тротуарах, во дворах, в местах возможного образования мелких отходов (перед входами в магазины и т.д.). При этом суд полагает, что при определении тротуара III категории следует исходить из общего смысла п. 3.6.6 Правил, в котором определяется класс тротуара в зависимости от интенсивности движения пешеходов по нему, и считать, что третья категория - это тротуары с наиболее интенсивным движением пешеходов, т.е. тротуары III класса.

Таким образом, п. 3, 14 статьи 6 Закона Ивановской области N 75-ОЗ 18.07.2006 противоречат действующему федеральному законодательству в том, что они не предусматривают дифференцированных требований к регулярности вывоза мусора и размещению урн в зависимости от критериев, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации, несоблюдение которых способствует загрязнению окружающей среды и создает угрозу возникновения и распространения заболеваний. Поэтому оспариваемые нормы Закона Ивановской области следует признать недействующими со дня вступления данного решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление заместителя Волжского
межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать пункты 3, 14 статьи 6 Закона Ивановской области N 75-ОЗ от 18.07.2006 “Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области“ недействующими с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ через Ивановский областной суд.