Решения и определения судов

Решение Тверского гарнизонного военного суда от 31.01.2007 N 16 Гражданское дело об оспаривании бездействия начальника Главного управления МЧС РФ по Тверской области, связанного с непредоставлением заявителю жилого помещения.

ТВЕРСКОЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 31 января 2007 г. N 16

Тверской гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего - подполковника юстиции Ковалева А.Н.,

при секретаре судебного заседания Р.,

с участием заявителя военнослужащего по контракту Главного управления МЧС РФ по Тверской области майора К. и представителя начальника Главного управления МЧС РФ по Тверской области Ш.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению К. об оспаривании бездействия начальника Главного управления МЧС РФ по Тверской области (далее ГУ МЧС РФ по Тверской области), связанного с не предоставлением заявителю жилого помещения,

установил:

К. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области, связанного с непредоставлением ему жилого
помещения, при этом, указал, что с 30 октября 2003 года он состоит в списке военнослужащих ГУ МЧС РФ по Тверской области нуждающихся в получении жилых помещений. 22 апреля 2004 года приказом Начальника Центрального регионального центра по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий N 3-ВК он был уволен с военной службы на основании подпункта “а“ пункта 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, а 22 августа 2005 года приказом начальника этого же Центрального регионального центра N 19-ВК зачислен в распоряжение начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области. До настоящего времени его не могут исключить из списков ГУ МЧС РФ по Тверской области в связи с необеспеченностью жилым помещением. На основании изложенного, К., полагая, что бездействием ответчика нарушены его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ и ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, просит суд признать бездействие ответчика по непредоставлению ему жилья неправомерным и обязать начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области обеспечить его и членов его семьи жилым помещением в порядке и по нормам жилищного законодательства.

В судебном заседании К. просил суд удовлетворить его заявление, подтвердив при этом изложенные в его обосновании доводы.

Представитель начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области Ш., не оспаривая факта нарушения права заявителя на своевременное обеспечение жильем, доводы К. о бездействии ответчика не признал и в обосновании своих возражений пояснил, что руководство ГУ МЧС РФ по Тверской области в соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ выполнило в отношении К. весь перечень мероприятий, предусмотренных для реализации его права
на жилище. Однако, данное право заявителем до настоящего времени не реализовано ввиду отсутствия возможности предоставления ему жилого помещения. При этом представитель начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области пояснил, что К. с 30 октября 2003 года на основании решения N 67 жилищной комиссии ГУ МЧС РФ по Тверской области состоит в списке очередников на получение жилых помещений и с этого времени до 19 апреля 2006 года участвовал в президентской программе ГЖС. ГЖС К. своевременно не был предоставлен ввиду отсутствия у него необходимых документов для его получения. 19 апреля 2006 года решением начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области и жилищной комиссии ГУ МЧС РФ по Тверской области N 2 К. на основании его рапорта от 29 марта 2006 года исключен из списков программы ГЖС.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление К. подлежит удовлетворению. Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего.

В судебном заседании установлено, что К. с 30 октября 2003 года на основании решения начальника ГУ МЧС по Тверской области жилищной комиссии ГУ МЧС РФ по Тверской области N 67 состоит в списке очередников на получение жилых помещений и с этого времени участвует в президентской программе ГЖС. 22 апреля 2004 года приказом Начальника Центрального регионального центра по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий N 3-ВК К. уволен с военной службы на основании подпункта “а“ пункта 2 ст. 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, а 22 августа 2005 года приказом начальника этого же Центрального регионального центра N 19-ВК К. зачислен в распоряжение
начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области. 19 апреля 2006 года решением начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области и жилищной комиссии ГУ МЧС РФ по Тверской области N 2 К. на основании его рапорта от 29 марта 2006 года исключен из списков программы ГЖС. До настоящего времени К. не исключен из списков ГУ МЧС РФ по Тверской области в связи с необеспеченностью жилым помещением.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, решениями жилищной комиссии ГУ МЧС РФ по Тверской области от 30 октября 2003 года N 67 и от 19 апреля 2006 года N 2, а также приказами Начальника Центрального регионального центра по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 22 апреля 2004 года N 3-ВК об увольнении К. с военной службы и от 22 августа 2005 года N 19-ВК о зачислении К. в распоряжение начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области.

Право К. на жилище, представителем начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области в судебном заседании не оспаривалось.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих
населенных пунктах. В соответствии с п. 14 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе и путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является обязанностью командиров (начальников).

В соответствии с положениями ст. 75 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, командир (начальник) обязан проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками.

В судебном заседании пояснениями сторон, а также представлением на увольнение К. с военной службы установлено, что Контракт о прохождении военной службы в МЧС РФ был заключен К. до 21 июня 2008 года. Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, предусматривающей условия контракта, установлено, что условия контракта наряду с обязанностями гражданина включают право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

В официальном тексте документа, видимо, допущена
опечатка: имеются в виду ст.ст. 36, 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденные Приказом МО РФ N 80 от 15.02.2000.

В соответствии со ст.ст. 36, 37 Приказа МО РФ N 80 2000 года “О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации“, введенного в действие в системе МЧС Приказом Министра от 9 апреля 2001 года N 872, в гарнизонах, в которых дислоцируются воинские части, имеющие различную подчиненность, на поступающие к распределению жилые помещения от жилищного строительства Министерства обороны, приобретенные Министерством обороны, составляется план распределения жилых помещений между воинскими частями гарнизона, для которых осуществлялось жилищное строительство (покупка). Данный план составляется жилищной комиссией гарнизона. Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов и документов свидетельствует о том, что обязанность по реализации прав заявителя, в полном объеме возложена на начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области, который, в связи с этим, обязан принимать меры по обеспечению К. и членов его семьи жилым помещением.

При этом доводы представителя начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области о том, что руководство ГУ МЧС РФ по Тверской области выполнило в отношении К. весь перечень мероприятий, предусмотренных для реализации его права на жилище, суд находит несостоятельными поскольку представителем начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области не представлено в суд каких-либо доказательств подтверждающих, как данные утверждения, так и отсутствие со стороны ответчика вины в необеспечении К. жильем. Приходя к такому выводу суд исходит из правовых норм
ст. 249 ГПК РФ, в соответствии с которыми обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия). Вышеуказанный вывод также основан на том, что заявитель с момента принятия его в октябре 2003 года на жилищный учет и включения его с этого же времени в президентскую программу ГЖС, до настоящего времени, будучи уволенным с военной службы и впоследствии выведенным в распоряжение ответчика, а также члены его семьи, в нарушение требований законодательства, жильем не обеспечены.

Таким образом, суд приходит к выводу о признании незаконным оспариваемого заявителем бездействия ответчика по обеспечению его жилым помещением.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, военный суд

решил:

заявление К. об оспаривании бездействия начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области, связанного с не предоставлением ему жилого помещения, удовлетворить, признав незаконным бездействие начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области, связанное с не предоставлением заявителю жилого помещения.

Обязать начальника ГУ МЧС РФ по Тверской области обеспечить К. и членов его семьи жилым помещением в порядке и по нормам жилищного законодательства.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ взыскать с ГУ МЧС РФ по Тверской области в пользу заявителя судебные расходы в размере 100 рублей в счет оплаченной государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Тверского гарнизонного военного суда

подполковник юстиции

А.Н.КОВАЛЕВ

Секретарь

А.Ю.РАСКИНА