Решения и определения судов

Решение Красноярского краевого суда от 04.12.2006 Об отказе в удовлетворении требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статей 2 и 3 Закона Красноярского края N 13-2925 от 28.01.2005 года “Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Туруханский район находящихся в его границах иных муниципальных образований“.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 4 декабря 2006 года

(извлечение)

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.

при секретаре судебного заседания Кийкове С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т., М., З. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статей 2 и 3 Закона Красноярского края N 13-2925 от 28.01.2005 “Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Туруханский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований“,

установил:

Т., М. и З. обратились в суд с заявлением, в котором просили признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими статьи 2 и 3 Закона Красноярского края N 13-2925 от 28.01.2005 “Об установлении границ и наделении соответствующим
статусом муниципального образования Туруханский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований“ (далее - Закон края) в части наделения статусом городского поселения города Игарки и включения его в состав Туруханского района.

Требование мотивировали тем, что они проживают в этом городе, а наделение его статусом муниципального образования “городское поселение“ вместо статуса “городской округ“ нарушает их законные права на осуществление местного самоуправления. Помимо этого заявители указали на то, что Закон края принят без установления границ муниципального образования, что также противоречит федеральному законодательству и нарушает их права на осуществление местного самоуправления.

В судебном заседании представители Законодательного Собрания и Губернатора Красноярского края М. и С. требования не признали. Представитель заинтересованного лица - администрации Туруханского района С. просил об отклонении заявленных требований. Заявители в судебное заседание не явились, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства. Прокурор Астаева Е.В. в своем заключении просила об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав представителей Законодательного Собрания и Губернатора Красноярского края, представителя заинтересованного лица и заключение прокурора, оценив доводы заявителей и проанализировав правовые нормы, приходит к следующему.

Часть 1 статьи 251 ГПК РФ предусматривает: гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Закон края был принят 28.01.2005, подписан Губернатором Красноярского края 03.02.2005 и опубликован в “Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края N 7“ от 07.02.2005. Вступил в силу Закон края согласно его статье 4
через десять дней после опубликования.

В соответствии с частью 5 статьи 251 ГПК РФ в заявлении об оспаривании нормативного правового акта должно быть указано, в частности, какие права и свободы гражданина нарушаются этим актом или его частью.

По общему правилу граждане и организации в силу статей 3 и 4 ГПК РФ вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Обосновывая нарушение оспариваемым Законом края принадлежащих им прав, заявители указывают на то, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 ФЗ РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - ФЗ РФ N 131) органы государственной власти Красноярского края в первую очередь должны были установить границы муниципального образования город Игарка, что при принятии Закона края сделано не было.

Этим, по мнению заявителей, нарушаются их права, установленные статьями 2, 3 и 11 ФЗ РФ N 131 на осуществление местного самоуправления в установленных законным образом границах муниципального образования, в том числе в формировании органов местного самоуправления, в решении вопросов местного значения.

Заявители указывают также на то, что территория города Игарки, фактически отвечающая требованиям городского округа, наделена статусом городского поселения, чему она не соответствует, а перечень вопросов местного значения городского округа, установленный статьей 16 ФЗ РФ N 131, является более расширенным по отношению к перечням вопросов местного значения городского поселения и муниципального района, которые содержатся в статьях 14 и 15 этого Федерального закона.

Таким образом, требования заявителей о нарушении их прав на местное самоуправление сводятся к двум основаниям, это неустановление границ муниципального образования город Игарка и присвоение
ему статуса городского поселения.

Действительно, согласно пункту 1 части 1 статьи 85 ФЗ РФ N 131 определено, что в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ до 01.03.2005 устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Принимая Закон края, Красноярский край как субъект Российской Федерации не вышел за пределы своих полномочий.

Часть 7 статьи 13 ФЗ РФ N 131 предусматривает, что для изменения статуса муниципального образования и для вхождения его в другое муниципальное образование необходимо соблюсти обязательное условие, а именно получить согласие населения соответствующих муниципальных образований.

Мнение населения города Игарки и Туруханского района о наделении города Игарки статусом городского поселения и включения его в состав Туруханского района было выявлено посредством голосования по этому вопросу 14.11.2004.

Согласно имеющимся в деле протоколам голосования и сводным таблицам территориальных избирательных комиссий Туруханского района и города Игарки (л.д. 38 - 42) население указанных муниципальных образований выразило согласие на изменение статуса города Игарки на городское поселение и включение его в состав Туруханского района.

Право Красноярского края как субъекта РФ о наделении города Игарки статусом городского поселения следует из положений абзаца 4 части 3 статьи 84 ФЗ РФ N 131.

По этому положению городские поселения, являющиеся на день вступления в силу главы 12 ФЗ РФ N 131 муниципальными образованиями, предметы ведения которых на 30.04.2003 не разграничены, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ с 01.01.2006
являются городскими округами, если законом субъекта Российской Федерации до 01.03.2005 в соответствии с требованиями части 2 статьи 11 и части 7 статьи 13 настоящего Федерального закона не установлено иное.

В отношении города Игарки такой закон субъекта Российской Федерации (Закон края) был принят с соблюдением необходимых процедур и в пределах компетенции Красноярского края, предусмотренных в ФЗ РФ N 131.

Заявители, проживая в городе Игарке, вправе осуществлять свои права по участию в местном самоуправлении как в пределах самого муниципального образования городского поселения, так и в пределах муниципального образования Туруханский район, в том числе путем реализации своего активного и пассивного избирательного права. Закон края не нарушает права заявителей на участие в осуществлении местного самоуправления в городском поселении и Туруханском районе посредством формирования представительных и иных органов местного самоуправления. Они не лишены права участия в местных референдумах, муниципальных выборах, иных формах прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Оценивая доводы заявителей о необходимости обязательного установления границ городского поселения Игарка одновременно с присвоением этому муниципальному образованию статуса, суд исходит из следующего.

Действительно, пункт 1 части 1 статьи 85 ФЗ РФ N 131 предусматривает право органов государственной власти субъектов РФ до 01.03.2005 устанавливать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделять соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

При принятии Закона края не были установлены новые границы города Игарки уже в качестве присвоенного ему статуса городского поселения.

Однако из этого не следует, что границы этого городского поселения не определены. Ранее решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 09.10.1985
N 356 “Об установлении городской черты г. г. Минусинска, Черненко, Енисейска, Игарки, Дудинки и поселковой черты р.п. Шушенское“ была установлена городская черта города Игарки согласно приложению N 4 (л.д. 98 - 100). В этом приложении содержится подробное картографическое описание городской черты.

Из анализа части 3 статьи 85 ФЗ РФ N 131 можно сделать вывод о том, что утверждение границ муниципальных образований, наделенных соответствующим статусом в порядке пункта 1 части 1 настоящей статьи, может быть произведено не обязательно одновременно с установлением статуса муниципального образования.

Таким образом, принятие Закона края о наделении города Игарки статусом городского поселения, о включении его в состав муниципального образования Туруханский район без установления новых границ не противоречит федеральному законодательству.

Муниципальное образование город Игарка не утратило своей самостоятельности. Его прежние сложившиеся границы не изменены. То обстоятельство, что данное муниципальное образование включено в систему местного самоуправления как муниципальное образование “первого уровня“, не нарушает прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, пояснений представителей сторон, городское поселение город Игарка окружают межселенные территории, которые согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 11 ФЗ РФ N 131 входят в состав муниципальных районов.

Руководствуясь статьями 191 - 194, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требования Т., М., З. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими статей 2 и 3 Закона Красноярского края N 13-2925 от 28.01.2005 “Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Туруханский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований“ отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 (десяти) дней.

Председательствующий судья

С.Н.ПОЛЫНЦЕВ