Решения и определения судов

Решение Верховного суда РС(Я) от 05.10.2006 N 3-46/06 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 2 ст. 23 и утвержденное ею приложение 10 в части, предусматривающей дотации МО “Маган“, ч. 1 ст. 26 и приложение 11, предусматривающее субвенции МО “Маган“, ч. 4 ст. 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 08.12.2005 289-З N 619-III “О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РЕШЕНИЕ

от 5 октября 2006 г. N 3-46/06

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Колесник Н.А.,

при секретаре Захаровой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске 5 октября 2006 г. гражданское дело по заявлению
Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 08.12.2005 289-З N 619-III “О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год“ противоречащими федеральному законодательству и недействующими,

установил:

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими части 2 статьи 23 и утвержденное ею приложение 10 в части, предусматривающей дотации муниципальному образованию “Маган“, части 1 статьи 26 и приложение 11 к ней в части, предусматривающей субвенции муниципальному образованию “Маган“, часть 4 статьи 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 08.12.2005 289-З N 619-III “О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год“ с момента принятия этого закона, указывая, что согласно ч. 3 ст. 84 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ N 131-ФЗ от 06.10.2003 внутригородские муниципальные образования упразднены с 01.01.2006, следовательно, в Законе о бюджете РС(Я) не могут предусматриваться дотации и субвенции несуществующему муниципальному образованию и должны быть адресованы городскому округу “Якутск“, в состав которого входит территория села Маган, а также финансирование закупок и доставки переходящего товарного запаса нефтепродуктов для государственных нужд не может осуществляться в виде бюджетных кредитов.

Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванов П.В. и представитель Министерства финансов РС(Я) Баишева А.Б. признали правомерность заявленных прокурором требований, суду пояснили, что Государственным Собранием РС(Я) будут рассмотрены уточнения в Закон РС(Я) о бюджете, предусматривающие переадресацию средств, выделенных для села Маган, в городской округ “Якутск“.

В части оспаривания ч. 4 ст. 40 Закона просят учесть, что данная статья была включена в период формирования бюджета Республики на 2006 год до внесения поправок
в Бюджетный кодекс РФ, снимающих ограничения по предельному размеру кредитов, выделяемых из бюджета РС(Я), а также специфику завоза грузов, определяющих жизнедеятельность районов Крайнего Севера.

Просят признать оспариваемые прокурором положения Закона о бюджете недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель МО “Село Маган“ Высоких Т.Е. - третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я), с заявлением прокурора не согласилась, считает, что заявленные требования не обоснованы, т.к. МО “Поселок Маган“ не упразднено, исключение МО “Поселок Маган“ из бюджетного финансирования срывает выполнение государственных полномочий и полномочий, связанных с решением вопросов по заработной плате работников бюджетных организаций, организаций ЖКХ. Указывает, что главой 12 “Переходные положения“ ФЗ N 131-ФЗ установлен переходный период до 01.01.2009 по решению вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений. Также считает, что требование прокурора о признании недействующими оспариваемых положений Закона РС(Я) с момента принятия закона не корректно, т.к. часть выделенных средств израсходована на заработную плату и денежное вознаграждение работников, поэтому их возврат невозможен.

Представитель окружной администрации г. Якутска Готовцева С.И. - третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне прокурора РС(Я), поддержала заявление прокурора в части, касающейся выделения дотаций МО “Маган“, суду пояснила, что в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ и ст. 2.2 Закона РС(Я) “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)“ 124-З N 251-III МО “Село Маган“ не является составной частью бюджетной системы Республики Саха (Якутия) и не может быть получателем средств государственного бюджета РС(Я).

Заслушав представителя Прокуратуры РС(Я) Матвееву М.К., представителя Государственного Собрания (Ил
Тумэн) РС(Я) Иванова П.В., представителя Министерства финансов РС(Я) Баишеву А.Б., представителя МО “Маган“ Высоких Т.Е., представителя окружной администрации г. Якутска Готовцеву С.И. и представителя ГУ МЮ по Дальневосточному федеральному округу - эксперта Королеву Н.В., поддержавшую заявление прокурора, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора частично.

Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с п. 1 ст. 153 Бюджетного кодекса РФ и ст. 5 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ N 184-ФЗ от 06.10.1999 вправе утверждать государственный бюджет Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду ч. 1 ст. 26 и приложение 11 к ней, а не ч. 1 ст. 23 и приложение 11 к ней.

Законом Республики Саха (Якутия) от 08.12.2005 289-З N 619-III “О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год“, опубликованном в установленном законом порядке в СМИ, в ст. 23 утвержден Республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) для финансирования дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских) округов на 2006 год в размере 5 849 440 тыс. рублей, в том числе: согласно приложению 10 предусмотрены дотации муниципальному образованию “Маган“ в размере 9 960 тыс. рублей, а также ч. 1 ст. 23 Закона и приложением 11 к ней предусмотрены соответствующие субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий МО “Маган“ в размере 15 229 тыс. руб.

Между тем, перечисленные положения Закона о бюджете противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.

Согласно
п. 5 ст. 137 Бюджетного кодекса РФ законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации региональный фонд финансовой поддержки поселений в части, касающейся предоставления дотаций поселениям, входящим в состав территории муниципальных районов, не образуется, дотации, подлежащие перечислению в бюджеты поселений, входящих в состав территории муниципальных районов, включаются в состав регионального фонда компенсаций и распределяются между бюджетами муниципальных районов.

На основании Закона республики от 13.07.2005 258-З N 523-III “О выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“ в Республике Саха (Якутия) дотации рассчитываются и предоставляются поселениям органами местного самоуправления муниципальных районов.

Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ в ст. 2 определены в качестве муниципальных образований, органам местного самоуправления которых могут передаваться отдельные государственные полномочия, муниципальный район и городской округ.

В соответствии с ч. 3 ст. 63 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ N 131-ФЗ субвенции из регионального фонда компенсаций распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, и утверждаются законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В целях реализации ст. 85 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ N 131-ФЗ Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС(Я) приняты Законы 172-З N 351-III
от 30.11.2004 “Об установлении границ и о наделении статусом муниципального района муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“, 174-З N 355-III “Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“, 173-З N 353-III “Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“.

Ни одним из указанных законов МО “Село Маган“ не наделено статусом самостоятельного муниципального образования, как того требует ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ.

Также в Республике Саха (Якутия) отсутствует закон, наделяющий отдельными государственными полномочиями органы местного самоуправления действовавшего до 01.01.2006 МО “Село Маган“.

Таким образом, распределение дотаций в составе республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), предусмотренное ст. 23 и приложением 10, и предоставление субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренное ст. 26 и приложением 11 Закона РС(Я) о бюджете в части направления средств бюджета для МО “Маган“, противоречат федеральному законодательству и должны быть признаны недействующими.

Исходя из изложенного, доводы представителя МО “Маган“ о том, что МО “Поселок Маган“ не упразднено, исключение МО “Поселок Маган“ из бюджетного финансирования незаконно и что Федеральным законом N 131-ФЗ установлен переходный период до 01.01.2009 по решению вопросов местного значения вновь образованных поселений, не состоятельны.

По вступившему в законную силу решению Верховного суда РС(Я) от 24.03.2005 N 3-20/05 “Об отказе в удовлетворении заявления прокурора РС(Я) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 Закона РС(Я) “Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“ от 30.11.2004 174-З N 355-III“ следует, что территория муниципального
образования “Село Маган“ является частью территории муниципального образования “Город Якутск“ и, более того, “Село Маган“ фактически является внутригородским по отношению к “Городу Якутску“ муниципальным образованием, которое согласно ч. 3 ст. 84 ФЗ N 131-ФЗ упраздняется с 1 января 2006 года.

Постановлением Конституционного суда РС(Я) от 15.03.2006 N 4-П “По делу о проверке конституционности Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 174-З N 355-III “Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“ в части установления границ муниципального образования “Город Якутск“ Государственному Собранию (Ил Тумэн) указано на необходимость упразднения МО “Маган“ во исполнение требований федерального законодательства.

29.09.2002 население поселка Маган совместно с населением города участвовало в голосовании на местном референдуме о создании МО “Город Якутск“, куда вошло МО “Поселок Маган“. 29.12.2002 жители поселка Маган участвовали также в голосовании по поводу формирования органов управления муниципального образования “Город Якутск“.

Таким образом, жители МО “Поселок Маган“ выразили свое волеизъявление на формирование единого муниципального образования “Город Якутск“.

В последующем, постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 20.02.2004 поселок Маган был преобразован в село Маган, и, одновременно, законодательным органом был определен статус МО “Села Маган“ как внутригородского муниципального образования, которое упраздняется с 01.01.2006 в силу требований ФЗ N 131-ФЗ, поэтому установленный главой 12 “Переходные положения“ ФЗ N 131-ФЗ переходный период до 01.01.2009 по решению вопросов местного значения вновь образованных поселений в данном случае не применим.

Кроме того, согласно сведениям ГУ МЮ РФ ДВФО по РС(Я) от 25.09.2006 в Реестр муниципальных образований Республики Саха (Якутия) МО “Село Маган“ не включено.

Вместе с тем, доводы представителя МО
“Маган“ о невозможности приведения Закона РС(Я) в соответствие с федеральным законодательством с момента принятия закона заслуживают внимания, т.к. часть выделенных средств уже освоена и израсходована администрацией с. Маган и возврату не подлежит, поэтому суд считает, что оспариваемые прокурором положения Закона Республики Саха (Якутия) от 08.12.2005 289-З N 619-III “О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год“ должны быть признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: о лимите предоставления бюджетных кредитов речь идет в статье 42 (согласно нумерации в редакции Закона РС(Я) от 21.03.2006 316-З N 645-III).

В ч. 4 ст. 40 Закона РС(Я) о бюджете установлено, что расходы по финансированию закупки и доставки переходящего товарного запаса нефтепродуктов для государственных нужд отражаются в процессе исполнения государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде бюджетных кредитов сверх лимитов, установленных статьей 43 настоящего Закона.

Статьей 72 Бюджетного кодекса РФ установлено, что финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета, следовательно, финансирование закупок и доставки переходящего товарного запаса нефтепродуктов для государственных нужд не может осуществляться в виде бюджетных кредитов.

Предоставление бюджетных средств на финансирование государственных нужд осуществляется в рамках исполнения государственного контракта, заключенного на основании Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок.

Исходя из изложенного, суд считает, что данная норма Закона РС(Я) о бюджете вступает в противоречие с Бюджетным кодексом Российской
Федерации, Федеральным законом “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ от 21.07.2005 N 94-ФЗ и подлежит признанию недействующей также с момента вступления решения суда в законную силу с учетом особенности завоза грузов, определяющих жизнедеятельность районов Крайнего Севера.

Согласно пункту “ж“ статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование относится к исключительной компетенции Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительной компетенции Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ст. 253 ГПК РФ, Верховный суд РС(Я)

решил:

заявление Прокурора РС(Я) удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 2 ст. 23 и утвержденное ею приложение 10 в части, предусматривающей дотации МО “Маган“, ч. 1 ст. 26 и приложение 11, предусматривающее субвенции МО “Маган“, ч. 4 ст. 40 Закона Республики Саха (Якутия) от 08.12.2005 289-З N 619-III “О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год“ с момента вступления решения суда в законную силу.

Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10-дней со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Председательствующий

Н.А.КОЛЕСНИК