Решения и определения судов

Решение Калининградского областного суда от 03.07.2006 N 3-91/06 По делу о признании недействующим Закона Калининградской области от 07.03.2006 N 731 “О перечне имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области“.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 июля 2006 г. N 3-91/06

Калининградский областной суд в лице судьи Науменко Б.И.

при секретаре Бедановой И.С.

с участием прокурора Коломийца М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального управления Росимущества по Калининградской области о признании недействующим Закона Калининградской области от 07.03.2006 N 731 “О перечне имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области“,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Росимущества по Калининградской области обратилось в суд с названным выше заявлением, указав в нем, что Закон Калининградской области от 07.03.2006 N 731 “О перечне имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области“ (далее - Закон Калининградской области N 731) не соответствует действующему законодательству,
нарушает права и законные интересы Российской Федерации по следующим основаниям:

- порядок разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), согласно которому решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, - указанный порядок не был соблюден;

- с 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, пункт 11 статьи 154 которого регламентирует порядок перераспределения государственного имущества между публично-правовыми образованиями. Следовательно, с 1 января 2005 года не подлежат применению Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Распоряжение Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп, которыми руководствовалась Калининградская областная Дума, принимая оспариваемый Закон;

- перечень содержал федеральное имущество, не подлежащее передаче в собственность субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ (имущество, используемое федеральными органами государственной власти, федеральными предприятиями и учреждениями для осуществления их полномочий);

- областная Дума распорядилась имуществом, не находящимся в собственности Калининградской области.

Представитель Территориального управления Росимущества по Калининградской области Пахомова Т.В. на основании доверенности в судебном заседании поддержала заявление, дав аналогичные объяснения.

Представитель Калининградской областной Думы Кузнецов А.В.
возражал против удовлетворения указанного заявления и пояснил, что Дума не согласна с доводами заявителя о необходимости применения к указанным отношениям положений пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ, поскольку Федеральный закон N 199-ФЗ, которым часть 11 Федерального закона N 122-ФЗ изложена в новой редакции, вступил в силу с 1 января 2006 года (пункт 1 статьи 35 Федерального закона N 199-ФЗ).

При этом правоотношения, связанные с передачей в собственность Калининградской области объектов федерального имущества, предусмотренных Законом области N 731, возникли и были реализованы до указанного срока:

- решение о передаче объектов федерального имущества в государственную собственность Калининградской области принято областной Думой и оформлено Законом Калининградской области от 30.12.2004 N 485;

- исходящим N 1749-4/04 от 20.07.2005 областная Дума направила указанный Закон в установленном порядке в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом;

- Закон зарегистрирован в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом 25.07.2005 N 74327;

- до момента принятия Закона области N 731 Правительство Российской Федерации решение о передаче имущества в государственную собственность Калининградской области не приняло;

- согласно пункту 8 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, если по истечении трехмесячного срока с момента регистрации предложений субъектов Российской Федерации соответствующее решение не принято, предложения органов власти субъектов Российской Федерации считаются удовлетворенными;

- таким образом, имущество перешло в собственность области 25.10.2005, его принятие в собственность было оформлено Законом области N 731 (согласно пункту 8 Положения, утвержденного Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп).

Также указал, что ранее предусмотренный пунктом 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ порядок передачи
федерального имущества предполагал принятие соответствующих решений в срок до 31 декабря 2004 года, в связи с чем также не мог быть реализован в 2005 году.

Кроме того, пояснил, что Федеральный закон N 122-ФЗ не применим к указанным отношениям ввиду следующего.

Предметом указанного Закона, равно как и изменяющего его Федерального закона N 199-ФЗ, является разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац первый преамбулы Федерального закона N 122-ФЗ).

Соответственно, предусмотренный им порядок передачи федерального имущества применяется в ходе разграничения полномочий и с учетом передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации новых полномочий, ранее осуществлявшихся федеральными органами власти.

Переданное имущество используется органами власти Калининградской области (Правительством области, областной Думой), областными государственными учреждениями соответственно для реализации их полномочий - соответствующие полномочия не передавались органам власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом N 122-ФЗ.

Постановление ВС РФ N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ и Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное Распоряжением Президента РФ N 114-рп, регулируют именно разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (что следует из наименований указанных правовых актов) вне связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Положения Федерального закона N 122-ФЗ, и Постановления ВС РФ N 3020-1, и Распоряжения Президента РФ N 114-рп не являются взаимоисключающими, они имеют разный предмет регулирования.

На
это указывает также отсутствие Постановления ВС РФ N 3020-1 и Распоряжения Президента РФ N 114-рп в перечне правовых актов, признаваемых утратившими силу в связи с вступлением в силу Федерального закона N 122-ФЗ (статья 156 Федерального закона N 122-ФЗ).

В противном случае очевидно, что указанные правовые акты были бы признаны утратившими силу согласно требованию статьи 4 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, на которое ссылается заявитель.

Ввиду чего полагает: вывод заявителя о том, что Федеральный закон N 122-ФЗ принят в развитие положения пункта 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, является неправомерным.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Калининградской области N 485 “О перечне объектов, передаваемых в государственную собственность Калининградской области“ подписан главой администрации (губернатором) Калининградской области 30.12.2004, а не 10.04.2004.

Представитель Правительства Калининградской области Зуев А.И. не согласен с заявлением, пояснил, что оспариваемый Закон принят в установленном порядке, не противоречит действующему законодательству. Полагал, что к данным правоотношениям применим Закон Калининградской области от 10.04.2004 N 485, которым и было принято решение о передаче объектов федеральной собственности в государственную собственность субъекта. Этот Закон является действующим и никем не оспорен.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: после слов “о передаче в собственность Калининградской“ пропущено слово “области“.

Представитель МИД РФ в г. Калининграде Безбережьев С.В. поддержал заявление Территориального управления Росимущества, пояснив, что оспариваемым Законом в собственность Калининградской области передано помещение по ул. Кирова, 17, в котором расположено Представительство МИД Российской Федерации, занимающее на праве оперативного управления, зарегистрированном в установленном порядке, 725,2 кв. м нежилых помещений на первом этаже и в подвале
указанного здания, гараж, замощение асфальтобетонное и ограждение. Закон Калининградской области N 731 о передаче в собственность Калининградской объектов федеральной собственности, в том числе и занимаемого Представительством помещения, произведен в нарушение федеральных законов, без согласия МИД РФ.

Председатель ФГУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области“ Полиенко Н.Н. и представитель ФГУП “ВО Минтранса России“ Терез Н.Б. поддержали заявление Территориального управления Росимущества.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

17 марта 2006 года в газете “Комсомольская правда в Калининграде“ N 37 (специальное приложение “Официальный вестник“ N 4) опубликован Закон Калининградской области от 7 марта 2006 г. N 731 “О перечне имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области“. Согласно данному Закону в государственную собственность Калининградской области принято имущество, являющееся собственностью Российской Федерации, указанное в перечне имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области.

Как следует из письменных возражений Калининградской областной Думы, а также из объяснений представителей Калининградской областной Думы и Правительства Калининградской области в суде, при подготовке и принятии Закона Калининградской области от 07.03.2006 N 731 “О перечне имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области“ Калининградская областная Дума руководствовалась Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 и Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп “Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности“.

Однако суд приходит к выводу о том, что данные нормативные правовые акты не подлежали применению в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ “О
введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ“, согласно которой впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с частью первой ГК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой ГК РФ.

Изданные до введения в действие части первой Кодекса нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Российской Федерации, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты Верховного Совета СССР, не являющиеся законами, и нормативные акты Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по вопросам, которые согласно части первой ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

Согласно пункту 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, пункт 11 статьи 154 которого регламентирует порядок перераспределения государственного имущества. Следовательно, с 1 января 2005 года не подлежат применению Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и Распоряжение Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп.

На дату принятия Закона Калининградской области N 731 от 07.03.2006 разграничение государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий“.

В соответствии с указанным Федеральным законом решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Данные решения являются основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. При этом передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий.

Приведенный порядок передачи федеральных государственных унитарных предприятий в государственную собственность Калининградской области соблюден не был.

Доводы заинтересованных лиц о том, что пунктом 11 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ нельзя было руководствоваться, поскольку Федеральный закон N 199-ФЗ, которым пункт 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ изложен в новой редакции, вступил в силу с 1 января 2006 года, а предыдущей редакцией этого пункта было предусмотрено осуществить передачу федерального имущества в собственность субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2005 года, не основаны на указанных выше нормах закона, поскольку Федеральный закон N 122-ФЗ вступил в законную силу с 1 января 2005 года и действовал в течение всего года, а порядок передачи федерального имущества в собственность субъектов, определенный пунктом 11
статьи 154 в редакции Федерального закона N 199-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2006 года, практически не изменился.

Не может суд согласиться и с доводами представителей Калининградской областной Думы и Правительства Калининградской области о том, что оспариваемый Закон N 731 принят в соответствии с Законом Калининградский области N 485, который заявителем не оспаривается, поскольку Закон N 485 носит информационный характер, не порождает никаких правовых последствий.

Кроме того, в перечень имущества, утвержденного оспариваемым Законом, включено имущество, которое вообще не может быть передано в собственность Калининградской области. Данное имущество отнесено к собственности Российской Федерации еще до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в порядке действия Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и никем не оспаривается. В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ это имущество не подлежит передаче в собственность субъекта Российской Федерации, поскольку используется федеральными государственными органами власти, федеральными предприятиями и учреждениями для осуществления своих полномочий. К такому имуществу относятся:

- помещения площадью 368,2 кв. м, находящиеся в административном здании, расположенном по адресу: г. Калининград, ул. Д. Донского, 1, используемые ФГУ “Производственно-техническое объединение Управления делами Президента РФ“ по договору безвозмездного пользования N 45-П от 01.11.2002;

- помещения площадью 725,2 кв. м, находящиеся в административном здании, расположенном по адресу: г. Калининград, ул. Кирова, 17, закрепленные за Министерством иностранных дел РФ на праве оперативного управления;

- административное здание, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Яналова, 2, общей площадью 353,3 кв. м, используемое ФГУП УВД Минтранса РФ и ГУ “Федеральное управление автомобильных дорог “Северо-запад“ имени Н.В. Смирнова“;

- административное
здание, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, 63, передано в оперативное управление ФГУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области“;

- административное здание, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Леонова, 18. Данное здание является памятником истории и культуры. Административное здание, расположенное по адресу: г. Калининград, пл. Маршала Василевского, 1, общей площадью 1385,9, используемое ОГУК “Калининградский музей янтаря“. Данное здание является памятником истории и культуры федерального значения.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации“ разграничение объектов культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, должно регулироваться специальным законом, который до сих пор не принят.

Тот факт, что некоторое имущество Российской Федерации, перечисленное в оспариваемом Законе N 731, а именно:

1. Здание, занимаемое Министерством образования Калининградской области, расположено по адресу: г. Калининград, пер. Желябова, 11;

2. Имущество, используемое Калининградским областным государственным образовательным учреждением дополнительного образования детей “Центр информатизации и технического творчества“, расположено по адресу: г. Калининград, ул. Половца, 2;

3. Имущество, используемое государственным областным образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, “Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних“, расположено по адресу: г. Калининград, ул. Фурманова, 9-13;

4. Имущество, используемое областным государственным учреждением “Калининградский областной центр диагностики и консультирования детей и подростков“, расположено по адресу: г. Калининград, ул. Гостиная, 7;

5. Здание детской туристической базы, используемое областным государственным учреждением дополнительного образования детей “Калининградский областной детский центр экологического образования и туризма“, расположено в Светлогорском городском округе, пос. Приморье, Балтийский пер., 14-а;

6. Здание детской туристической базы, используемое областным государственным учреждением дополнительного образования детей “Калининградский областной детский центр экологического образования и туризма“, расположено по адресу: г. Калининград, ул. Ботаническая, 2-4;

7. Нежилое здание, занимаемое областным государственным образовательным учреждением “Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции “Семицветик“ для детей с отклонениями в физическом и психологическом развитии“, расположено по адресу: г. Калининград, ул. Свободная, 34, передано в государственную собственность Калининградской области, не может свидетельствовать о законности оспариваемого нормативного правового акта.

Данные объекты федеральной собственности переданы в государственную собственность Калининградской области Распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество) от 17.04.2006 N 785-р “О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“.

Распоряжение Росимущества от 17.04.2006 N 785-р в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ является основанием возникновения права собственности Калининградской области на имущество, перечисленное в приложении к Распоряжению, и дополнительного принятия закона Калининградской области не требует.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Закон Калининградской области от 07.03.2006 N 731 “О перечне имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области“ противоречит порядку разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, который регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий“, в связи с чем подлежит признанию недействующим в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ с момента его принятия.

Руководствуясь ст. 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующим Закон Калининградской области от 07.03.2006 N 731 “О перечне имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области“ со дня его принятия.

Решение в течение десяти дней может быть обжаловано в Верховном Суде Российской Федерации через Калининградский областной суд.

Решение в окончательной форме принято 11 июля 2006 года.

Судья

Б.И. Науменко