Решения и определения судов

Решение Ленинградского областного суда от 19.06.2006 по делу N 3-106/06 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 8 статьи 3 областного закона от 12.12.2005 N 115-оз “О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период“.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 июня 2006 г. по делу N 3-106/06

Ленинградский областной суд в составе:

Председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,

С участием прокурора Чивилевой Т.В.,

При секретаре Демьянковой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующим пункта 8 статьи 3 областного закона N 115-оз от 12.12.2005 г. “О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период“,

установил:

заместитель прокурора Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта 8 ст. 3 областного закона N 115-оз от 12.12.2005 г. “О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период“ в целом с
момента вступления в силу, то есть с 1 января 2006 г.

По мнению прокурора, указанная норма противоречит ст. 14-16, 19 Федерального закона N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ по следующим основаниям.

Оспариваемой нормой органам местного самоуправления предоставлено право до разграничения государственной собственности и государственной регистрации права муниципальной собственности на землю распоряжаться земельными участками, расположенными в пределах черты населенных пунктов соответствующего муниципального образования, в порядке, установленном земельным и градостроительным законодательством РФ.

Этой же нормой предусмотрено, что иными земельными участками, расположенными на территории Ленинградской области, также распоряжаются органы местного самоуправления соответствующего муниципального района, городского округа в соответствии с федеральным законодательством и областным законодательством.

Проанализировав положения ст. 14-16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г., прокурор пришел к выводу о том, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, не входит в перечень вопросов местного значения.

Специального же закона (в порядке ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г.) о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ленинградской области по предоставлению земельных участков до разграничения прав не принималось.

Законы субъекта РФ, которыми передаются отдельные государственные полномочия, должны соответствовать требованиям ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. и должны содержать сведения, перечисленные в пунктах 1-7 названной нормы федерального закона.

В областном законе такие положения отсутствуют.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Чивилева Т.В. просит удовлетворить заявление по тем основаниям, которые в нем изложены.

Проанализировав положения ст. 83 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г., прокурор полагает, что ст. 19 названного закона вступила в действие, так как в федеральном законе нет специального указания о вступлении в силу
данной нормы. Кроме этого, в 2005 г. в Ленинградской области прошла реформа местного самоуправления в соответствии с требованиями указанного выше Федерального закона, необходимые областные законы приняты.

В письменном возражении представитель Законодательного собрания Ленинградской области Н.Зеленко просит отказать в удовлетворении заявления прокурора, полагая, что оспариваемый областной закон был принят в рамках полномочий и с соблюдением требований федерального законодательства, а именно: п. 10. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“, п. 1.2 ст. 83 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“.

В судебном заседании представитель Законодательного собрания Ленинградской области Зеленко Н.С. просит отказать в удовлетворении заявления прокурора, считая его необоснованным по тем основаниям, которые изложены в письменном возражении. По мнению представителя, оспариваемой нормой органы местного самоуправления не наделяются какими-либо государственными полномочиями по распоряжению государственными землями. Данными полномочиями органы местного самоуправления наделены п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 г.

Даже если бы областной закон, норма которого оспаривается, не был бы принят, то органы местного самоуправления распоряжались бы землями находящимися в государственной собственности, в рамках п. 10 ст. 3 Федерального закона 137-ФЗ от 25.10.2001 г.

Кроме этого, согласно ст. 62 Бюджетного кодекса РФ, ст. 12, 13 Федерального закона N 189-ФЗ от 26.12.2005 г. до разграничения государственной собственности на землю доходы от продажи и передачи в аренду находящихся на территории муниципальных образований земельных участков, расположенных в границах этих муниципальных образований зачисляются в бюджеты соответствующих муниципальных образований.

В письменном возражении представитель Губернатора Ленинградской области В.Тищенко просит отказать в удовлетворении заявления
прокурора, считая его необоснованным.

Проанализировав положения Федерального закона N 129-ФЗ от 12.10.2005 г., представитель приходит к выводу о том, что норма, на которой прокурор основывает свое требование (ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г.), в настоящее время еще не действует.

Полномочия же органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками до разграничения государственной собственности на землю закреплены в п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01. “О введении в действие Земельного кодекса РФ“.

В судебном заседании представитель Губернатора Ленинградской области В.Ю.Тищенко просит отказать в удовлетворении заявления прокурора по тем основаниям, которые указаны в письменном возражении и по доводам, изложенным представителем Законодательного собрания Ленинградской области.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора, представителей Законодательного собрания Ленинградской области и Губернатора Ленинградской области, суд приходит к следующему.

12 декабря 2005 г. принят областной закон “О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период“.

Данный областной закон опубликован в “Вестнике Правительства Ленинградской области“ N 64 от 26.12.2005 г.

Как следует из преамбулы, данный областной закон принят в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 12.10.2005 г. N 129-ФЗ) и другими законами.

В пункте 8 статьи 3 названного областного закона указано, что до разграничения государственной собственности и государственной регистрации права муниципальной собственности на землю органы местного самоуправления поселений распоряжаются земельными участками, расположенными в пределах черты населенных пунктов соответствующего муниципального образования, в порядке, установленном земельным и градостроительным законодательствами Российской Федерации.

Иными земельными участками, расположенными на территории Ленинградской области, распоряжаются органы местного самоуправления соответствующего муниципального района,
городского округа в соответствии с федеральным законодательством и областным законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Статьей 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

В части 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ 2001 г. указано, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из настоящего кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ должны соответствовать настоящему кодексу.

Согласно п. 10 ст. 3 федерального закона 137-ФЗ от 25.10.2001 “О введении в действие Земельного кодекса РФ“ до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством РФ.

В ч. 2 ст. 214 ГК РФ указано, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц
либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность) собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) определены в Федеральном законе N 101-ФЗ от 17.07.2001 г. “О разграничении государственной собственности на землю“.

Постановлением Правительства РФ N 576 от 07.08.2002 г. “О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю“ утверждены Правила распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.

Из текста названных Правил следует, что земельные участки могут предоставляться гражданам или юридическим лицам как органами местного самоуправления, так и органами государственной власти, уполномоченными на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю.

Однако, в каких случаях какие органы правомочны принимать решения о предоставлении земельных участков непосредственно ни в тексте постановления Правительства РФ N 576 от 07.08.2002 г., ни в тексте Правил не определено (за исключением пункта 7 Правил, которым четко установлены органы, полномочные принимать решения о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами).

Таким образом, оспариваемая прокурором норма областного закона соответствует требованиям ч. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ 2001 г., п. 10 ст. 3 Федерального закона 137-ФЗ от 25.10.2001 г., постановлению Правительства РФ N 576 от 07.08.2002 г.

При рассмотрении настоящего дела суд также учитывает и положения ст. 62 Бюджетного кодекса РФ и ст. 12, 13 Федерального закона 189-ФЗ от 26.12.2005 г. “О федеральном бюджете на 2006 г.“, из которых следует, что до разграничения государственной собственности на землю доходы от продажи и от
передачи в аренду находящихся на территории муниципальных образований земельных участков, находящихся в государственной собственности, зачисляются в бюджеты соответствующих муниципальных образований.

Прокурором не оспаривается, что государственная собственность на землю на территории Ленинградской области до настоящего времени не разграничена.

Ссылка прокурора на то, что п. 8 ст. 3 областного закона N 115-оз от 12.12.2005 г. противоречит ст. 19 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г., является необоснованной.

Как следует из ч. 1 ст. 83 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. настоящий федеральный закон за исключением положений, для которых настоящей главой (Глава 12) установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2009 г.

Какие-либо иные сроки (или порядок) вступления в силу для статьи 19 в Главе 12 названного Федерального закона не установлены. Таким образом как на момент принятия областного закона 115-оз от 12.12.2005 г., так и на момент рассмотрения дела в суде статья 19 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в силу не вступила. Следовательно, ее положения не могут быть признаны основанием для признания недействующей оспариваемой нормы областного закона.

Довод прокурора о том, что названная статья федерального закона вступила в силу, так как на территории Ленинградской области в полном объеме прошла реформа местного самоуправления, не основан на тексте ст. 83-86 (Главы 12) Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г.

Необоснованно и утверждение прокурора о том, что оспариваемой нормой областного закона, по существу, часть государственных полномочий передана органам местного самоуправления.

Вопрос о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями разрешен в п. 10 ст. 3 Федерального закона 137-ФЗ от 25.10.2001 г. “О введении в действие Земельного
кодекса РФ“.

В пункте 8 ст. 3 областного закона 115-оз от 12.12.2005 г., по существу, процитированы положения названной нормы федерального закона.

Не противоречит оспариваемая прокурором норма областного закона и п. 4 ст. 6 Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.1995 г. (действующей в части, не противоречащей положениям Главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ), поскольку полномочия по распоряжению соответствующими землями до разграничения государственной собственности на землю переданы органам местного самоуправления именно Федеральным законом 137-ФЗ от 25.10.2001 г.

Таким образом, правовых оснований для признания п. 8 ст. 3 областного закона 115-оз от 12.12.2005 г. “О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период“ не имеется.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления заместителя прокурора Ленинградской области о признании недействующим пункта 8 статьи 3 областного закона N 115-оз от 12.12.2005 г. “О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период“ в целом с момента вступления в силу, то есть с 1 января 2006 г., отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

Е.Е.Морозкова