Решения и определения судов

Решение Верховного суда РС(Я) от 23.05.2006 N 3-26/06 О признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона РС(Я) от 25.10.2005 286-З N 579-III “О социальном обслуживании населения в РС(Я)“ и недействующими.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РЕШЕНИЕ

от 23 мая 2006 г. N 3-26/06

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующей Семеновой М.Н.

с участием прокурора Рязанской А.Д.

при секретаре Старостиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 23 мая 2006 года дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) “О социальном обслуживании населения в Республике Саха (Якутия)“ от 25.10.2005 286-З N 579-III и недействующими, суд

установил:

Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 25.10.2005 был принят Закон РС(Я) “О социальном обслуживании населения в Республике Саха (Якутия)“ и был опубликован в газетном издании “Якутские ведомости“ 22.11.2005.

Прокурор РС(Я) обратился в Верховный суд РС(Я) с заявлением о признании недействующими отдельных положений Закона РС(Я) ввиду их противоречия федеральному закону.

В судебном заседании прокурор поддержала заявление и пояснила, что ввиду несоответствия федеральному закону ст. 3 ч. 3, ст. 20 и ст. 26 Закона РС(Я) подлежат признанию недействующими, просит удовлетворить заявление.

Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Слепцова Н.А. с заявлением прокурора согласна частично, а в части удовлетворения ст. 26 Закона РС(Я) просит в удовлетворении отказать.

Выслушав пояснение прокурора, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я), исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично.

Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) было вправе принимать подобные акты, носящие нормативный характер. Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.

Статьей 3 ч. 3 Закона РС(Я) дано определение понятия социальной услуги, под которой понимаются действия по оказанию клиенту
социальной службы помощи, предусмотренной настоящим законом.

В соответствии со ст. 3 ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации“ под социальной услугой понимаются действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом.

Таким образом, анализ оспариваемой нормы свидетельствует, что в республиканском законе понятие социальной услуги более ограниченное и содержит более узкую формулировку, указывая только на клиентов социальной службы, при этом не установил оказание социальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации. По таким основаниям норма республиканского закона противоречит Федеральному закону.

Ст. 20 Закона РС(Я) предусмотрено, что социальные службы в порядке, установленном законодательством РС(Я), обеспечиваются земельными участками и имуществом для выполнения уставных задач.

Согласно ст. 22 ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации“ социальные службы обеспечиваются земельными участками и имуществом, необходимым для выполнения их уставных задач, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, указание, что социальные службы обеспечиваются земельными участками и имуществом, в порядке, установленном только законодательством РС(Я), не правомерно и не соответствует федеральному закону. Поэтому данная норма должна быть признана недействующей.

Между тем, оспариваемая статья 26 Закона РС(Я) удовлетворению не подлежит.

Ст. 26 Закона РС(Я) предусматривает вступление закона в силу со дня его официального опубликования.

В соответствии с п. 5 ст. 8 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Чему соответствует республиканский закон.

Доводы прокурора о том, что согласно норме Федерального закона N 184 законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования несостоятельны и в данном случае не применимы.

Поскольку защита прав и свобод человека и гражданина как предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ установлена в п. “б“ ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. И только для их нормативного регулирования применимо Правило, предусмотренное ФЗ N 184-ФЗ, о вступлении в силу через десять дней после официального опубликования.

Оспариваемая норма Закона РС(Я) регулирует вопросы социального обслуживания населения в РС(Я), т.е. вопросы социальной защиты установлены в п. “ж“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации.

Поэтому оспариваемая норма Закона РС(Я) соответствует федеральному закону и в удовлетворении заявления прокурора в этой части должно быть отказано.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению частично.

Признать ч. 3 ст. 3, ст. 20 Закона Республики Саха (Якутия) “О социальном обслуживании населения в Республике Саха (Якутия)“ недействующими с момента вступления решения в законную силу.

В остальной части заявления в удовлетворении отказать.

Сведения о принятом решении опубликовать в газете “Якутские ведомости“.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующая

М.Н.СЕМЕНОВА

Справка: Решение суда вступило в силу 3 июня 2006 г.