Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Карелия от 07.04.2006 О признании п. 21 ст. 62 Закона РК “О бюджетном процессе в Республике Карелия“ противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 7 апреля 2006 года

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи - Кузьминой Н.П.

при секретаре - Шурухиной Е.В.

с участием прокурора - Миронова С.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора РК о признании п. 21 ст. 62 Закона РК “О бюджетном процессе в Республике Карелия“ противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия,

установил:

В обоснование заявленных требований прокурор РК указал, что Закон РК от 21 июля 2001 г. N 527-ЗРК “О бюджетном процессе в Республике Карелия“ принят Палатой Республики Законодательного Собрания Республики Карелия 11 июля 2001 года, подписан Председателем Правительства Республики Карелия 21 июля
2001 года, в настоящее время действует в редакции Законов Республики Карелия от 25.07.2002 N 611-ЗРК, от 21.07.2003 N 685-ЗРК, от 01.12.2003 N 722-ЗРК, от 29.09.2004 N 806-ЗРК, от 17.12.2004 N 828-ЗРК, от 01.04.2005 N 863-ЗРК, от 06.10.2005 N 910-ЗРК.

Пункт 21 ст. 62 данного Закона наделяет Министерство финансов Республики Карелия полномочием осуществлять проверки соответствия кандидатов на замещение должностей руководителей финансовых органов муниципального образования квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Данное положение противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ полномочия органов государственной власти субъектов РФ устанавливаются Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

На основании ч. 4 ст. 34 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 данного Закона.

Согласно ч. 2 ст. 65 этого Закона руководитель финансового органа местной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям,
установленным Правительством РФ. Квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа местной администрации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2004 года N 608.

Перечисленными правовыми актами участие органов государственной власти субъектов РФ в проверке соответствия кандидатов на замещение должностей руководителей финансовых органов муниципальных образований квалификационным требованиям не предусмотрено. Также органами государственной власти субъектов РФ в указанной части не делегированы полномочия по контролю исполнения требований федерального законодательства.

Кроме того, в силу п. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции. Статьей 8 Бюджетного кодекса РФ определены бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ, в перечень которых проверка соответствия кандидатов на замещение должностей руководителей финансовых органов муниципальных образований квалификационным требованиям не включена.

Таким образом, п. 21 ст. 62 Закона Министерство финансов РК наделено полномочием, находящимся за пределами компетенции органов государственной власти РК.

В связи с чем прокурор РК просит признать п. 21 ст. 62 Закона РК “О бюджетном процессе в Республике Карелия“ противоречащим федеральному закону и недействующим со дня его принятия.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель Законодательного Собрания РК Жевнерова Т.Н., с заявленными требованиями не согласна и пояснила, что наделение Министерства финансов РК указанными полномочиями обусловлено принципом единства бюджетной системы РФ и принципом равенства бюджетных прав субъектов РФ и органов местного самоуправления в определении бюджетных полномочий указанных органов (ст. 29 и 31.1 Бюджетного кодекса РФ). Поскольку п. 2 Постановления Правительства РФ от 6 ноября 2004 года N 608 органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и утвердить порядок назначения на должность
руководителя финансового органа субъекта РФ, предусматривающий осуществление Министерством финансов РФ проверки соответствия кандидатов на замещение указанной должности, то и органы местного могут предусмотреть аналогичный порядок назначения на должность руководителя финансового органа. Предоставленное Законом РК полномочие Министерству финансов РК способствует реализации органами местного самоуправления указанного права.

Представитель Главы Республики Карелия Толстова З.В., с заявленными требованиями не согласна и дала аналогичные пояснения.

Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Абзац 21 (в заявлении он указан как п. 21) ст. 62 Закона РК “О бюджетном процессе в Республике Карелия“ (в редакции Закона РК N 910-ЗРК от 6 октября 2005 года) предусматривает, что Министерство финансов Республики Карелия обладает бюджетными полномочиями по осуществлению проверки соответствия кандидатов на замещение должностей руководителей финансовых органов муниципального образования квалификационным требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Между тем, в соответствии с ч. 4 ст. 34 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ “Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 настоящего Федерального закона“.

Части 5 и 11 статьи 37 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ не предоставляет возможность исполнительным органам государственной власти субъекта РФ осуществлять проверку соответствия кандидатов на замещение должностей руководителей финансовых органов муниципальных образований квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю финансового органа местной администрации.

Согласно части 2 статьи 65
ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ руководитель финансового органа местной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством РФ.

Данная норма также не предоставляет возможности исполнительным органам государственной власти субъекта РФ осуществлять проверку соответствия кандидатов на замещение должностей руководителей финансовых органов муниципальных образований квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю финансового органа местной администрации, и не наделяет орган исполнительной власти субъекта РФ полномочиями по контролю исполнения требований федерального законодательства.

Кроме того, пункт 4 статьи 3 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что органы государственной власти субъектов РФ принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Перечень бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ прописан в статье 8 Бюджетного кодекса РФ. Указанная норма не предусматривает возможности для органов государственной власти субъектов РФ осуществлять проверки соответствия кандидатов на замещение должностей руководителей финансовых органов муниципальных образований квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям финансовых органов местной администрации.

Таким образом абзац 21 статьи 62 ЗРК “О бюджетном процессе в Республике Карелия“ противоречит федеральному законодательству, поскольку наделяет орган исполнительной власти РК Министерство финансов РК полномочиями, находящимися за пределами его компетенции. А поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ данную норму следует признать недействующей с момента принятия нормативного акта.

Доводы представителей Законодательного Собрания РК и Главы Республики Карелия не могут быть приняты во внимание. Поскольку ни один из законов, на которые ссылаются данные участники процесса, не предусматривает возможности наделять органы исполнительной власти субъекта РФ полномочиями, которые находятся за пределами их компетенции.

Тот факт, что п. 2 Постановления Правительства РФ от 6 ноября 2004 г.
N 608 рекомендует органам исполнительной власти субъектов РФ разработать и утвердить порядок назначения на должность руководителя финансового органа субъекта РФ, предусматривающий осуществление Министерством финансов РФ проверки соответствия кандидатов на замещение указанной должности квалификационным требованиям, утвержденным этим постановлением, не означает, что Министерство финансов субъекта РФ на основании закона субъекта РФ может быть наделено аналогичными полномочиями в отношении кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа муниципального образования.

Ссылка представителей Законодательного Собрания РК и Главы РК на письмо Министерства финансов РФ от 02.06.2005 N 06-01-05 не может быть принята во внимание, поскольку оно не является нормативным актом, кроме того данное письмо противоречит федеральному законодательству, в частности ч. 4 ст. 34 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“.

Руководствуясь ст. ст. 251, 252, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Республики Карелия удовлетворить. Признать абзац 21 ст. 62 Закона Республики Карелия “О бюджетном процессе в Республике Карелия“ (в редакции Закона РК от 6 октября 2005 года N 910-ЗРК) недействующим с момента принятия нормативного акта (с 22 сентября 2005 г.).

Информацию о принятом решении опубликовать в газете “Карелия“ после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Карелия.

Судья

Н.П.КУЗЬМИНА