Решения и определения судов

Определение Московского областного суда от 16.03.2006 по делу N 33-3064 Дело по заявлению об отмене решения представительного органа местного самоуправления о внесении изменений в состав избирательной комиссии муниципального образования направлено на новое рассмотрение, так как суд не проверил обоснованность досрочного прекращения полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и не выяснил, какие именно права и охраняемые законом интересы заявителя как председателя избирательной комиссии были нарушены оспариваемым решением.

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 марта 2006 года

Судья: Маслова Л.И. Дело N 33-3064“

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Давыдовой С.Ю.,

судей Терещенко А.А.,

Ведияна Г.В.,

рассмотрев в заседании от 16 марта 2006 г. кассационную жалобу Совета депутатов городского поселения Загорянский на решение Щелковского городского суда от 25 января 2006 г. по делу по заявлениям Ч. и В. об отмене решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района, заслушав доклад судьи Давыдовой С.Ю., объяснения представителей Совета депутатов - А., С., возражения Ч., В.,

УСТАНОВИЛА:

Ч. обратился в суд с заявлением об отмене решения Совета депутатов городского поселения Загорянский Щелковского муниципального района N 9/2 от 5 января 2006 г. “О внесении изменений в состав избирательной комиссии городского поселения Загорянский“.

В обоснование требований указал, что оспариваемым решением из состава избирательной комиссии до истечения срока полномочий выведены три члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, в том числе и он.

Решение о внесении изменений в состав избирательной комиссии принято с нарушением требований законодательства, поскольку избирательная комиссия городского поселения Загорянский была сформирована решением Совета депутатов Щелковского района в соответствии со ст. 24 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, следовательно, в силу указанной нормы Закона, и изменения в состав избирательной комиссии могут вноситься только Советом депутатов Щелковского района.

Председатель избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Загорянский Щелковского муниципального района Московской области В. обратилась в суд с аналогичным заявлением и просила
отменить решение Совета депутатов городского поселения Загорянский.

Определением Щелковского городского суда от 20 января 2006 г. указанные заявления объединены в одно производство.

Представитель Совета депутатов муниципального образования городское поселение Загорянский возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что с 1 января 2006 г. к исполнению обязанностей приступили представительные органы вновь образованных муниципальных образований, каковым является и городское поселение Загорянский. Согласно Уставу муниципального образования, Совет депутатов городского поселения Загорянский вправе был решать вопрос о формировании избирательной комиссии городского поселения.

Заинтересованные лица К. и Д. поддержали заявленные требования, пояснив, что заявления о выходе из состава избирательной комиссии написали под давлением Главы муниципального образования.

Решением Щелковского городского суда от 25 января 2006 г. требования Ч. и В. удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Совет депутатов городского поселения Загорянский обжалует его, просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Совет депутатов городского поселения Загорянский не вправе был прекращать полномочия членов избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Загорянский Щелковского муниципального района Московской области, поскольку указанная избирательная комиссия была сформирована Советом депутатов Щелковского муниципального района и только данный представительный орган местного самоуправления мог решать вопросы о досрочном прекращении полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он сделан с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.

В соответствии с п. 7 ст. 24 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего созыва, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.

В силу п. 6 ст. 29 вышеназванного Закона член комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в определенных указанным пунктом случаях.

Таким образом, по смыслу приведенных норм Федерального закона избирательная комиссия муниципального образования городское поселение Загорянский Щелковского муниципального района Московской области должна была быть сформирована представительным органом муниципального образования городское поселение Загорянский - Советом депутатов указанного муниципального образования.

Судом установлено, что муниципальное образование городское поселение Загорянский образовано Законом Московской области N 83/2005-ОЗ “О статусе и границах Щелковского муниципального района, вновь образованных в его составе городских и сельских поселений и существующих на территории Щелковского района Московской области муниципальных образований“ и является вновь созданным муниципальным образованием.

Согласно ст. 85 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в целях обеспечения подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться: формирование избирательных комиссий вновь образованных муниципальных районов и городских округов законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование избирательных комиссий вновь образованных городских и сельских поселений представительным органом муниципального района, в состав которого входят
указанные поселения; возложение полномочий избирательных комиссий вновь образованных муниципальных образований на территориальные избирательные комиссии.

Законом Московской области N 96/2005-ОЗ от 30 марта 2005 г. “Об обеспечении реализации отдельных положений Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ установлено, что избирательные комиссии вновь образованных городских и сельских поселений формируются в соответствии с требованиями ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ Советами депутатов муниципальных районов, в состав которых входят указанные поселения, не позднее 10 июня 2005 г. (ст. 4).

Решением Совета депутатов Щелковского района Московской области N 373/69 от 31 мая 2005 г. сформирована избирательная комиссия городского поселения Загорянский в составе 8 человек. В состав комиссии назначены в числе других К., В. и Д.

Решением Совета депутатов Щелковского района Московской области N 38/2 от 15 ноября 2005 г. в решение Совета депутатов Щелковского района Московской области N 373/69 от 31 мая 2005 г. внесены изменения, из состава комиссии выведена Д. и назначен Ч.

Оспариваемым решением Совета депутатов городского поселения Загорянский N 9/2 от 5 января 2006 г. в состав избирательной комиссии городского поселения Загорянский внесены изменения, из состава указанной комиссии выведены три члена избирательной комиссии с правом решающего голоса К., Д. и Ч.

Соглашаясь с доводами заявителей о том, что только Совет депутатов Щелковского района Московской области, как орган, сформировавший избирательную комиссию городского поселения Загорянский, вправе был решать вопрос об освобождении от обязанностей членов комиссии с правом решающего голоса, суд не учел, что обязанность сформировать указанную выше комиссию не вытекала из положений ст. 24 ФЗ “Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, а была возложена на представительный орган местного самоуправления муниципального района, в состав которого входило вновь образованное муниципальное образование городское поселение Загорянский, в связи с отсутствием представительного органа данного муниципального образования, выборы которого предстояло провести.

При этом указанная обязанность возложена на представительный орган местного самоуправления муниципального района Законом субъекта Российской Федерации на основании ст. 85 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в силу п. 10 которой органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Поскольку в соответствии с положениями части 5 статьи 84 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований приступают к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения с 1 января 2006 г., указанные органы вновь образованных муниципальных образований с 1 января 2006 г. являются правопреемниками органов местного самоуправления, осуществлявших на территории указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения.

Анализ установленных судом обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что с 1 января 2006 г. органы местного самоуправления городского поселения Загорянский, в том числе и Совет депутатов указанного муниципального образования, является правопреемником органов местного самоуправления Щелковского района Московской области, в том числе и Совета депутатов Щелковского
района Московской области, поскольку именно органы местного самоуправления Щелковского района Московской области до указанной даты осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на территории городского поселения Загорянский, входящего в состав Щелковского района Московской области.

Таким образом, с 1 января 2006 г. Совет депутатов городского поселения Загорянский, как правопреемник Совета депутатов Щелковского района Московской области приступил к исполнению обязанностей по решению вопросов местного значения, к которым относится и вопрос о формировании избирательной комиссии муниципального образования, и, следовательно, вправе был решать вопросы о досрочном прекращении полномочий членов комиссии с правом решающего голоса, тогда как Совет депутатов Щелковского района Московской области такие полномочия с 1 января 2006 г. утратил.

Кроме того, отменяя решение Совета депутатов городского поселения Загорянский N 9/2 от 5 января 2006 г. в том числе и по заявлению В., суд не учел, что в силу статей 3 и 4 ГПК РФ защите в суде подлежат лишь нарушенные права, и не выяснил в этой связи, какие права и охраняемые законом интересы В., как председателя избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Загорянский, а именно в таком качестве В. обратилась в суд, были нарушены оспариваемым решением.

Более того, суд отменил решение Совета депутатов и в части прекращения полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса К. и Д., тогда как указанные лица это решение не оспаривали, а Ч. и В. не представили суду полномочий, в соответствии с которыми они вправе оспорить решение органа местного самоуправления, принятое в отношении других лиц.

Поскольку неправильное толкование судом норм материального и процессуального закона, привело к неправильному его применению, решение суда нельзя
признать законным, и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, т.к. при разрешении спора суд ограничился лишь обсуждением вопроса о компетенции представительного органа местного самоуправления и не проверил обоснованность досрочного прекращения полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 360, п. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Щелковского городского суда от 25 января 2005 г. отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.