Решения и постановления судов

Решение Верховного суда РС(Я) от 03.02.2006 N 3-9/06 О признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) “Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“ и недействующими.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РЕШЕНИЕ

от 3 февраля 2006 г. N 3-9/06

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующей Семеновой М.Н.,

с участием прокурора Александрова П.С.,

при секретаре Федоровой Ю.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 3 февраля 2006 года дело по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) “Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“ и недействующими,

установил:

Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 30.11.2004 был принят Закон РС(Я) “Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“ и был опубликован в газете “Якутия“ 31.12.2004.



Прокурор РС(Я) обратился в Верховный суд РС(Я) с заявлением о признании недействующими отдельных положений Закона РС(Я) ввиду их противоречия федеральному закону.

В судебном заседании прокурор поддержал заявление полностью, при этом полагает, что нормы статьи 19 ч. 2 и приложение 19.28; ч. 2 ст. 32 и приложение 32.15; ч. 2 ст. 34, приложение 34.22; и п. 25 ст. 1 и приложение 1.25; в части, устанавливающей и описывающей границы муниципального образования “Поселок Нижний Бестях“ Мегино-Кангаласского района по смежеству с межселенными территориями; п. 2 ст. 18 и приложение 18.2 в части; пункты 2, 6, 7, 9, 12, 18, 21 ст. 19 и приложения 19.2; 19.6; 19.7; 19.9; 19.12; 19.18; 19.21 в части, пункты 8, 19, 21 ст. 34 и приложения 34.8; 34.19; 34.21 в части Закона РС(Я) противоречат Федеральному закону, в связи с тем, что создание межселенных территорий допускается только в районах, которые отнесены решением Правительства Российской Федерации к территориям с низкой плотностью населения, а указанные районы не отнесены к перечню территорий с низкой плотностью населения.

Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Иванов В.Н. не имеет возражения заявлению прокурора. При этом считает необходимым признать противоречащими установленные границы других муниципальных образований, которые находятся по смежеству с межселенными территориями.

Представитель комиссии по вопросам административно-территориального устройства и географическим названиям РС(Я) Калмыкова А.И. поддержала пояснение представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я).

Выслушав пояснение прокурора и представителя Государственного собрания (Ил Тумэн) РС(Я), исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично.

Оценивая указанный правовой акт, суд исходит из того, что Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) было вправе принимать подобные акты, носящие нормативный характер. Однако согласно ст. 76 ч. 5 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.

Согласно статье 72 п. “н“ Конституции Российской Федерации границы территорий муниципальных образований могут устанавливаться и изменяться законами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими требованиями к территориальной организации местного самоуправления, предусмотренными федеральным законодательством.

Согласно ст. 10 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения и при установлении территорий границ муниципальных образований предусмотрено соблюдение соответствующих условий.

В соответствии со ст. 11 ФЗ к территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в РФ.

При этом перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.



Статьями 19, 32 и 34 Закона РС(Я) на территории Мегино-Кангаласского, Таттинского, Усть-Алданского улусов образованы ряд муниципальных образований, утверждены их границы в соответствии с картографическим описанием, приведенным в приложениях к закону. Согласно Закону РС(Я) “О местном самоуправлении в РС(Я)“ основным видом муниципального образования в сельской местности признается наслег как традиционная форма самоуправления, а также признаются равнозначными понятия “наслег“ и “сельское поселение“. При этом часть территории участков в указанных улусах отнесены к межселенной территории муниципальных районов.

Согласно ст. 2 ФЗ межселенная территория - это территория, находящаяся вне границ поселений. Согласно ст. 11 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ межселенные территории, входящие в состав муниципального района, создаются на территориях, имеющих низкую плотность населения. Создание межселенных территорий допускается только в районах, которые отнесены решением Правительства Российской Федерации к территориям с низкой плотностью населения. В тех районах, которые не относятся к территориям с низкой плотностью населения, территория муниципального района должна быть разграничена между поселениями (поскольку поселения, за исключением городских округов, входят в состав муниципальных районов).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.05.2004 в целях реализации положений ст. 85 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ утвержден перечень территорий субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения.

При этом Мегино-Кангаласский, Таттинский, Усть-Алданский районы РС(Я) данным распоряжением не отнесены к территориям с низкой плотностью населения, в которых возможно наличие межселенных территорий.

Анализ приведенных нормативных правовых актов свидетельствует, что республиканский законодатель в нарушение требований Федерального закона установил межселенные территории в вышеприведенных районах. Таким образом, оспариваемые нормы Закона РС(Я) должны быть признаны недействующими.

Кроме того, прокурор дополнительным заявлением просит признать недействующим установленные границы муниципального образования “Поселок Нижний Бестях“, “Нерюктяйинский наслег“, “Арангасский наслег“, “Дойдунский наслег“, “Доллунский наслег“, “Жанхадинский наслег“, “Мелдехсинский наслег“, “Томторский наслег“, “Легейский наслег“, “Хоринский наслег“, “Хоринский 1-й наслег“ в связи с тем, что приведенные муниципальные образования находятся по смежеству с межселенными территориями.

Однако заявление прокурора в этой части не подлежит к удовлетворению. Законом РС(Я) от 30.11.2004 границы муниципальных районов утверждены в соответствии с картографическим описанием. Каких-либо оснований о нарушении права указанных поселений в заявлении не приводится. Также не приводится основание противоречия федеральному закону установленные границы муниципальных образований. То, что они находятся по смежеству с межселенной территорией, не может являться предметом рассмотрения без наличия оснований. Суд не может заранее предопределять правовой режим территории и вопросы законодательного собрания. Кроме того, в соответствии со ст. 99 Конституции Республики Саха (Якутия) и Закона РС(Я) “О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)“ установление и изменение границ муниципальных образований определяется законом с учетом мнения населения соответствующих территорий.

В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) подлежит удовлетворению частично.

Признать ч. 2 статьи 19 и приложение 19.28; часть 2 статьи 32 и приложение 32.15; часть 2 статьи 34 и приложение 34.22 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 173-З N 353-III “Об установлении границ и о наделении статусом городского и сельского поселений муниципальных образований Республики Саха (Якутия)“ недействующими с момента вступления решения в законную силу.

В остальной части заявления, в удовлетворении отказать.

Сведения о принятом решении опубликовать в газете “Якутия“.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующая

М.Н.СЕМЕНОВА

Справка: Решение суда вступило в силу 13 февраля 2006 года.