Решения и постановления судов

Решение Верховного суда Республики Хакасия от 27.01.2006 Норма признана незаконной, недействующей в силу того, что противоречит федеральному законодательству.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 января 2006 года

Верховный суд Республики Хакасия в лице

председательствующего Петровой Т.Л.

при секретаре Соколовой И.С.,

с участием прокурора Петровой М.В.,

представителя Верховного Совета Республики Хакасия Чустеевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Первого заместителя прокурора Республики Хакасия о признании части 1 статьи 3 в части Закона Республики Хакасия от 15 августа 2005 года N 55-ЗРХ “О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет“ противоречащей федеральному законодательству, недействующей,

установил:



Первый заместитель прокурора Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании части 1 статьи 3 в части Закона Республики Хакасия (далее - Закон Республики Хакасия) от 15 августа 2005 года N 55-ЗРХ “О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет“ противоречащей федеральному законодательству, недействующей.

В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что часть 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия, согласно которой финансирование расходов на обеспечение основных и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также выплата ежемесячных денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, производятся за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия в порядке, определяемом Правительством Республики Хакасия, противоречит абзацу 2 части 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ, в силу которого на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Петрова М.В. на заявленных требованиях настаивала, приводя в обоснование те же доводы, что и в заявлении.

Представитель Верховного Совета Республики Хакасия Чустеева И.А., действующая на основании доверенности от 17 августа 2005 года, заявленные требования не признала, пояснила, что в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. К таким полномочиям, в частности, отнесено решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

По мнению представителя, из смысла указанной нормы следует, что решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено не только к полномочиям законодательных, но и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 26.1 указанного Закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409 “О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ на органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований возложена обязанность обеспечивать в первоочередном порядке учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием. На детей, находящихся под опекой (попечительством), в семьях граждан распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитываются и обучаются в образовательных учреждениях.

В соответствии с названным Постановлением Правительства Российской Федерации Верховный Совет Республики Хакасия при принятии оспариваемого Закона Республики Хакасия определил орган исполнительной власти, которым будет разработан указанный порядок.

Выслушав прокурора, представителя Верховного Совета Республики Хакасия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.



Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта “б“ пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (с изменениями от 31 декабря 2005 года) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 15 августа 2005 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия N 55-ЗРХ “О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет“ (далее - Закон Республики Хакасия), 5 декабря 2005 года в Закон внесены изменения, Закон опубликован в бюллетене “Вестник Хакасии“ от 31 августа 2005 года N 39, газете “Хакасия“ от 24 августа 2005 года N 158, бюллетене “Вестник Хакасии“ от 9 декабря 2005 года N 63.

Частью 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия установлено, что финансирование расходов на обеспечение основных и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также выплата ежемесячных денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, производятся за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия в порядке, определяемом Правительством Республики Хакасия.

Между тем, согласно абзацу 2 части 5 статьи 150 Семейного кодекса Российской Федерации на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, часть 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия в части предоставления Правительству Республики Хакасия права определять порядок выплаты ежемесячных денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях противоречит федеральному законодательству.

Ссылка представителя Верховного Совета Республики Хакасия на положения статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, в соответствии с которой полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе, решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть решение указанных вопросов отнесено не только к полномочиям законодательных, но и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской, не может быть принята во внимание, поскольку из содержания названной нормы не усматриваются полномочия по законодательному регулированию вопросов социальной поддержки, а решение таких вопросов включает в себя, в том числе, и исполнение требований нормативных правовых актов.

Согласно пункту 4 статьи 1 названного Закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Конституцией (Уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, Конституции (Устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

При таких обстоятельствах, учитывая, что федеральным законодательством (Семейным кодексом РФ) определение порядка выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), прямо отнесено к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации и устанавливается законом субъекта Российской Федерации, в силу вышеприведенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что заявление Первого заместителя прокурора Республики Хакасия о признании части 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия в части предоставления Правительству Республики Хакасия права определять порядок выплаты ежемесячных денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, противоречащей федеральному законодательству, недействующей подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание, что до вынесения решения суда Закон Республики Хакасия в течение определенного времени применялся (действовал), суд считает необходимым признать оспариваемое положение Закона Республики Хакасия недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Учитывая, что Закон Республики Хакасия от 15 августа 2005 года N 55-ЗРХ “О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет“ (с изменениями от 5 декабря 2005 года) опубликован в бюллетене “Вестник Хакасии“ от 31 августа 2005 года N 39, от 9 декабря 2005 года N 63, в газете “Хакасия“ от 24 августа 2005 года N 158, суд считает необходимым обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении в указанных изданиях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193 - 199, 251, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Первого заместителя прокурора Республики Хакасия удовлетворить.

Признать часть 1 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 15 августа 2005 года N 55-ЗРХ “О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет“ (с изменениями от 5 декабря 2005 года) в части предоставления Правительству Республики Хакасия права определять порядок выплаты ежемесячных денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях противоречащей федеральному законодательству, недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в очередном номере бюллетеня “Вестник Хакасии“ и газете “Хакасия“.

Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Т.Л.ПЕТРОВА

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2006 года решение Верховного суда Республики Хакасия от 27 января 2006 года оставлено без изменения.