Решения и определения судов

Решение Верховного суда КБР от 26.12.2005 Об оставлении без удовлетворения заявления местной администрации муниципального образования с. Эльбрус о признании недействующим части 4 статьи 13 Закона КБР от 27 февраля 2005 г. N 13-РЗ и приложения 13 к указанному Закону в части утверждения описания земель муниципального образования с. Эльбрус по смежеству с землями межселенной территории национального парка “Приэльбрусье“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 26 декабря 2005 года

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Зумакулова Д.М.

при секретаре - Безроковой М.Б.

с участием прокурора Березгова А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению главы администрации муниципального образования сел. Эльбрус Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики о признании недействующими части 4 статьи 13 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2005 года N 13-РЗ “О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике“ и приложения 13 к указанному Закону в части утверждения описания границ земель муниципального образования села Эльбрус по смежеству с землями межселенной территории национального парка “Приэльбрусье“,

установил:

27.02.2005 был принят Закон Кабардино-Балкарской Республики “О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике“ N 13-РЗ, который был опубликован в газете “Кабардино-Балкарская правда“ 01.03.2005.

В соответствии с пунктом “б“ части 3 статьи 13 Закона КБР от 27.02.2005 наделяется статусом сельского поселения объединенная территория населенных пунктов село Эльбрус, село Терскол, село Байдаево, село Тегенекли, село Нейтрино с административным центром в селе Эльбрус. В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона КБР от 27.02.2005 устанавливаются границы муниципальных образований согласно приложению 13 к Закону.

Приложение 13 к Закону состоит из параграфов и содержит описание границ земель муниципального образования села Эльбрус. В параграфе 1 содержится описание границ земель муниципального образования сел. Эльбрус по смежеству с землями муниципального образования сел. Верхний Баксан, в параграфе 2 - по смежеству с землями межселенной территории национального парка “Приэльбрусье“.

Глава муниципального образования сел. Эльбрус Эльбрусского района КБР обратился в Верховный Суд КБР, в котором просит признать недействующими части 4 ст. 13 N 13-РЗ Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27.02.2005 “О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике“
и приложение 13 к указанному Закону в части утверждения описания границ земель муниципального образования с. Эльбрус Эльбрусского района КБР по смежеству с землями межселенной территории национального парка “Приэльбрусье“, мотивируя тем, что Закон противоречит Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее Федеральный закон от 06.10.2003).

В заявлении также указано, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 (с последующими изменениями и дополнениями) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность до 1 марта 2005 года установить в соответствии с требованиями указанного Федерального закона границы муниципальных образований и наделить муниципальные образования соответствующим статусом.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Кроме того, отнесение рекреационных земель к землям поселений предусмотрено статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации.

Законом КБР от 27.02.2005, впервые установившим границы муниципального образования сел. Эльбрус, в состав территории муниципального образования сел. Эльбрус не включены земли, которые исторически относились к селу Эльбрус, поселкам Терскол, Байдаево, Тегенекли, Нейтрино и были переданы Тырныаузским городским Советом народных депутатов в ведение Эльбрусского сельского Совета после его образования в 1991 году. Решением Тырныаузского городского Совета народных депутатов от 6 ноября 1991 года N 495 в ведение Эльбрусского сельского Совета переданы земли площадью 7746 согласно приложению 1, площадью 5556 гектаров (в том числе 5399 гектаров в национальном парке “Приэльбрусье“) согласно приложению
2.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Однако, согласно описанию границ муниципального образования сел. Эльбрус, утвержденного Законом КБР от 27.02.2005, за пределами границ муниципального образования сел. Эльбрус, наделенного статусом сельского поселения, осталась часть сложившейся территории населенного пункта сел. Тегенекли, включенного в состав муниципального образования сел. Эльбрус.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 территория субъекта Российской Федерации должна быть разграничена между поселениями. Для данного правила предусмотрено исключение, согласно которому территории с низкой плотностью сельского населения (кроме территорий, упомянутых в пункте 3 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона) могут не включаться в территории поселений. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 территория, находящаяся вне границ поселения, определяется как межселенная территория.

Далее в заявлении указывается, что в соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона полномочия по утверждению перечня субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, возложены на Правительство Российской Федерации. В соответствии с Распоряжениям Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. N 707-Р Кабардино-Балкарская Республика не включена в перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов, относящихся к территориям с низкой плотностью населения. Более того, Кабардино-Балкарская Республика отнесена к территориям с высокой плотностью населения. Следовательно, Парламент Кабардино-Балкарской Республики не имел права образовывать на территории Кабардино-Балкарской Республики межселенные территории.

При этом заявитель полагает, что Закон КБР от 27.02.2005 противоречит Федеральному закону от 06.10.2003, и нарушает права муниципального образования села
Эльбрус, поскольку он неправомерно уменьшает территорию муниципального образования, а вместе с территорией сокращает налоговую базу и другие доходы местного бюджета муниципального образования.

В письменных возражениях Заместитель Председателя Парламента КБР, Представитель Президента и Правительства КБР в судебных органах просят отклонить заявленное требование главы администрации села Эльбрус, полагая, что оспариваемый Закон соответствует Федеральному закону.

В судебном заседании заявитель - глава администрации сел. Эльбрус Курданов У.Д., удостоверение N 2 от 04.01.2004, и зам. главы администрации сел. Эльбрус, действующая по доверенности от 17.11.2005, поддержали заявленные требования в полном объеме, представитель Парламента Кабардино-Балкарской Республики Хамуков А.В. действующий по доверенности N 995 от 13.05.2005, Представитель Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики в судебных органах Кашироков З.Х., действующий по доверенности N 7 от 14.11.2005, не признали заявленные требования главы администрации сел. Эльбрус Курданова У.Д.: просят отклонить заявленные требования главы местной администрации муниципального образования сел. Эльбрус.

Прокурор Березгов А.Х. полагает заявленные требования главы местной администрации сел. Эльбрус подлежащим отклонению.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Суд находит заявление местной администрации муниципального образования с. Эльбрус о признании недействующими части 4 статьи 13 Закона КБР от 27 февраля 2005 г. N 13-РЗ “О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике“ и приложения 13 к указанному Закону в части утверждения описания земель муниципального образования с. Эльбрус по смежеству с землями межселенной территории национального парка “Приэльбрусье“ не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Закон КБР от 27 февраля 2005 года N 13-РЗ “О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике“ принят в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Оспариваемые положения республиканского Закона основаны на норме пункта 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, устанавливающей обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в срок до 1 марта 2005 года установить границы муниципальных образований и наделить их соответствующим статусом, и соответствуют другим положениям указанного Федерального закона.

Во исполнение Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в Кабардино-Балкарской Республике принят Закон Кабардино-Балкарской Республики от 27.02.2005 N 13-РЗ “О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике“.

При разработке и принятии указанного республиканского Закона Парламент Кабардино-Балкарской Республики руководствовался п. 3 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которому территорию поселения составляют: исторически сложившиеся земли населенных пунктов; прилегающие к ним земли общего пользования; территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения; рекреационные земли; земли для развития поселения.

Наличие на территории КБР межселенных территорий соответствует пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, согласно которому территории субъектов РФ с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений. Ссылка заявителя на Распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2004 года N 707-Р необоснованна, так как оно принято до внесения изменений в часть 3 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года.

Законом N 13-РЗ в Кабардино-Балкарии были впервые установлены границы муниципальных образований. Поэтому утверждения заявителя о том, что
в состав территории муниципального образования с. Эльбрус не были включены земли, которые исторически относились к сел. Эльбрус, поселкам Терскол, Байдаево, Тегенекли, Нейтрино, а также, что Закон КБР неправомерно уменьшает территорию муниципального образования с. Эльбрус, не соответствует действительности. Закон впервые определил границы муниципального образования с. Эльбрус, а не изменил.

Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда КБР от 18.08.2005 N 1-П-2005, Закон Кабардино-Балкарской Республики “О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике“ - первый нормативный правовой акт, установивший границы муниципальных образований в республике. Поскольку до принятия упомянутого Закона не было юридически установленных границ поселений, то этим законом не могли быть изменены несуществовавшие границы (Постановление Конституционного Суда КБР от 18.08.2005 N 1-П-2005 прилагается).

При утверждении границ муниципальных образований в КБР в максимальной степени сохранилось ранее имевшее административно-территориальное деление республики.

Кроме того, территория сельского поселения Эльбрус утверждена в границах, которые были представлены Правительством КБР и согласованы с органами местного самоуправления Эльбрусского района. При их утверждении Парламентом КБР какие-либо изменения не вносились. Таким образом, при принятии указанного республиканского Закона границы Эльбрусского сельского поселения не изменялись, а юридически закреплялись.

Утверждение заявителя о том, что Парламент КБР не имел права образовывать на территории Кабардино-Балкарской Республики межселенные территории необоснованно. Федеральным законом от 28 декабря 2004 года N 186-ФЗ было внесено дополнение в Федеральный закон N 131-ФЗ, согласно которому на территориях субъектов Российской Федерации, в которых исторически сложились традиционные формы отгонного животноводства, территории и границы муниципальных образований устанавливаются в соответствии с положениями статей 10 - 13 Федерального закона N 131-ФЗ с учетом законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок определения территорий и использования
земель в целях отгонного животноводства, и особенностей расселения населения на указанных территориях. Данная норма распространяется и на Кабардино-Балкарскую Республику, как и на ряд других субъектов Российской Федерации.

Таким образом, положения ч. 4 ст. 13 Закона КБР “О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике“ и приложение N 13 к указанному Закону, устанавливающие границы земель муниципального образования сельского поселения Эльбрус, не противоречат действующему федеральному законодательству.

Закон КБР от 27.02.2005 N 13-РЗ “О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике“ и приложение 13 к указанному Закону в части утверждения описания земель муниципального образования сел. Эльбрус соответствуют федеральному законодательству. Указанные положения Закона КБР также соответствуют Конституции РФ в силу их соответствия Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации“ и презумпции конституционности федеральных законов, провозглашенной Конституционным Судом Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2001 N 65-О, пункт 5 абзац 2).

Закон КБР N 13-РЗ изучен в рамках юридической экспертизы, проведенной главным управлением Минюста России по Южному Федеральному округу, и признан соответствующим федеральному законодательству и не содержащим положений, противоречащих Конституции Российской Федерации (документ прилагается).

Заявитель указывает на неправомерность образования на территории КБР межселенных территорий, что, по его мнению, приводит к неправомерному уменьшению территории Эльбрусского сельского поселения. При этом утверждается, что КБР не включена в перечень субъектов Российской Федерации с низкой плотностью населения, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 года N 707-Р.

Указанные утверждения заявителя являются необоснованными.

Так, в п. 1, частях 3, 4 ст. Федерального закона N 131-ФЗ речь идет о “плотности сельского населения“, а в пункте
2 части 1 статьи 11 данного Федерального закона и в указанном Распоряжении Правительства РФ речь идет о “плотности населения“. Между тем, исходя из данных Федеральной службы государственной статистики, между “плотностью сельского населения“ и “плотностью населения“ существенная разница. Средняя “плотность сельского населения“ в Российской Федерации составляет 2,3 чел. кв./км, а “плотность населения“ - 8,4 чел. кв./км. Исходя из этих данных, а также требований Федерального закона N 131-ФЗ, если исходить из “плотности сельского населения“, то вся территория республики, в том числе и Эльбрусский район, подпадают под категорию территорий с “высокой плотностью сельского населения“. Если исходить из “плотности населения“, то Эльбрусский, Черекский и Зольский районы Кабардино-Балкарской Республики не подпадают под категорию с “высокой плотностью населения“. Кроме того, Правительство РФ не утверждало перечень субъектов федерации и отдельных районов субъектов федерации с высокой, низкой плотностью сельского населения.

Таким образом, оспариваемый Закон Кабардино-Балкарской Республики принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (Кабардино-Балкарской Республики) и не находится в противоречии с положениями действующего федерального законодательства. При таких данных Суд не находит оснований для удовлетворения заявления главы администрации сел. Эльбрус.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 245 - 250 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики

решил:

Заявление местной администрации муниципального образования с. Эльбрус о признании недействующим части 4 статьи 13 Закона КБР от 27 февраля 2005 г. N 13-РЗ “О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике“ и приложение 13 к указанному Закону в части утверждения описания земель муниципального образования с. Эльбрус по смежеству с землями межселенной территории национального парка “Приэльбрусье“ оставить без удовлетворения.

Решение Суда может быть
обжаловано в течение 10 дней со дня провозглашения в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующий

Д.М.ЗУМАКУЛОВ