Решения и определения судов

Постановление президиума Московского областного суда от 26.10.2005 N 594 по делу N 44г-381/05 Дело по иску о взыскании невыплаченной пенсии направлено на новое рассмотрение, так как положения федерального законодательства о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции.

ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2005 г. N 594

Судья: Зайченко С.Г. Дело N 44г-381/05Члены коллегии: Рыкова Г.М., Тегунова Н.Г. Докладчик: Сорокина Л.Н. “

Президиум Московского областного суда в составе:

председателя президиума Марасановой С.В.,

членов президиума Рустамовой А.В.,

Ефимова А.Ф.,

Романовского С.В.,

Борисенковой В.Н.,

Никоновой Е.А.,

Николаевой О.В.,

рассмотрев истребованное по
надзорной жалобе Военного комиссариата Московской области дело по иску К. к Военному комиссариату Московской области о взыскании невыплаченной пенсии,

заслушав доклад судьи Московского областного суда Николаевой О.В. объяснения истца,

УСТАНОВИЛ:

К. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о взыскании невыплаченной пенсии.

В обоснование исковых требований указал, что приказом Министра обороны РФ от 05.02.1996 N 091 он был уволен с военной службы с зачислением в запас в воинском звании подполковник. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы и их семей“ ему было предоставлено право на пенсионное обеспечение. В связи с поступлением на службу в федеральные органы налоговой полиции после подачи заявления о направлении личного дела в ФСНП России выплата пенсии была незаконно приостановлена, пенсия за выслугу лет была выплачена ему только за период со дня увольнения с военной службы по день зачисления на службу в ФСНП России, а именно с 5 февраля по 27 февраля 1996 года. Требования ч. 2 ст. 6 указанного выше Закона регламентируют приостановку выплаты пенсии при поступлении пенсионеров на военную службу, однако к нему это не должно иметь отношения, поскольку на военную службу он не поступал. Служба в органах налоговой полиции, по мнению истца, не может быть отнесена к военной службе, поэтому он просил взыскать с ответчика сумму невыплаченной пенсии за период с 27 февраля 1996 года по 14 августа 2000 года с учетом индексации в размере 187512 рублей 34 копеек.

Ответчик иск не
признал.

Решением Мытищинского городского суда от 26.06.2003 иск удовлетворен частично. Судом постановлено взыскать с Военного комиссариата Московской области в пользу К. невыплаченную пенсию в размере 122529 рублей 22 копеек.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26.08.2003 решение оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Военный комиссариат Московской области просит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу, отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением судьи Верховного Суда РФ Зелепукина А.Н. дело по надзорной жалобе Военного комиссариата Московской области внесено на рассмотрение президиума Московского областного суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Удовлетворяя частично исковые требования К., суд указал, что служба в налоговой полиции не относится к военной службе, в связи с чем выплата пенсии К. была приостановлена необоснованно.

Между тем, согласно статье 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“.

В соответствии с частью 1 статьи 6 данного Закона лицам, указанным в статье 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии
назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В силу части 2 статьи 6 приведенного выше Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий во время службы приостанавливается.

Статьей 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) “О федеральных органах налоговой полиции“ (признан утратившим силу Федеральным законом от 30 июня 2003 г. в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации) предусматривалось, что пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“.

Какие-либо изъятия из закрепленного в статье 6 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц предусмотрены не были.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П по делу о проверке конституционности части 2 статьи 6 вышеприведенного Закона Российской
Федерации от 12 февраля 1993 г. “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, с учетом Федеральных законов, касающихся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров и следователей прокуратуры, сотрудников налоговой полиции, пришел к выводу о том, что правовая норма, содержащаяся в части 2 статьи 6 указанного Закона, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая органы налоговой полиции.

Допущенные судебными инстанциями существенные нарушения в применении и толковании норм материального права при рассмотрении спора являются в силу ст. 387 ГПК РФ основаниями к отмене принятых судебных постановлений.

Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

решение Мытищинского городского суда от 26.06.2003, определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26.08.2003 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Председатель президиума

С.В.МАРАСАНОВА