Решения и определения судов

Решение Верховного суда РМ от 02.09.2005 N 3-19/2005 О признании частично недействующими пунктов 1 и 2 Положения о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения, утвержденного постановлением Правительства РМ от 31.01.2005 N 20.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 сентября 2005 г. N 3-19/2005

Верховный Суд Республики Мордовия в составе

председательствующего судьи Верховного Суда Республики Мордовия Демидчик Н.В.

при секретаре Юркиной О.В.

с участием старшего помощника прокурора Республики Мордовия Родиной В.М.,

заинтересованного лица Правительства Республики Мордовия, его представителя Шапошниковой О.Б., представившей доверенность от 14.07.2004 г. (л.д. 12),

рассмотрев в открытом судебном заседании от 2 сентября 2005 года в г. Саранске дело по заявлению С. о признании недействительными в части с момента издания пунктов 1 и 2 Положения о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005
года N 20,

установил:

1 марта 2005 года С. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным с момента издания пункта 1 Положения о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года N 20, в той мере, в какой осуществляемое им на территории Республики Мордовия правовое регулирование бесплатного проезда инвалидов по единой социальной проездной карте исключает ее распространение на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы, а также исключает право бесплатного проезда по единой социальной проездной карте инвалида 1 группы и сопровождающего его лица в транспорте общего пользования частной формы собственности. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что нормативный акт в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству, поскольку ухудшает его положение в части ранее предоставляемой льготы по бесплатному проезду в общественном транспорте (л.д. 2).

8 августа 2005 года С. представил в Верховный Суд Республики Мордовия новое заявление, в котором просил признать пункт 1 указанного Положения в той мере, в которой действие единой социальной проездной карты не распространяется на общественный транспорт, не указанный в приложении к данному Положению, а также пункт 2 того же Положения, в той части, в какой он предоставляет право на приобретение единой социальной проездной карты лишь инвалиду 1 группы без сопровождающего его лица, недействующими с момента их издания.

В судебное заседание заявитель С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской в получении повестки (л.д. 86), в адресованном суду письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 75).

Представитель Правительства
Республики Мордовия Шапошникова О.Б. заявленные С. требования не признала и объяснила следующее.

Предоставление предусмотренных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ мер социальной поддержки, связанных с оплатой проезда инвалидов, является расходным обязательством Российской Федерации и, следовательно, должно финансироваться из федерального бюджета. Считает, что предоставляемые в соответствии со статьей 28.1 указанного закона инвалидам ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) включают в себя расходы на транспортное обслуживание инвалидов. Оспариваемое С. постановление представляет собой дополнительную меру социальной поддержки за счет средств федерального бюджета. В связи с этим оно не может быть признано несоответствующим нормам федерального закона. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 31.01.2005 г. N 20 было утверждено Положение о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения, которые опубликованы в газете “Известия Мордовии“ от 9.02.2005 г. (л.д. 4 - 5).

Пункт 1 указанного Положения предусматривает право бесплатного проезда отдельных категорий населения Республики Мордовия на всех видах городского и пригородного пассажирского автомобильного транспорта (кроме такси), осуществляемое организациями согласно приложению, на основании единой социальной проездной карты. В приложении к Положению дан перечень организаций, осуществляющих указанные перевозки.

Пункт 2
Положения устанавливает категории лиц, имеющих право на приобретение единой социальной проездной карты, включая инвалидов 1, 2, 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности, проживающих на территории Республики Мордовия.

С. считает, что оспариваемые им нормы ограничивают ранее предоставленные ему льготы, поскольку исключают право бесплатного проезда в транспорте общего пользования лица, сопровождающее инвалида 1 группы, а также право бесплатного проезда самого инвалида и лица его сопровождающего в общественном транспорте, не указанном в приложении к Положению.

Из материалов дела следует, что заявитель С. является инвалидом 1 группы, установленной ему бессрочно, что подтверждается копией заключения ВТЭК от 21.05.91 г. (л.д. 3) и письмом отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия (л.д. 29 - 30).

В соответствии со статьей 30 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, инвалиды 1 группы пользовались правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Указанная льгота распространялась на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы.

Федеральным законом “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 5 августа 2004 года (в ред. федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ) с целью
приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, была произведена замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации.

В связи с этим нормы Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, предусматривавшие льготы для инвалидов, и в частности статья 30, регулирующая транспортное обслуживание инвалидов, были признаны утратившими силу.

Из преамбулы Федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 5 августа 2004 года (в ред. федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ) следует, что предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года к полномочиям органов государственной власти Российской
Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки инвалидов, в том числе за счет субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте.

Из содержания указанных норм следует, что социальная поддержка инвалидов в части оплаты их проезда на общественном транспорте относится к полномочиям субъектов Российской Федерации, которые могут быть реализованы как непосредственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, так и путем перечисления субвенций в местные бюджеты на соответствующие цели.

В судебном заседании установлено, что в 2005 году органами государственной власти Республики Мордовия субвенции местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте не выделялись. Другие нормативные акты, кроме оспариваемого заявителем, по данному вопросу органами государственной власти Республики Мордовия также не издавались.

Указанные имеющие значение для дела обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя Правительства Республики Мордовия и письмом заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия (л.д. 97).

В связи с этим суд приходит к выводу, что Положение о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения, утвержденное постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года N 20, принято в рамках реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в части изменения порядка предоставления льгот отдельным категориям граждан, в частности инвалидам, по бесплатному проезду в общественном транспорте.

Принимая решение по заявленным С. требованиям, суд исходит из того, что в соответствии с пунктом 2 статьи 153 указанного выше Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ при издании органами государственной
власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления ухудшены.

Как указывалось выше, до 1 января 2005 года в соответствии с законом инвалиды 1 группы совместно с сопровождающим их лицом, пользовались правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Из пункта 1 оспариваемого Положения усматривается, что действие единой социальной проездной карты, предоставляющей право бесплатного проезда отдельным категориям населения, распространяется только на общественный транспорт, указанный в приложении к Положению. В приложении перечислены отдельные транспортные организации Республики Мордовия, осуществляющие перевозки граждан. Является очевидным то обстоятельство, что данный перечень носит ограничительный характер и включает в себя не все организации, имеющие транспорт общего пользования.

Из пункта 2 оспариваемого С. Положения следует, что лица, сопровождающие инвалида 1 группы, не отнесены к категориям граждан, имеющих право на приобретение единой социальной проездной карты. Другие гарантии бесплатного проезда лица, сопровождающего инвалида 1 группы, нормативными актами Республики Мордовия не предусмотрены.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предлагаемая инвалиду 1 группы единая социальная проездная карта, исключающая возможность бесплатного проезда лица, сопровождающего инвалида 1 группы, и распространяющаяся только на общественный транспорт, указанный в приложении к Положению, ухудшает прежние условия его пользования бесплатно всеми видами городского и пригородного общественного автомобильного транспорта (кроме такси).

В связи с этим пункт 1 Положения о единой социальной проездной карте, порядке
ее реализации и использования отдельными категориями населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года N 20, в той части, в какой действие единой социальной проездной карты не распространяется на бесплатный проезд инвалида 1 группы и сопровождающего его лица на общественном транспорте (кроме такси), не указанном в приложении к Положению, и пункт 2 этого же Положения в той части, в какой он предоставляет право на приобретение единой социальной проездной карты только инвалиду 1 группы без сопровождающего его лица, следует признать недействующими со дня принятия, поскольку противоречат федеральному закону.

Изложенный в судебном заседании представителем Правительства Республики Мордовия довод о том, что расходы на транспортное обслуживание инвалидов включены в предусмотренные законом ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), является несостоятельным, поскольку указанный вывод из норм закона не следует.

Ссылка на то обстоятельство, что оспариваемый С. нормативный акт не нарушает его права, поскольку в соответствии со вступившими в законную силу решениями суда в г. Саранске производится перевозка инвалидов, использующих кресло-коляску, на специально оборудованном транспортном средстве (л.д. 94 - 96), и С. выделены денежные средства для приобретения спецавтотранспорта (л.д. 89 - 92), не может быть принята во внимание в связи с тем, что законодатель не ограничивал предоставленное инвалиду право бесплатного проезда в общественном транспорте какими-либо условиями.

Мнение представителя Правительства Республики Мордовия о том, что для правильного разрешении спора необходимо выяснить, осуществлялись ли фактически до 1 января 2005 года бесплатные перевозки инвалидов в городском и пригородном транспорте, находящемся в личной собственности, является ошибочным. Это обстоятельство не имеет значение для данного дела, поскольку в заявлении от 8 августа 2005 года
С. оспаривает пункт 1 Положения в той части, в какой он исключает право бесплатного проезда самого инвалида и лица его сопровождающего в общественном транспорте, не указанном в приложении к Положению. Принятое судом решение в этой части также касается общественного транспорта, поэтому форма собственности транспортных организаций значения не имеет.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление С. удовлетворить.

Пункт 1 Положения о единой социальной проездной карте, порядке ее реализации и использования отдельными категориями населения, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года N 20, в той части, в какой действие единой социальной проездной карты не распространяется на бесплатный проезд инвалида 1 группы и сопровождающего его лица на общественном транспорте (кроме такси), не указанном в приложении к Положению, и пункт 2 этого же Положения в той части, в какой он предоставляет право на приобретение единой социальной проездной карты только инвалиду 1 группы без сопровождающего его лица, признать недействующими с момента принятия.

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании, в котором было официально опубликовано постановление.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия

Н.В.ДЕМИДЧИК