Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 19.08.2005 N 3П-1-52/05 О признании противоречащим федеральному законодательству пункта 7 статьи 10 Закона Республики Татарстан от 17.11.1999 N 2440 “О мировых судьях Республики Татарстан“ в части слова “кадровое“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ

от 19 августа 2005 г. N 3П-1-52/05

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего Гафарова Р.Ф.,

при секретаре Хузиной Э.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан “О мировых судьях Республики Татарстан“,

установил:

Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим со дня вступления решения в законную силу пункта 7 статьи 10 Закона Республики Татарстан “О мировых судьях Республики Татарстан“ от 17.11.1999 N 2440 (далее - Закон РТ), указывая, что в соответствии с пунктом 7 статьи 10 указанного Закона кадровое,
организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется Министерством юстиции Республики Татарстан во взаимодействии с Управлением Судебного департамента в Республике Татарстан, что, по его мнению, противоречит пункту 3 статьи 10 Федерального закона “О мировых судьях Российской Федерации“, в соответствии с которым органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют лишь материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей. Кроме того, статьей 9 указанного Федерального закона предусмотрено право субъекта федерации устанавливать структуру и штатное расписание исключительно аппарата мировых судей.

Министр юстиции Республики Татарстан, он же представитель Государственного Совета Республики Татарстан требование не признал.

Представитель Президента Республики Татарстан с требованием не согласился.

Представитель Управления Судебного департамента в Республике Татарстан с требованием согласился.

Выслушав пояснения сторон, представителя Управления Судебного департамента в Республике Татарстан, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично.

В соответствии с подпунктом “л“ пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Единство судебной системы закреплено Федеральным конституционным законом “О судебной системе Российской Федерации“ и обеспечивается, в частности, финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст. 3); мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, относятся к судам субъектов Российской Федерации (ч.
4 ст. 4), их полномочия и порядок деятельности устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 28).

Обеспечение деятельности мировых судей возложено Федеральным законом “О мировых судьях в Российской Федерации“ на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 10 данного Закона материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

По мнению суда, организационное обеспечение деятельности мировых судей включает в себя кадровое, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение.

Данная позиция вытекает из статьи 1 Федерального закона “О Судебном Департаменте при Верховном Суде Российской Федерации“. Под организационным обеспечением деятельности судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Довод представителя Управления Судебного департамента в Республике Татарстан и представителя прокурора Республики Татарстан о том, что кадровое обеспечение деятельности мировых судей в рамках организационного обеспечения, закрепленное в Законе Республики Татарстан “О мировых судьях Республики Татарстан“, включает в себя регулирование вопросов, связанных с подбором кандидатов в мировые судьи, избранием самих мировых судей, вопросов, связанных с исполнением ими их трудовых обязанностей, не соответствует смыслу указанной нормы Федерального закона и основан на неправильном ее толковании.

В данном случае, по мнению суда, Законом Республики Татарстан “О мировых судьях Республики Татарстан“ применительно к статье 1 Федерального закона “О судебном Департаменте при Верховном Суде Российской Федерации“ закреплено полномочие Министерства юстиции Республики Татарстан по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением мировых судей кадрами аппарата (секретарями, работниками канцелярий, техническим персоналом и т.д.) и иных
мероприятий, относящихся к исполнению трудовых обязанностей аппарата мировых судей.

С учетом изложенного суд считает, что пункт 7 статьи 10 Закона Республики Татарстан “О мировых судьях Республики Татарстан“ в части слова “организационное“ не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем требование прокурора в этой части удовлетворению не подлежит.

Как указано в статье 2 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации“, все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.

В силу статьи 1 Федерального закона “О мировых судьях в Российской Федерации“ мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую систему Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами федерального законодательства мировые судьи обладают единым с другими судьями статусом судей и на них распространяются нормы Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации“.

Названным Законом (ст. ст. 5 и 6) установлены гарантии единого статуса судей: единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.

По мнению суда, выделение в оспариваемой норме Закона РТ отдельно от организационного обеспечения деятельности судей полномочие Министерства юстиции Республики Татарстан по “кадровому“ обеспечению деятельности мировых судей придает ему более широкое содержание, нежели в рамках полномочий организационного обеспечения.

Суд считает, что это полномочие Министерства юстиции РТ затрагивает вопросы отбора кандидатов на должность судьи и исполнения мировыми судьями их трудовых обязанностей в рамках осуществления правосудия.

Таким полномочием органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством не наделены.

С учетом изложенного суд считает необходимым признать пункт 7 статьи 10 Закона Республики Татарстан “О мировых судьях Республики Татарстан“ в части слова “кадровое“ противоречащим федеральному законодательству, не действующим со дня вступления
решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству, не действующим со дня вступления решения в законную силу пункт 7 статьи 10 Закона Республики Татарстан “О мировых судьях Республики Татарстан“ в части слова “кадровое“.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете “Республика Татарстан“ после вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 16 ноября 2005 г.

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ