Решения и определения судов

Решение Верховного суда КБР от 19.08.2005 О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 7 Порядка согласования решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по региональным налогам.

ВЕРХОВНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 19 августа 2005 года

Именем Российской Федерации

Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - судьи Верховного суда КБР Созаевой С.А.

при секретаре Алагировой З.А.

с участием прокурора Шак А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 7 “Порядка согласования решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по региональным кредитам“, утвержденного Постановлением Правительства КБР от 08.04.2005 N 64-ПП “О порядке согласования решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по региональным налогам“,

установил:

Постановлением Правительства КБР от 08.04.2005 N 64-ПП “О порядке согласования решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по региональным налогам“ утвержден “Порядок согласования решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по региональным налогам“ (далее Порядок), которым определены условия предоставления названного кредита и органы, ответственные за реализацию договоров о предоставлении инвестиционного налогового кредита: Министерство экономического развития и торговли КБР и Министерство финансов КБР.

Пунктом 7 Порядка предусмотрено: Налоговые органы ежеквартально представляют в Министерство экономического развития и торговли КБР информацию о реализации положений договоров о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в Верховный суд КБР с заявлением о признании пункта 7 Порядка незаконным, ссылаясь на то, что установленные им нормы противоречат ст. 9, части 1 ст. 63, частям 4, 5, 7 ст. 67, части 7 ст. 68 Налогового кодекса РФ, а также Закону КБР “Об инвестиционном налоговом кредите“.

В судебном заседании представитель прокурора КБР - прокурор отдела прокуратуры КБР Шак А. предъявленные требования поддержал в полном объеме, уточнив, что оспариваемые нормы подлежат признанию незаконными ввиду несоответствия их нормам Налогового кодекса РФ, законодательству об инвестиционном налоговом кредите, нормативным актам, определяющим правовой статус налоговых органов и полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области налоговых отношений. В частности, в соответствии со ст. 30 НК РФ
и ст. 2 ФЗ “О налоговых органах РФ“, нормами Положения о федеральной налоговой службе налоговые органы составляют единую централизованную систему, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ, однако, подконтрольны лишь федеральным органам исполнительной власти. В связи с этим возложение Правительством КБР вышеназванным нормативным актом на налоговые органы обязанности по ежеквартальному представлению в Министерство экономики КБР информации о реализации положений договоров о предоставлении инвестиционного кредита, является, по мнению представителя прокурора КБР, превышением полномочий Правительства КБР и нарушает общие принципы взаимодействия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, права налоговых органов, являющихся федеральными органами исполнительной власти. Более того, необходимую информацию о состоянии исполнения договоров об инвестиционном налоговом кредите Министерство экономического развития и торговли КБР в соответствии с п. 9 Порядка получает от получателей инвестиционного налогового кредита. Вмешательство данного Министерства в вопросы предоставления инвестиционного налогового кредита не предусмотрено действующим федеральным законодательством и Законом КБР “Об инвестиционном налоговом кредите“.

Представитель Правительства КБР Тлостанов А., действующий по доверенности от 27 августа 2004 г., не признал требования, просил их отклонить, мотивируя тем, что оспариваемый пункт Порядка принят в пределах компетенции Правительства КБР, регулирует отношения между органами исполнительной власти РФ и КБР, составляющих единую систему исполнительной власти. П. 7 Порядка не предусматривает вмешательство Министерства экономики КБР в вопросы исполнения договоров о налоговом кредите, данная информация будет представляться налоговыми органами в Министерство для сведения. Согласно ст. 10 и ч. 1 ст. 59
Бюджетного кодекса РФ субъекты РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах права, предоставленных налоговым законодательством. Истребование информации о реализации договоров о предоставлении инвестиционного налогового кредита относится к компетенции исполнительных органов государственной власти КБР. Оспариваемая правовая норма не нарушает чьи-либо права или охраняемые законом интересы. Управление Федеральной налоговой службы РФ по КБР, которому был направлен проект Порядка, каких-либо замечаний по поводу п. 7 не высказывало.

Выслушав объяснения сторон, представителя привлеченного судом в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по КБР Маммеева М.В., действующего на основании доверенности от 20.07.05 и полагавшего вопрос о законности оспариваемой нормы решить на усмотрение суда, Верховный суд КБР находит заявление прокурора КБР подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии с п. п. “г“, “т“ ст. 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба находятся в ведении Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 73 Конституции КБР органы государственной власти КБР не могут принимать нормативные акты по вопросам, не относящимся к их ведению.

Порядок организации и деятельности налоговых органов, их взаимодействия с органами исполнительной
власти субъектов РФ определен Федеральным законом “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“, Налоговым кодексом РФ, Законом РФ “О налоговых органах РФ“, Положением о федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004. Указанные нормативные акты определяют юридическое содержание общих принципов налогообложения и сборов и разграничение полномочий в этой области между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогично определен правовой статус налоговых органов в ст. ст. 1 - 4 Закона РФ “О налоговых органах РФ“ и п. п. 2 - 4 Положения о федеральной налоговой службе.

Согласно ст. 1 Примерного Положения об Управлении федеральной налоговой службы по субъекту РФ Управление ФНС по субъекту РФ является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.

В соответствии с частью 3 ст. 26.22 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют с территориальными
органами федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков, начисления и уплаты налогов и сборов в бюджет субъекта РФ и местные бюджеты и предоставляют в финансовый орган субъекта РФ соответствующие данные по форме и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2004 г. “О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов“, с дополнениями и изменениями от 19.05.2005, утверждены Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом вторым Правил установлено, что взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами. В этих целях на налоговые органы возложена обязанность представлять с 1 января 2005 г. в финансовые органы субъектов РФ, а с 1 января 2006 г. также в финансовые органы местных администраций в электронном виде информацию о начисленных и уплаченных налогах по соответствующим видам, а также о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных) реструктурированных и приостановленных ко взысканию налогах и сборах, т.е. и о инвестиционных налоговых кредитах (ст.ст. 3, 5 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2004 г. возложена
обязанность на Министерство финансов РФ совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвердить периодичность, сроки и форму предоставления информации в соответствии с утвержденными Правилами. Приказом Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы от 25 февраля 2005 г. “Об утверждении сроков и формы представления информации в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2004 г. N 410“ установлены периодичность и сроки обмена информацией. В частности, п. 1 предусмотрено, что представление информации управлениями ФНС России по субъектам РФ в финансовые органы субъектов РФ осуществляется ежемесячно по состоянию на 1 число в срок до 15 числа следующего месяца - с января 2005 г. Утверждены структура и формат этой информации, передаваемой в электронном виде, в том числе и по отсроченным налогам, суммам непогашенного инвестиционного налогового кредита (таблица 2).

Таким образом, из содержания вышеназванных нормативных актов следует, что структура и полномочия налоговых органов РФ определяются федеральными законами; территориальные органы федеральной налоговой службы, в том числе и Управление федеральной налоговой службы по КБР, входят в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, подотчетны и подконтрольны ФНС России; они осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Периодичность, сроки и объем информации, передаваемой налоговыми органами органам государственной власти субъектов, четко урегулированы. Определен также орган исполнительной власти, взаимодействующий с территориальными налоговыми органами - Министерство финансов субъекта РФ.

Какого-либо особого регулирования взаимодействия налоговых органов с органами власти субъектов РФ по поводу предоставления инвестиционных налоговых кредитов законодательство РФ не содержит, не предусмотрено это
и Законом КБР от 22 марта 2002 г. “Об инвестиционном налоговом кредите“.

Суд не может принять доводы представителя Правительства КБР о том, что органы исполнительной власти РФ и КБР входят в единую систему органов исполнительной власти, и потому Правительство КБР вправе требовать необходимую информацию от органа федеральной исполнительной власти, расположенного на территории республики.

Действительно, согласно части 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Смысл указанной нормы в том, что Федеральное правительство в целях единства государственного управления осуществляет общее руководство деятельностью правительств субъектов Российской Федерации и глав местных администраций, обеспечивает осуществление федеральных полномочий на всей территории России, сочетание интересов Федерации и ее субъектов. Данная норма не предоставляет право Правительству КБР принимать решения по вопросам, входящим в компетенцию федеральных органов и урегулированным федеральными законами.

Не могут быть также приняты доводы представителя Правительства, что оспариваемая норма обеспечивает право Правительства КБР на получение информации о региональных и местных налогах и сборах. Право Правительства КБР на получение информации об исполнении договоров о налоговых инвестиционных кредитах гарантировано установленной федеральным законодательством и изложенной выше системой взаимодействия и информационного обеспечения между налоговыми органами и органами власти субъектов РФ, а также п. 9 Порядка, которым предусмотрена обязанность получателей инвестиционного налогового кредита ежеквартально отчитываться перед Министерством финансов КБР и Министерством экономического развития и торговли КБР.

Необоснованны доводы представителя Правительства КБР, что прокурор в порядке ст. 13 ГК РФ
не доказал, чьи конкретно права нарушены оспариваемым правовым актом. По смыслу части 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор при предъявлении требования о признании нормативного акта, противоречащим закону, действует в пределах своей компетенции, определенной Законом РФ “О прокуратуре РФ“. В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона РФ “О прокуратуре РФ“ прокурор осуществляет надзор за соответствием нормативных правовых актов федеральному законодательству, для чего он наделен правом обращаться в суд с требованием о признании противоречащих закону нормативных правовых актов недействительными. Следовательно, по делам данной категории в заявлении прокурора не требуется обоснование того, какие и чьи права нарушены, необходимо лишь указание на то, в чем нормативный акт противоречит федеральному закону или иному нормативному ату, имеющему большую юридическую силу.

Не имеет правового значения для существа спора отсутствие возражений УФНС РФ по КБР при принятии оспариваемого нормативного акта.

При изложенных обстоятельствах следует признать, что оспариваемый прокурором КБР пункт 7 Порядка согласования решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по региональным налогам, утвержденного Постановлением Правительства КБР N 64-ПП от 08.04.2005, обязывающий налоговые органы Управления ФНС России по КБР ежеквартально представлять информацию в Министерство экономического развития и торговли КБР, принят с превышением полномочий Правительства КБР и противоречит федеральному законодательству.

В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, Верховный суд КБР

решил:

Заявление прокурора КБР удовлетворить.

Признать противоречащим
федеральному законодательству и недействующим п. 7 “Порядка согласования решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по региональным налогам“, утвержденного Постановлением Правительства КБР N 64-ПП от 08.04.2005 “О порядке согласования решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по региональным налогам“ со дня его принятия.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий

С.А.СОЗАЕВА