Решения и определения судов

Решение Верховного суда РС(Я) от 19.07.2005 N 3-38/05 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положении Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года 35-З N 401-II “О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РЕШЕНИЕ

от 19 июля 2005 г. N 3-38/05

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Данилова А.Р.,

с участием прокурора Александрова П.С.,

представителя Управления

Министерства юстиции РФ по

Дальневосточному федеральному округу Рагоняна Э.Б.,

при секретаре Комюстюровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске 19 июля 2005 года дело по заявлению Прокурора РС(Я) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положении Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года 35-З N 401-II “О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)“,

установил:

Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года 35-З N 401-II “О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)“.

Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания заинтересованная сторона извещена надлежащим образом. Однако не представила сведения о причинах неявки своего представителя. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн).

В судебном заседании прокурор заявление поддержал в полном объеме и полагает необходимым признать оспариваемые положения закона противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в силу решения суда.

Представитель Главного Управления Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу Рагонян Э.Б. поддержал заявление Прокурора РС(Я) и суду представил письменный отзыв Управления о противоречиях федеральному законодательству Конституционного закона “О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)“.

Заслушав пояснения прокурора, заключение представителя Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства,
суд находит заявленные требования прокурора обоснованными.

В соответствии с пунктом “н“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Как видно из части 2 статьи 2 оспариваемого Закона народным депутатом Республики Саха (Якутия) может быть избран гражданин Республики Саха (Якутия), достигший 21 года и обладающий избирательным правом.

В силу статьи 6, пункта “в“ статьи 71 и части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопрос гражданства в Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации и регулируется исключительно федеральным законодательством. При этом Конституция Российской Федерации не допускает возможности введения субъектами Федерации своего гражданства и устанавливает для всех граждан Российской Федерации единое гражданство Российской Федерации.

Указанное положение Конституции РФ нашло свое развитие и конкретизацию в федеральных законах, регулирующих правовые основы гражданства Российской Федерации. Так частью 2 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации“ установлено, что гражданство России является единым, гражданства субъектов Российской Федерации в действующем федеральном законодательстве не предусмотрено.

Аналогичная правовая позиция об отсутствии конституционных оснований для установления субъектом Российской Федерации своего гражданства нашла отражение в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 года N 250-О.

Кроме того, наличие
в оспариваемом Законе положения о пассивном избирательном праве быть избранным депутатом законодательного органа субъекта Российской Федерации - Республики Саха (Якутия) только у граждан Республики Саха (Якутия) ограничивает избирательные права граждан Российской Федерации, предоставленные им федеральным законодательством. В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации. При этом согласно пункту 8 статьи 4 названного Федерального закона конституцией (уставом) либо законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться ограничительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные исключительно с достижением гражданином определенного возраста.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 15 оспариваемого Закона Республика Саха (Якутия) вправе своим законом устанавливать порядок изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и республиканского значения.

Однако, данное положение закона выходит за пределы компетенции субъекта Российской Федерации, обозначенные федеральным законодательством.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд относится к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений.

Гражданское законодательство в силу статьи 71 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к предмету исключительного ведения Российской Федерации. Из указанного положения федерального законодательства следует сделать вывод об отсутствии у субъекта Российской Федерации правовых оснований по регулированию
вопросов установления порядка изъятия земельных участков под какие-либо государственные нужды.

В соответствии с частью 1 статьи 28 оспариваемого Закона полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) могут быть прекращены досрочно в следующих случаях;

1) самороспуска Государственного Собрания (Ил Тумэн), решение о котором принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа народных депутатов Республики Саха (Якутия);

2) роспуска Государственного Собрания (Ил Тумэн) Президентом Республики Саха (Якутия) по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.

Как видно из текста и смысла закона перечень случаев досрочного прекращения полномочий законодательного органа республики является исчерпывающим и не предусматривает иных дополнительных возможностей.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в случае:

а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта Российской Федерации;

б) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи:

в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, которые предусмотрены пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи.

Из изложенного анализа нормативных правовых актов следует сделать вывод, что законом республики неправомерно сужен круг случаев, когда полномочия законодательного
(представительного) органа могут быть прекращены досрочно.

Таким образом, рассмотренные положения оспариваемого Закона, как противоречащие федеральному законодательству, подлежат признанию недействующими.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Признать недействующими и не подлежащими применению со дня вступления настоящего решения в законную силу часть 2 статьи 2, пункт 10 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 28 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 года 35-З N 401-II “О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)“.

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатных изданиях, в которых был официально опубликован нормативный правовой акт - “Якутские ведомости“ и “Ил Тумэн“.

Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации путем принесения жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий судья

ДАНИЛОВ А.Р.

Справка: Решение суда вступило в силу 30 июля 2005 г.