Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 06.05.2005 N 3п-1-25/2005 О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.04.1996 N 274 “Об утверждении Инструкции о порядке ведения полиса обязательного медицинского страхования“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ

от 6 мая 2005 г. N 3п-1-25/2005

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Г.Габдуллина

при секретаре Хузиной Э.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 1996 года N 274 “Об утверждении Инструкции о порядке ведения полиса обязательного медицинского страхования“,

установил:

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 1996 года N 274 “Об утверждении Инструкции о порядке
ведения полиса обязательного медицинского страхования“ в редакции Постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 сентября 1996 года и от 28 августа 2001 года, указав в обоснование заявления, что отношения в области медицинского страхования являются гражданско-правовыми. В соответствии с пунктом “о“ статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, определяющего правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования граждан в Российской Федерации, форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Кабинет Министров Республики Татарстан вышел за пределы предоставленных ему полномочий, так как утверждение инструкции о порядке ведения полиса обязательного медицинского страхования находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан заместитель директора Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан М.В.Мухаметзянова с заявлением прокурора не согласилась, пояснив, что отношения в области медицинского страхования, которые относятся к социальному страхованию, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации отношения в области обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“. Статьей 2 данного Федерального закона установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из данного закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. При этом статьей 5 закона определены полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования, где утверждение инструкции о ведении полиса обязательного
медицинского страхования не входит в полномочия федеральных органов исполнительной власти.

Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

8 апреля 1996 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление N 274 “Об утверждении Инструкции о порядке ведения полиса обязательного медицинского страхования“, которым утверждена Инструкция о порядке ведения полиса обязательного медицинского страхования.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования.

Согласно частям 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

В силу подпункта “ж“ пункта 1
статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из вышеприведенных положений законодательства следует, что отношения в области обязательного медицинского страхования относятся к системе социальной защиты населения, не являются гражданско-правовыми и не находятся в исключительном ведении Российской Федерации. В данной части суд согласен с позицией представителя Кабинета Министров Республики Татарстан.

В то же время, в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного.

Форма страхового медицинского полиса и инструкция о его ведении утверждаются Советом Министров Российской Федерации.

Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российская Федерация имеет соглашения о медицинском страховании граждан.

Таким образом, федеральным законодателем полномочия по утверждению инструкции о порядке ведения полиса обязательного медицинского страхования переданы Правительству Российской Федерации, которое Постановлением от 23 января 1992 г. N 41 утвердило формы страхового медицинского полиса обязательного страхования граждан, страхового медицинского полиса добровольного страхования граждан, а также Инструкцию по их заполнению.

Кабинет Министров Республики Татарстан при принятии оспариваемого Постановления вышел за пределы предоставленных ему полномочий, так как утверждение инструкции о порядке ведения полиса обязательного медицинского страхования находится и ведении Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Доводы представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что статьей
2 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из данного закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, при этом статьей 5 закона определены полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования, где утверждение инструкции о ведении полиса обязательного медицинского страхования не входит в полномочия федеральных органов исполнительной власти, являются необоснованными по изложенным в решении суда основаниям.

Федеральный закон “Об основах обязательного социального страхования“ регулирует отношения в системе обязательного социального, в том числе и медицинского, страхования. Закон Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации и является специальным законом по отношению к закону “Об основах обязательного социального страхования“. Передача в статье 5 Закона “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ полномочий об утверждении инструкции о ведении полиса обязательного медицинского страхования Правительству Российской Федерации не противоречит положениям Федерального закона “Об основах обязательного социального страхования“.

При наличии противоречий в области совместной компетенции между нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации применению подлежит нормативный правовой акт Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан

решил:

Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.

Признать Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 апреля 1996 года N 274 “Об утверждении Инструкции о порядке ведения полиса обязательного медицинского страхования“
противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты “Республики Татарстан“ и “Ватаным Татарстан“.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 3 августа 2005 года.

Судья

Р.Ф.ГАФАРОВ