Решения и определения судов

[Судебная практика Верховного суда Республики Татарстан] Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка регулируется специальным федеральным законом.

Судебная практика по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан

(Извлечение)

О. обратился в суд с иском к военному комиссариату о понуждении выплачивать денежную компенсацию взамен продовольственного пайка в соответствии с его реальной стоимостью, а не фиксированным размером. Просит взыскать недоплаченную пенсию с учетом индексации и обязать ответчика начиная с 1 мая 2004 года начислять пенсию с учетом реальной стоимости продовольственного пайка.

Решением суда иск удовлетворен.

Кассационным определением решение оставлено без изменения, резолютивная часть решения уточнена с указанием размера подлежащей взысканию суммы.

Президиум Верховного суда Республики Татарстан надзорную жалобу военного комиссариата удовлетворил по следующим основаниям.

Согласно п. “б“ ст. 49 ФЗ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу,
службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Этим же Законом установлены и основания пересмотра пенсий указанным лицам. При этом порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

Удовлетворяя иск и взыскивая с военного комиссариата в пользу О. задолженность по пенсии с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, индексированной по потребительским ценам, судебные инстанции руководствовались названными выше правовыми нормами и исходили из того, что размер денежной компенсации подлежит исчислению на основании потребительских цен, установленных Госкомитетом РФ по статистике, поскольку применяемый ответчиком расчет не соответствует реальной стоимости пайка и ущемляет интересы истца.

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ “О статусе военнослужащих“ продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ, в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.

Порядок пересмотра пенсий установлен пп. “б“ п. 14 Постановления Правительства РФ “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации“, согласно которому в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим
одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации в соответствии с пп. “а“ п. 14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством исходя из определяемой в порядке, предусмотренном п. п. 8 - 13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Подход для определения этой части денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка суд должен руководствоваться специальным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в суточном размере.

В силу ст. 162 ФЗ “О федеральном бюджете на 2000 год“ и соответствующих статей аналогичных законов на 2001, 2002 и 2003 годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями.

Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в
них в законодательном порядке определены финансовые расходы исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Таким образом, представленный истцом расчет взыскания пенсии с учетом роста потребительских цен на недоплаченную месячную стоимость продовольственного пайка не может служить правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку в законодательном порядке основой такого расчета является специальный закон - федеральный закон о федеральном бюджете.

I квартал 2005 года