Решения и определения судов

Решение Хабаровского краевого суда от 22.02.2005 N 3-58/05 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Закона Хабаровского края от 27.10.2004 N 220.

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 22 февраля 2005 г. по делу N 3-58/05

Именем Российской Федерации

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,

при секретаре Роговой В.А.,

В официальном тексте документа допущена опечатка: имеется в виду абзац 7 пункта 3 части 4 статьи 2 Закона Хабаровского края от 27.10.2004 N 220 (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2005 N 58-Г05-8).

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 6 пункта 3 части 4 статьи 2 и статьи 5 в части Закона Хабаровского края от 27 октября 2004 г. N 220 “О внесении изменений в некоторые акты законодательства Хабаровского
края о налогах и сборах“,

установил:

Законодательной Думой Хабаровского края 27.10.2004 принят Закон Хабаровского края N 220 “О внесении изменений в некоторые акты законодательства Хабаровского края о налогах и сборах“.

Статьей 2 названного Закона предусмотрено внесение изменений в Закон Хабаровского края от 26.11.2002 N 70 “О транспортном налоге в Хабаровском крае“, ст. 5 установлен порядок вступления в силу данного Закона.

Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству абз. 6 п. 3 ч. 4 ст. 2 и ст. 5 в части данного краевого Закона.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что в нарушение порядка вступления в силу актов о налогах, определенного ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ, статьей 5 упомянутого краевого Закона предусмотрено вступление в законную силу со дня официального опубликования п. 3 ч. 4 ст. 2, которым установлен авансовый порядок и сроки уплаты транспортного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду абзацы 1, 2, 3, 4, 5 пункта 3 части 4 статьи 2 Закона Хабаровского края от 27.10.2004 N 220.

Кроме того, противоречит ст. 363 Налогового кодекса РФ и не согласуется с положениями абз. 1, 2, 3, 4, 5 п. 3 ч. 4 ч. 2 этого Закона и предусмотренное абз. 6 п. 3 ч. 4 ст. 2 Закона положение о том, что в случае, если налоговое уведомление вручается физическому лицу после установленного срока, уплата налога производится в срок не позднее 30 дней от даты направления плательщику уведомления.

В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Моргунова Н.Н. настаивала
на удовлетворении требований, заявленных прокурором Хабаровского края.

Представители Законодательной Думы Хабаровского края, по доверенности Ермольченко О.В., Матвеева И.Б., не соглашаясь с заявлением, просили в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что действующий порядок уплаты транспортного налога установлен во исполнение решения Хабаровского краевого суда от 26.12.2003, которым нормы краевого Закона о транспортном налоге, регулирующие порядок уплаты транспортного налога физическими лицами, были признаны недействующими. Данная норма, как и все положения краевого Закона, направленные на исполнение судебных решений, вступила в силу с 01.12.2004. Кроме того, установленный краевым Законом N 220 порядок уплаты транспортного налога не изменяет сущности порядка уплаты налога, действующего в 2004 г.

Оспариваемые прокурором положения абз. 6 п. 3 ч. 4 ст. 2 согласуются с положениями п. 3 ч. 4 ст. 2 краевого Закона N 220 и соответствуют п. 4 ст. 58, ст. 362, абз. 2 ст. 52 и п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ и устанавливают частный случай уплаты налога, поскольку направление уточняющего дополнительного налогового уведомления требуется при возникновении определенных обстоятельств, связанных со спецификой исчисления транспортного налога, установления параметров, от которых зависит его величина.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования, заявленные прокурором Хабаровского края, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Как следует из смысла положений ч.ч. 3, 4 ст. 5 Налогового кодекса
РФ обратную силу могут иметь только акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков либо устраняющие и смягчающие ответственность за нарушение законодательства в сфере налогообложения.

Пунктом 3 ч. 4 ст. 2 Закона Хабаровского края от 27.10.2004 N 220 установлен авансовый порядок и сроки уплаты транспортного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами.

Ранее установленный порядок уплаты транспортного налога налогоплательщиками - физическими лицами признан недействующим со дня принятия, т.е. с 26.11.2002 решением Хабаровского краевого суда от 26.12.2003, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 31.03.2004.

При таких обстоятельствах оснований для отнесения положений Закона края, которыми введен порядок уплаты транспортного налога к актам, улучшающим положение налогоплательщиков, не имеется.

Согласно ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом для транспортного налога признается календарный год, по окончании которого подлежит уплате данный налог.

Таким образом, исходя из общего порядка вступления в силу нормативных правовых актов о налогах, предусмотренного ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ, п. 3 ч. 4 ст. 2 Закона Хабаровского края N 220 от 27.10.2004 может вступать в силу не ранее 1 января 2005 г.

При таком положении суд находит, что нормы ст. 5 Закона Хабаровского края N 220 от 27.10.2004 в части вступления в законную силу со дня официального опубликования - с 01.12.2004 п. 3 ч. 4 ст. 2 упомянутого Закона противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Ссылки представителей Законодательной Думы Хабаровского края на то, что норма ст. 5 в оспариваемой части направлена на исполнение судебного решения, несостоятельны и не могут быть признаны в качестве основания к отказу в удовлетворении заявления
прокурора.

Доводы о том, что срок уплаты авансовых платежей в 2004 г. прошел и поэтому вступлением в силу с 01.12.2004 нового порядка уплаты транспортного налога не нарушаются права налогоплательщиков основаны на неправильном применении норм ст. 5 Налогового кодекса РФ.

Ссылки на то, что установленный краевым Законом N 220 порядок уплаты транспортного налога не изменяет сущности порядка уплаты налога, действующего в 2004 г., являются несостоятельными, поскольку ранее установленный порядок уплаты транспортного налога налогоплательщиками решением суда признан недействующим со дня принятия.

Согласно ст. 363 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Абзацем 6 п. 3 ч. 4 ст. 2 Закона Хабаровского края N 220 от 27.10.2004 предусмотрено, что в случае если налоговое уведомление вручается физическому лицу после установленного срока, уплата налога производится в срок не позднее 30 дней от даты направления плательщику уведомления.

Таким образом, названная норма краевого Закона предусматривает возможность вручения уведомления о подлежащей уплате сумме транспортного налога и уплате налога позднее срока, установленного Налоговым кодексом РФ.

Кроме того, абз. 6 не согласуется и с положениями абз. 1, 2, 3, 4, 5 п. 3 ч. 4 ст. 2 названного Закона, которыми установлены сроки и порядок уплаты транспортного налога.

Доводы представителей Законодательной Думы Хабаровского края о том, что оспариваемая норма соответствует ст. 54 Налогового кодекса РФ, поскольку устанавливает частный случай уплаты налога, вызванный необходимостью направления уточняющего дополнительного налогового уведомления, и направлена на защиту прав налогоплательщиков, суд находит несостоятельными.

Частью 2 ст. 54 Налогового кодекса РФ предусмотрен порядок исчисления налоговой базы при
обнаружении ошибок, однако оспариваемый абзац Закона края, как видно из его содержания, не содержит указания на то, что порядок уплаты налога, установленный абз. 6 п. 3 ч. 4 ст. 2, подлежит применению для устранения ошибок либо уточнений, дополнений. Кроме того, абз. 5 п. 3 ч. 4 ст. 2 предусмотрен порядок уплаты сумм налога, подлежащих доплате.

При таких обстоятельствах абз. 6 п. 3 ч. 4 ст. 2 Закона Хабаровского края от 27 октября 2004 г. N 220 “О внесении изменений в некоторые акты законодательства Хабаровского края о налогах и сборах“ подлежит признанию недействующим со дня вступления в силу решения суда.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.

Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда абзац 6 пункта 3 части 4 статьи 2 и статью 5 Закона Хабаровского края от 27 октября 2004 г. N 220 “О внесении изменений в некоторые акты законодательства Хабаровского края о налогах и сборах“ в части вступления в силу пункта 3 части 4 статьи 2 данного Закона.

Сообщение о настоящем решении опубликовать в Собрании законодательства Хабаровского края.

Решение может быть обжаловано, а прокурором - принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий

Судья Хабаровского краевого суда

Н.Ю.Барабаш