Решения и определения судов

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 18.02.2005 по делу N 3-57 Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании в части Закона Санкт-Петербурга от 25.02.2004 N 73-16 “О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга“.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 18 февраля 2005 г. N 3-57

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Семеновой И.А., при секретаре Тумановой А.Ю., с участием прокурора Бутковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Санкт-Петербурге 18 февраля 2005 года дело по заявлению прокурора Санкт-Петербурга о признании в части недействующим Закона Санкт-Петербурга “О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга“, установил:

4 февраля 2004 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 25 февраля 2004 года Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга N 73-16 “О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга“ (далее - Закон Санкт-Петербурга)- л.д. 11-38.

Согласно п. 4 ст. 61 данного Закона решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии об итогах голосования по
единому избирательному округу, о результатах выборов по единому избирательному округу и решения окружных избирательных комиссий об итогах голосования по соответствующим одномандатным избирательным округам, о результатах выборов по соответствующим одномандатным избирательным округам обжалуются в соответствии с Федеральным законом в Санкт-Петербургский городской суд. При этом Санкт-Петербургский городской суд в соответствии с Федеральным законом, иными федеральными законами обязан рассмотреть по существу не только решения и действия (бездействие) указанных избирательных комиссий, но и одновременно решения и действия (бездействие) всех нижестоящих избирательных комиссий, принимавших участие в организации и проведении данных выборов в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом Санкт-Петербурга, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты выборов.

В соответствии с п. 1 ст. 64 Закона Санкт-Петербурга суд соответствующего уровня в соответствии с Федеральным законом не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации.

Согласно ст. 67 Закона часть 2 пункта 1 статьи 4, пункт 3 статьи 19, часть вторая пункта 2 статьи 20, часть вторая пункта 1 и пункты 14, 15, 16 статьи 22, пункт 2 статьи 23, пункт 2 статьи 24, часть вторая пункта 14 статьи 25, пункты 2, 10, 11, 12, 14 статьи 26, пункты 2, 4, 6 статьи 55, статья 56, а также иные положения настоящего Закона Санкт-Петербурга, устанавливающие порядок подготовки и проведения выборов по единому избирательному округу и голосование избирателей за списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, вступают в силу со дня вступления в силу изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга, предусматривающих формирование Законодательного Собрания Санкт-Петербурга путем распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями,
избирательными блоками.

Прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, просит признать недействующими со дня принятия второе предложение пункта 4 статьи 61 и пункт 1 статьи 64 Закона Санкт-Петербурга “О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга“ как принятые с превышением компетенции и противоречащие соответственно ст. 26 и ст. 134 ГПК РФ и статью 67 Закона Санкт-Петербурга как противоречащую п. 16 ст. 35 и п. 5 ст. 80 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

В обоснование заявления указывает следующее:

В соответствии с п. 5 ст. 80 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ если законодательство субъекта РФ не соответствует пункту 16 статьи 35 ФЗ, указанный пункт не применяется при выборах в данном субъекте РФ, назначенных до 14 июля 2003 года. В течение указанного срока законодательство субъекта РФ должно быть приведено в соответствие с пунктом 16 статьи 35 данного ФЗ.

Во исполнение этого требования Федерального закона Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят оспариваемый Закон Санкт-Петербурга.

Однако его положения, отвечающие требованиям п. 16 ст. 35 ФЗ, не действуют и не подлежат применению, т.к. ст. 67 Закона “Переходные положения“ предусматривает, что положения Закона, устанавливающие порядок подготовки и проведения выборов по единому избирательному округу и голосование избирателей за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками, вступают в силу со дня вступления в силу изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга, предусматривающих формирование Законодательного Собрания города путем распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. Фактически законодательство Санкт-Петербурга не приведено в
соответствие с п. 16 ст. 35 ФЗ, что препятствует применению оспариваемого Закона при проведении выборов по пропорционально-мажоритарной системе и реализации гражданами своих избирательных прав.

В соответствии с пп. “к“ п. 2 ст. 5 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти устанавливается законом субъекта РФ, а в соответствии с п. 3 ст. 4 данного ФЗ число депутатов законодательного (представительного) органа устанавливается конституцией (уставом).

Поэтому общее число депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга должно быть установлено Уставом Санкт-Петербурга, а количество депутатских мандатов, которые распределяются между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, - законом Санкт-Петербурга.

В Законе Санкт-Петербурга “О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга“ норма, определяющая количество депутатских мандатов, распределяемых между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, отсутствует.

27 октября 2004 года в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга им было внесено представление о приведении Закона в соответствие с действующим федеральным законодательством, которое признано обоснованным, однако до настоящего времени соответствующие изменения в Закон Санкт-Петербурга “О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга“ не внесены.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, уточнила заявление в этой части и указала, что количество депутатских мандатов, распределяемых между списками кандидатов, может быть установлено как законом, так и Уставом Санкт-Петербурга.

Статья 67 Закона, ставящая вступление в силу статей Закона, предусматривающих формирование Законодательного Собрания Санкт-Петербурга путем распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, в зависимость от внесения изменений и дополнений в Устав, противоречит п. 16 ст. 35 и п. 5 ст. 80 ФЗ, т.к. препятствует реализации положений данного Закона, регулирующих проведение выборов по единому избирательному
округу.

Второе предложение пункта 4 статьи 61 и пункт 1 статьи 64 Закона приняты органами государственной власти Санкт-Петербурга с превышением компетенции, т.к. порядок гражданского судопроизводства согласно п. 1 ст. 1 ГПК РФ определяется Конституцией РФ, ФКЗ “О судебной системе РФ“, ГПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними федеральными законами. Принятие нормативных актов, содержащих нормы гражданского процессуального права, к компетенции законодательных органов субъектов РФ не отнесено. Пункт 4 ст. 61 Закона противоречит ст. 26 ГПК РФ, поскольку относит к подсудности Санкт-Петербургского городского суда дела по жалобам на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий, подсудные районным судам. Ст. 64 Закона противоречит ст. 134 ГПК РФ, т.к. в отличие от нее допускает возможность отказа судьей в принятии заявления.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Губернатор Санкт-Петербурга против удовлетворения заявления возражают, указывая, что оспариваемый Закон принят во исполнение требований п. 5 ст. 80 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав...“ о приведении законодательства субъекта РФ в соответствие с п. 16 ст. 35 ФЗ, устанавливает порядок проведения выборов по единому избирательному округу, не содержит положений, противоречащих ФЗ, и может применяться. Количество депутатских мандатов в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, распределяемых между списками кандидатов, должно быть установлено в Уставе Санкт-Петербурга. Представили письменные возражения против заявления (л.д. 39-44, 48-51).

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 16 ст. 35 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации либо
в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта РФ может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Согласно пункту 5 ст. 80 ФЗ если законодательство субъекта РФ не соответствует пункту 16 статьи 35 ФЗ, указанный пункт не применяется при выборах в данном субъекте РФ, назначенных до 14 июля 2003 года. В течение указанного срока законодательство субъекта РФ должно быть приведено в соответствие с пунктом 16 статьи 35 данного ФЗ.

Прокурор Санкт-Петербурга оспаривает Закон Санкт-Петербурга, считая его противоречащим п. 16 ст. 35 и п. 5 ст. 80 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав...“ в связи с отсутствием в Законе нормы, определяющей количество депутатских мандатов, распределяемых между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками.

На настоящий момент в законодательстве Санкт-Петербурга такая норма действительно отсутствует, однако это не создает противоречия оспариваемого Закона Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав...“.

Как установлено судом, реализуя требование п. 5 ст. 80 “Об основных гарантиях избирательных прав...“, Законодательное Собрание приняло оспариваемый Закон, включив в него положения, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов по единому избирательному округу и голосование за списки кандидатов.

Согласно ст. 67 Закона Санкт-Петербурга указанные нормы вводятся в действие с момента внесения изменений и дополнений, предусматривающих формирование Законодательного Собрания
Санкт-Петербурга путем распределения депутатских мандатов между списками кандидатов, в Устав Санкт-Петербурга.

В ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав...“, как и в каком-либо ином федеральном законе, отсутствует положение, обязывающее орган государственной власти субъекта РФ при приведении его законодательства в соответствие с п. 16 ст. 35 внести такие положения в закон, устанавливающий порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Требование ФЗ привести законодательство субъекта РФ в соответствие с п. 16 ст. 35 не означает невозможности его урегулирования иным, помимо закона о выборах, законом, в том числе конституцией (уставом) субъекта РФ.

С учетом изложенного мнение прокурора о том, что норма, определяющая количество депутатских мандатов, распределяемых между списками кандидатов, должна содержаться именно в Законе Санкт-Петербурга “О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга“, суд считает ошибочным.

Включение такой нормы в Устав Санкт-Петербурга не противоречит ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав...“, т.к. сам этот Закон не требует разрешения данного конкретного вопроса в законе, регулирующем порядок проведения выборов, а только предписывает привести законодательство субъекта РФ, к которому относится и Устав Санкт-Петербурга, в соответствие с данным Законом.

Выбор конкретных средств законодательного регулирования в целях реализации гражданами права на участие в выборах относится к компетенции законодателя.

Учитывая, что обязанности определить количество депутатских мандатов, распределяемых между списками кандидатов, именно в законе о выборах Федеральный закон не предусматривает, ни Закон Санкт-Петербурга “О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга“, ни его статья 67 не могут быть признаны противоречащими ФЗ в связи с отсутствием в них такой нормы.

Включение в Устав нормы, устанавливающей количество депутатов, которые должны избираться по единому избирательному округу, не противоречит и ФЗ “Об общих
принципах организации законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ“.

В соответствии со ст. 4 ФЗ “Об общих принципах...“ число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с законодательством о выборах (пп. 3, 4).

Требования определить количество депутатских мандатов, распределяемых пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, в конституции (уставе) субъекта РФ, ФЗ “Об общих принципах...“ не устанавливает. Однако по усмотрению законодателя данный вопрос как относящийся к порядку формирования законодательного (представительного) органа и основам его статуса может быть урегулирован в Уставе, что и предполагает оспариваемый Закон и его статья 67.

Оснований для признания ст. 67 Закона Санкт-Петербурга недействующей суд не находит.

Статья 67 “Переходные положения“ регулирует вопрос о вступлении в силу положений Закона, устанавливающих порядок подготовки и проведения выборов по единому избирательному округу и голосования за списки кандидатов.

Установление порядка вступления нормативного акта в силу является компетенцией законодателя.

Запрета для установления такого порядка введения в действие отдельных положений закона, в соответствии с которым они вступают в силу с момента внесения изменений в другой нормативный акт, федеральное законодательство не содержит.

Пунктом 5 ст. 8 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ“ установлено только требование о вступлении закона субъекта РФ в силу после его официального опубликования, а закона по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина - не ранее, чем через десять дней после официального
опубликования.

Противоречий между ст. 67 Закона Санкт-Петербурга и ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав...“ не имеется.

Статья не включает в себя положений о порядке проведения выборов, а также норм, регулирующих количество депутатских мандатов, распределяемых между списками кандидатов, либо иных положений, имеющих тот же предмет регулирования, что и нормы пункта 16 статьи 35 Федерального закона (порядок распределения депутатских мандатов, минимальный процент голосов избирателей, необходимый для допуска к распределению).

То обстоятельство, что нормы, регулирующие порядок проведения выборов по единому избирательному округу, приняты после 14 июля 2003 года, не создает противоречия этих положений Федеральному закону.

Ст. 67 принята в пределах компетенции законодательного органа, направлена на приведение законодательства Санкт-Петербурга в соответствие с требованиями ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав...“ и ему не противоречит.

Ст. 61 п. 4 и ст. 64 п. 1 Закона Санкт-Петербурга приняты на основании и не содержат противоречий ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав...“.

Оспариваемые нормы воспроизводят применительно к Санкт-Петербургу положения ч. 4 ст. 75 и ч. 1 ст. 78 ст. ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав...“ и полностью им соответствуют. Они не являются нормами, введенными законодательством субъекта РФ, т.к. самостоятельно не устанавливают новые правила, а воспроизводят правила, установленные ФЗ, излагая их в законе субъекта РФ со ссылкой на федеральный закон, в связи с чем не могут считаться принятыми в отсутствие соответствующей компетенции и на этом основании признаваться недействующими.

Воспроизведение в нормативном правовом акте субъекта РФ положений федерального закона не является превышением органом, издавшим оспариваемый акт, своих полномочий и не может свидетельствовать о незаконности этих положений.

Довод прокурора о противоречии п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 64
Закона Санкт-Петербурга положениям ст. 26, 134 ГПК РФ суд считает неубедительным, поскольку данные статьи только воспроизводят нормы ст. 75, 78 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав...“, вопрос об их соответствии требованиям гражданского процессуального законодательства фактически сводится к вопросу о наличии противоречий между ГПК РФ и ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав...“, являющимися федеральными законами одного уровня, и к подведомственности суда общей юрисдикции, в том числе суда субъекта РФ, не отнесен.

Не подлежащим применению (неконституционным) ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав...“ не признан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:

Прокурору Санкт-Петербурга в удовлетворении заявления об оспаривании в части Закона Санкт-Петербурга “О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга“ N 73-16 отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.