Решения и определения судов

Решение Сахалинского областного суда от 17.02.2005 О признании противоречащими федеральному закону и не подлежащими применению отдельных положений Закона Сахалинской области от 18.07.2000 N 199 “О бюджетном процессе в Сахалинской области“.

САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

от 17 февраля 2005 года

Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Никулина В.А. при секретаре Никитиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному закону и недействующим абзаца 29 статьи 4 Закона Сахалинской области от 18 июля 2000 года N 199 “О бюджетном процессе в Сахалинской области“ (в редакции Закона Сахалинской области N 504 от 30 апреля 2004 года), установил:

6 июля 2000 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области N 199 “О бюджетном процессе в Сахалинской области“, который был опубликован в средствах массовой информации 26 июля 2000
года (далее - Закон Сахалинской области).

30 апреля 2004 года Законом Сахалинской области N 504 внесены изменения в указанный нормативный правовой акт.

В соответствии с абзацем 29 статьи 4 Закона Сахалинской области финансовый орган исполнительной власти Сахалинской области обладает бюджетными полномочиями, в том числе по наложению штрафа на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета, кредитных организаций в соответствии с договорами и законодательством Российской Федерации.

Прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании названной нормы Закона Сахалинской области противоречащей частям 1 и 2 статьи 284.1. Бюджетного кодекса РФ и недействующей с момента принятия изменений в закон в этой части.

По мнению заявителя, оспариваемая норма Закона Сахалинской области предоставляет право финансовому органу исполнительной власти, обладающему бюджетными полномочиями, налагать на участников бюджетного процесса штраф, тогда как в соответствии с ч. 1 и 2 Бюджетного кодекса РФ руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, таким правом не наделены.

В судебном заседании прокурор Малышева Ю.В. поддержала заявление.

Представители заинтересованных лиц Сахалинской областной Думы и губернатора Сахалинской области просили рассмотреть дело в их отсутствие и не возражали против удовлетворения заявления.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения прокурора, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 252 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или часть его противоречит Федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Администрации Сахалинской области от 08.02.2005 имеет номер 15-па, а не 15-п.

Из
постановления администрации Сахалинской области от 8 февраля 2005 года N 15-п видно, что Главное финансовое управление Сахалинской области входит в структуру областных органов исполнительной власти Сахалинской области.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Администрации Сахалинской области от 31.10.2001 имеет номер 53-па, а не 43-па.

Согласно пунктам 1.1. и 2.8. Положения о Главном финансовом управлении Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 31 октября 2001 года N 43-па, Главное финансовое управление Сахалинской области является областным органом исполнительной власти Сахалинской области, одной из задач которого является разработка проекта областного бюджета и обеспечение в установленном порядке его исполнения.

Из оспариваемого абзаца 29 статьи 4 Закона Сахалинской области следует, что финансовый орган исполнительной власти Сахалинской области наделен в том числе бюджетным полномочием в виде права налагать штраф на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета, кредитных организаций в соответствии с договорами и законодательством Российской Федерации.

Между тем, в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 284.1. Бюджетного кодекса РФ в случае, если бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, имеют право применять меры принуждения в соответствии с настоящим Кодексом.

Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в порядке, установленном настоящим Кодексом, имеют право:

списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных настоящей частью Кодекса;

списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

списывать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных
средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, представленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

Таким образом, в Федеральном законе не содержится нормы, наделяющей руководителей органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в том случае, когда эти бюджеты не исполняются органами Федерального казначейства, правом применять меры принуждения в виде наложения штрафа на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета, кредитных организаций.

В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации структура бюджетного законодательства Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

При таком положении оспариваемая норма Закона Сахалинской области не может быть признана соответствующей требованиям частей 1 и 2 ст. 284.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Российской Федерации N 2124-1 принят 27.12.1991, а не 27.12.1990.

Учитывая,
что Закон Сахалинской области был опубликован в газете “Губернские ведомости“, в соответствии со ст. 35 Закона РФ “О средствах массовой информации“ от 27 декабря 1990 года N 2124-1 (в редакции от 2 ноября 2004 г.) суд возлагает на редакцию газеты “Губернские ведомости“ обязанность по опубликованию решения суда после вступления в законную силу.

Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд решил:

Признать противоречащим Федеральному закону и не подлежащим применению абзац 29 статьи 4 Закона Сахалинской области “О бюджетном процессе в Сахалинской области“ N 199 от 18 июля 2000 года (в редакции Закона Сахалинской области от 30 апреля 2004 года N 504) с 30 апреля 2004 года.

Возложить обязанность по опубликованию настоящего решения на редакцию газеты “Губернские ведомости“ после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия через Сахалинский областной суд.

Судья

В.А.Никулин