Решения и определения судов

Решение Пермского областного суда от 14.02.2005 по делу N 3-23-05 По заявлению прокурора Пермской области о признании недействующим в части Закона Пермской области “О Методике формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области“ от 21 августа 2003 г. (изменения и дополнения внесены 30 ноября 2004 г.). (вместе с определением Верховного Суда РФ от 11.05.2005 по делу N 44-Г05-6)

ПЕРМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 14 февраля 2005 г. по делу N 3-23-05

Пермский областной суд в составе:

председательствующего Лядовой Л.И.

при участии прокуроров Левыкиной Л.Л.,

Третьякович Д.В.

при секретаре Невидимовой Е.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 14 февраля 2005 года дело по заявлению прокурора Пермской области о признании нормативного правового акта в части противоречащим закону и
недействующим,

установил:

Законодательным Собранием Пермской области 21.08.2003 принят Закон Пермской области “О методике формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области“. Законом Пермской области N 1826-387 от 30.11.2004 “О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области “О методике формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области“ в названный закон были внесены изменения.

Девятым абзацем п. 3.11.5 Методики (в редакции Закона Пермской области от 30.11.2004) установлено, что сумма расходов на выплату субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг корректируется на коэффициент, отражающий соотношение численности населения, фактически получившего субсидию за год, предшествующий год, в котором осуществляется планирование, с учетом коэффициента роста численности населения, который рассчитывается как средняя численность граждан, получивших субсидии в I полугодии и I квартале года, предшествующего планируемому, по отношению к среднегодовому количеству граждан, получивших субсидию в базисном периоде, и численности населения, потенциально имеющего права на ее получение.

Прокурор Пермской области обратился в суд с заявлением о признании указанной нормы противоречащей закону и признании недействующей, указав, что в расходах местных бюджетов и бюджетов Пермской области учитываются расходы на предоставление субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг не всем гражданам, имеющим на них право, а только части от общего их количества.

Пунктом 42 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444, установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации в объемах, устанавливаемых законами о бюджетах соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

В соответствии с ч.
6 ст. 15.4 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, также должно осуществляться за счет бюджетов различных уровней.

С учетом изложенного, прокурор приходит к выводу, что в настоящее время расходы предприятий и организаций, имеющих жилищный фонд в собственности, либо имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственный жилищный фонд и предоставляющих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим в указанном жилищном фонде, должны возмещаться из местных бюджетов с последующей компенсацией из бюджета области.

Однако в результате применения нормы, содержащейся в абзаце 9 п. 3.11.5 Методики, в местных бюджетах и в бюджете Пермской области не предусматривается весь объем денежных средств, требуемый для возмещения расходов организаций от предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде независимо от вида собственности на него.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Левыкина Л.Л. поддержала заявление прокурора, пояснив, что обжалуемая норма Методики противоречит ст. 28, 32, 37, 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 15.4 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“, подп. 25 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“. Кроме того, в методических рекомендациях субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений, утвержденных Приказом от 27.08.2004 N 243 Министерства финансов Российской Федерации коэффициент, указанный в оспариваемой норме, не предусмотрен.

Прокурор Третьякович Д.В. указал, что при применении коэффициента учитываются не все граждане, которые имеют право на получение субсидии, поскольку коэффициент всегда
будет меньше единицы, тогда как с августа 2004 года в соответствии с Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг субсидии должны предоставляться всем нуждающимся.

Представитель Законодательного Собрания Пермской области Ходорова О.П., не согласившись с заявлением, указала, что прокурор, полагая, что абзац девятый пункта 3.11.5 Закона Пермской области “О методике формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области“, противоречит ч. 6 ст. 15.4 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и не согласуется с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444, не представил каких-либо расчетов в подтверждение своего заявления. Методика дает лишь формулы расчетов, не указывает, в каких объемах реально предусматриваются расходы на выплату субсидий. В течение года средства на получение субсидий увеличиваются по мере необходимости за счет бюджетных средств.

Представитель администрации Пермской области Дорофеева Я.В. просила отказать в заявлении прокурору, поскольку требования несостоятельны в части правовых обоснований. Нормы, установленные в ст. 15.4 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и в п. 3.11.5 Методики формирования бюджетов, по своему содержанию касаются абсолютно разных областей правового регулирования, не пересекаются между собой и, следовательно, противоречить друг другу не могут.

Представитель администрации Кирьянова О.А. пояснила, что методика существует для внебюджетного регулирования. Коэффициент - прогностическая величина. При отсутствии коэффициента расходование бюджетных средств будет не эффективным.

Заслушав участников процесса, заключения прокуроров Левыкиной Л.Л. и Третьякович Д.В. об удовлетворении заявления прокурора, суд пришел к следующему.

В соответствии с абзацем шестым ст. 15.4 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов,
бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

Данной нормой установлены: источники возмещения затрат - бюджеты всех уровней бюджетной системы; объем передаваемой бюджетам финансовой помощи, определяемый законами о бюджетах соответствующих уровней.

Согласно абзацу девятому пункта 3.11.5 Закона Пермской области “О методике формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области“ сумма расходов на выплату субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг корректируется на коэффициент, отражающий соотношение численности населения, фактически получившего субсидию за год, предшествующий год, в котором осуществляется планирование, с учетом коэффициента роста численности населения, который рассчитывается как средняя численность граждан, получивших субсидии в I полугодии и I квартале года, предшествующего планируемому, по отношению к среднегодовому количеству граждан, получивших субсидию в базисном периоде, к численности населения, потенциально имеющего права на ее получение.

Указанной нормой определена методика расчета расходов областного бюджета на выплату субсидий.

Методика формирования бюджетов определяет порядок формирования бюджета, а не порядок его исполнения, является одной из стадий бюджетного процесса. Порядок исполнения бюджета по предоставлению субсидий установлен Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444 “О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“. В целях реализации данного Постановления Правительства Российской Федерации губернатором Пермской области 21.01.2005 издан Указ N 12 “О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“, которым предусмотрено, что финансирование осуществляется за счет субвенций из областного
бюджета.

С учетом изложенного, суд считает, что п. 3.11.5 Методики формирования бюджетов не противоречит норме, установленной в ст. 15.4 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“.

Суд не может согласиться с доводами прокурора о противоречии п. 3.11.5 Методики Бюджетному кодексу РФ, поскольку ст. 28 БК РФ содержит перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, ст. 32 БК РФ определены принципы полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Статьей 65 БК РФ предусмотрено, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Согласно ст. 37 БК РФ принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

В указанных нормах бюджетного законодательства отсутствует порядок расчета суммы доходов на выплату субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.

Не находит суд оснований в противоречии оспариваемой нормы Методики и подп. 25 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесен вопрос решения предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг в связи с тем, что Указом губернатора Пермской области от 21.01.2005 “О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“ рекомендовано органам местного
самоуправления устанавливать уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в соответствии с областными стандартами, утвержденными Законом Пермской области от 03.12.2003 N 1111-227 “Об областных стандартах оплаты жилищно-коммунальных услуг“.

Довод прокурора о том, что при составлении Методики необходимо учитывать наличие Приказа от 27.08.2004 N 243 Министерства финансов Российской Федерации “Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений“, суд находит необоснованным, поскольку данный акт носит рекомендательный характер, в то время как ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ф.И.О. бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

решил:

В заявлении прокурору Пермской области о признании абзаца девятого п. 3.11.5 Методики формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области, утвержденной Законом Пермской области от 15.09.2003 N 954-189 “О методике формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области“ (в редакции Закона Пермской области от 30.11.2004), недействующим - отказать.

Решение в течение десяти дней может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский областной суд.

Председательствующий

Л.И.ЛЯДОВА

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 мая 2005 г. по делу N 44-Г05-6

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.

судей Соловьева В.Н.

Еременко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании от 11 мая 2005 г. дело по заявлению прокурора Пермской области о признании недействующим в части Закона Пермской области “О методике формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области“ от 21 августа 2003 г. (изменения и дополнения внесены 30 ноября 2004 г.) по кассационному представлению прокурора Пермской области на решение Пермского областного суда от 14 февраля 2005 г., которым в удовлетворении заявленного требования было отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Законодательным Собранием Пермской области 21.08.2003 принят Закон Пермской области “О методике формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области“. Законом Пермской области N 1826-387 от 30.11.2004 “О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области “О методике формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области“ в названный Закон были внесены изменения.

Девятым абзацем п. 3.11.5 Методики (в редакции Закона Пермской области от 30.11.2004) установлено, что сумма расходов на выплату субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг корректируется на коэффициент, отражающий соотношение численности населения, фактически получившего субсидию за год, предшествующий год, в котором осуществляется планирование, с учетом коэффициента роста численности населения, который рассчитывается как средняя численность граждан, получивших субсидии в I полугодии и I квартале года, предшествующего планируемому, по отношению к среднегодовому количеству граждан, получивших субсидию в базисном периоде, и численности населения, потенциально имеющего права на ее получение.

Прокурор Пермской области обратился
в суд с заявлением о признании указанной нормы противоречащей закону и признании недействующей, указав, что в расходах местных бюджетов и бюджетов Пермской области учитываются расходы на предоставление субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг не всем гражданам, имеющим на них право, а только части от общего их количества.

Пунктом 42 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444 установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации в объемах, устанавливаемых законами о бюджетах соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

В соответствии с ч. 6 ст. 15.4 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, также должно осуществляться за счет бюджетов различных уровней.

По мнению прокурора, в настоящее время расходы предприятий и организаций, имеющих жилищный фонд в собственности, либо в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственный жилищный фонд и предоставляющих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим в указанном жилищном фонде, должны возмещаться из местных бюджетов с последующей компенсацией из бюджета области.

Однако в результате применения нормы, содержащейся в абзаце 9 п. 3.11.5 Методики, в местных бюджетах и в бюджете Пермской области не предусматривается весь объем денежных средств, требуемый для возмещения расходов организаций от предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде независимо от вида собственности на него.

Представитель Законодательного Собрания Пермской области, не согласившись с заявлением,
указала, что прокурор, полагая, что абзац девятый пункта 3.11.5 Закона Пермской области “О методике формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области“ противоречит ч. 6 ст. 15.4 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и не согласуется с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444, не представил каких-либо расчетов в подтверждении своего заявления. Методика дает лишь формулы расчетов, не указывает, в каких объемах реально предусматриваются расходы на выплату субсидий. В течение года средства на получение субсидий увеличиваются по мере необходимости за счет бюджетных средств.

Представитель администрации Пермской области просила отказать в заявлении прокурору, поскольку требования несостоятельны в части правовых обоснований. Нормы, установленные в ст. 15.4 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ и в п. 3.11.5 Методики формирования бюджетов, по своему содержанию касаются абсолютно разных областей правового регулирования, не пересекаются между собой и, следовательно, противоречить друг другу не могут.

Решением Пермского областного суда от 14 февраля 2005 г. в удовлетворении заявленного прокурором требования отказано.

В кассационном представлении прокурора содержится просьба об отмене указанного решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права, регулирующих бюджетные правоотношения, и в частности вопросов определения порядка формирования доходов и расходов бюджета Пермской области, и в том числе определения величины расходов бюджета, что не позволит обеспечить исполнение расходных обязательств.

Проверив материалы дела, изучив доводы частного представления прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вынесенное по данному делу решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем шестым ст. 15.4 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

Согласно абзацу девятому пункта 3.11.5 Закона Пермской области “О методике формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области“ сумма расходов на выплату субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг корректируется на коэффициент, отражающий соотношение численности населения, фактически получившего субсидию за год, предшествующий год, в котором осуществляется планирование, с учетом коэффициента роста численности населения, который рассчитывается как средняя численность граждан, получивших субсидии в I полугодии и I квартале года, предшествующего планируемому, по отношению к среднегодовому количеству граждан, получивших субсидию в базисном периоде, к численности населения, потенциально имеющего права на ее получение.

Судом правильно обращено внимание на то, что оспариваемой прокурором нормой (абз. 9 п. 3.11.5 Закона области) определена методика расчета расходов бюджета Пермской области на выплату субсидий.

Вместе с тем, данная методика формирования бюджетов определяет порядок формирования бюджета, а не порядок его исполнения, является одной из стадий бюджетного процесса. Порядок исполнения бюджета по предоставлению субсидий установлен Положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444 “О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“. В целях реализации данного Постановления Правительства Российской Федерации губернатором Пермской области 21.01.2005 издан Указ N 12 “О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“, которым предусмотрено, что финансирование осуществляется за счет субвенций из областного бюджета.

В этой связи следует согласиться с выводом суда о том, что п. 3.11.5 “Методики“ не противоречит положению, установленному в ст. 15.4 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“, а также положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в том числе ст. 28, 32, 65 БК РФ.

Судом правильно отмечено, что указанные правовые нормы содержат перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, формирования этих расходов на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным согласиться с суждением суда о том, что в указанных нормах бюджетного законодательства отсутствует указание на порядок расчета суммы доходов на выплату субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.

Правильным является и вывод суда об отсутствии оснований для признания противоречия оспариваемой нормы “Методики“ и положений п.п. 25 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесен вопрос о предоставлении субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта Российской Федерации стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.

Указанный вывод судом сделан с учетом изданного губернатором Пермской области Указа от 21.01.2005 “О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг“, которым рекомендовано органам местного самоуправления устанавливать уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в соответствии с областными стандартами, утвержденными Законом Пермской области от 03.12.2003 N 1111-227 “Об областных стандартах оплаты жилищно-коммунальных услуг“.

При таких обстоятельствах судом обоснованно отказано прокурору Пермской области в удовлетворении требования о признании абзаца девятого п. 3.11.5 Методики формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области, утвержденной Законом Пермской области от 15.09.2003 N 954-189 “О методике формирования бюджетов и бюджетного регулирования в Пермской области“ (в редакции Закона Пермской области от 30.11.2004), недействующим.

С учетом изложенного, решение Пермского областного суда от 14.02.2005, постановленное по данному делу, следует признать законным и обоснованным.

Доводы кассационного представления прокурора не могут быть признаны состоятельными по следующим причинам.

По своему содержанию доводы представления не указывают на наличие оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ в качестве необходимых для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.

Ссылки на то, что судом не приняты во внимание обстоятельства, касающиеся реальности исполнения расходной части бюджета, что повлечет финансовую необеспеченность обязательств области, а это, в свою очередь, необходимость увеличения объема расходов в течение финансового года - не относятся к категориям правового характера, а указанные обстоятельства не являлись предметом судебного разбирательства в порядке Главы 24 ГПК РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Пермского областного суда от 14 февраля 2005 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения.

Председательствующий

М.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА

Судьи

В.Н.СОЛОВЬЕВ

Т.И.ЕРЕМЕНКО