Решения и определения судов

Постановление президиума Калининградского областного суда от 07.02.2005 N 44-Г-24/2005 По делу о включении в списки лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения.

Дело N 44-Г-24/2005 г.

ПРЕЗИДИУМ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 февраля 2005 года

Президиум Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Фалеева В.И.,

членов президиума Башкиревой Н.Н., Голышева Ю.И.,

Долговой Л.И., Крамаренко О.А.,

Науменко Б.И. и Костикова С.И.

рассмотрел по надзорной жалобе воинской части 2055 и жилищной комиссии воинской части
2055 дело по иску Б.А.С. о включении в списки лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, переданное на рассмотрение президиума определением судьи Крамаренко О.А.

Заслушав доклад судьи Калининградского областного суда Костикова С.И., объяснения представителя войсковой части Кучереева, представителя жилищной комиссии Аверина В.Г., а также Б.А.С. и Ж.А.Н., президиум Калининградского областного суда

УСТАНОВИЛ:

Б.А.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что уволен с военной службы в запас Приказом начальника Калининградского регионального управления Федеральной пограничной службы РФ от 3 февраля 2003 года по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с оставлением в списках очередников на улучшение жилищных условий, до настоящего времени жильем по установленным нормам не обеспечен, состоит в общей очереди под N 91. Истец указывал, что 5 мая 2004 года подал рапорт на имя председателя жилищной комиссии о включении в список на внеочередное получение жилья, поскольку ему стало известно, что все офицеры, которые увольняются в запас, пишут аналогичные рапорта, но решением жилищной комиссии от 19 мая 2004 года, которое 26 мая 2004 года утверждено командиром части 2055, ему отказано в удовлетворении рапорта. Истец считает, что нарушается его право на обеспечение жильем при увольнении с военной службы, предусмотренное ст. 15, 16 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, а также право, предусмотренное ст. 37 Конституции РФ.

Решением Балтийского районного суда г. Калининграда от 10 сентября 2004 года Б.А.С. в иске отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 27 октября 2004 года решение суда первой инстанции отменено и вынесено новое решение по делу. Признан незаконным отказ жилищной комиссии воинской части
2055 от 19 мая 2004 года, утвержденный 25 мая 2004 года врио начальника управления КРПУ ФСБ РФ, во включении Б.А.С. в список на внеочередное получение жилья. На жилищную комиссию КРПУ ФСБ РФ и начальника этого управления возложена обязанность включить Б.А.С. в список на внеочередное получение жилья на состав семьи 4 человека с 5 мая 2004 года.

В надзорной жалобе заявители просят отменить кассационное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая, что кассационная инстанция неправильно применила закон, поскольку Б.А.С. уволен со службы с соблюдением требований действующего законодательства, на основании поданного истцом рапорта, в котором он выразил твердое желание уволиться с военной службы, не дожидаясь обеспечения жильем, и у командования в/ч 2055 не имелось законных оснований для приостановления процедуры увольнения Б.А.С. с военной службы. Заявители считают, что оснований для внеочередного обеспечения жильем Б.А.С. не имеется, поскольку ст. 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ предусмотрена возможность увольнения такой категории военнослужащих без предоставления жилья с согласия военнослужащего и с оставлением в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отказ Б.А.С. во включении в список на внеочередное получение жилья, по их мнению, является обоснованным, так как действующее законодательство не содержит указания на внеочередной порядок обеспечения жильем указанной категории военнослужащих.

Определением судьи Калининградского областного суда от 30 ноября 2004 года дело истребовано в областной суд.

Проверив материалы дела, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам отменила решение суда со ссылкой на
положения Федеральных законов “О воинской обязанности и военной службе“, “О статусе военнослужащих“, предусматривающие льготный порядок обеспечения жильем военнослужащих, который распространяется и на лиц, проходящих военную службу в других федеральных ведомствах, в том числе ФПС РФ. При этом указала, что по смыслу закона обеспечение жильем военнослужащих, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более, должно происходить во внеочередном порядке, в противном случае невозможно реализовать право этой категории военнослужащих на увольнение только при условии обеспечения жильем. Кроме того, судебная коллегия полагала, что в п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, прямо указано, что при увольнении с военной службы лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются вне очереди.

Однако такие выводы основаны на неправильном толковании норм материального права.

Как следует из содержания ч. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ, без согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или с организационно-штатными мероприятиями без предоставления жилых помещений.

Пунктом 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ предусматривается, что военнослужащие, указанные в п. 1 ст. 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или
в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений, а в случае увольнения жилые помещения предоставляются им вне очереди. Пунктом 13 этой же Инструкции предусматривается, что в случае увольнения указанной категории военнослужащих они не могут быть исключены из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих“, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством запрещается производить увольнение не обеспеченных жильем военнослужащих, имеющих выслугу более 10 лет, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по инициативе командования. Если же такое увольнение производится, жилое помещение должно быть предоставлено указанной категории военнослужащих вне очереди. Вместе с тем военнослужащий, изъявивший желание уволиться с военной службы без предоставления жилья, но с оставлением в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть уволен с учетом этого желания. Право на внеочередное обеспечение жильем в этом случае не возникает.

Как видно из искового заявления Б.А.С. (л.д. 3-4), увольнение с военной службы произведено на основании поданного им рапорта от 1 августа 2002 года, при этом разъяснялось, что уволен с военной службы он должен быть только после обеспечения жильем, либо с его согласия он может быть оставлен в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, с чем он согласился и подал 23 августа 2003 года на имя председателя жилищной комиссии соответствующий рапорт. В судебном заседании Б.А.С. подтвердил, что написал рапорт на увольнение по собственной инициативе, у него не было
намерения продолжать службу, поскольку имелась возможность устроиться на работу по гражданской специальности (л.д. 29-30).

С учетом того, что Б.А.С. изъявил желание уволиться с военной службы без предоставления жилья, но с оставлением в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, у командования не было оснований для отказа в удовлетворении этой просьбы.

Ссылку кассационной инстанции на п. 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ нельзя признать обоснованной, поскольку данный пункт применим только в отношении военнослужащих, не изъявивших желания уволиться с военной службы. Такое толкование действующего законодательства следует и из п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года N 9 “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих“, в соответствии с которым военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений по последнему месту военной службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.

При таком положении, учитывая, что допущенное нарушение норм материального права является существенным, обжалуемое судебное постановление не может быть признано законным и подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 387, 388 и 390 ГПК РФ, президиум Калининградского областного суда

ПОСТАНОВИЛ:

Надзорную жалобу воинской части 2055 и жилищной комиссии воинской части 2055 удовлетворить.

Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 27 октября 2004 года отменить, оставить в силе решение Балтийского районного суда г. Калининграда от 10 сентября 2004 года.

Председательствующий

В.И. Фалеев