Решения и определения судов

Решение Красноярского краевого суда от 03.02.2005 О признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 2 статьи 4 Закона Красноярского края N 8-220 от 17.01.1996 “Об управлении государственной собственностью Красноярского края“.

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 3 февраля 2005 года

Именем Российской Федерации 3 февраля 2005 года Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.

при секретаре судебного заседания Кийкове С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению пункта 2 статьи 4 Закона Красноярского края N 8-220 от 17.01.1996 “Об управлении государственной собственностью Красноярского края“,

установил:

Прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просил признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению, в части наделения полномочиями по управлению объектами краевой собственности некоммерческих организаций, создаваемых Советом администрации края, пункт 2 статьи 4 Закона Красноярского края
N 8-220 от 17.01.1996 “Об управлении государственной собственностью Красноярского края“ (далее - Закон края).

Требование прокурор мотивировал тем, что это положение Закона края противоречит подпункту “д“ пункта 2 статьи 21 ФЗ РФ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (далее - ФЗ РФ N 184 от 06.10.1999) и пункту 6 статьи 5; пункту 4 статьи 6 ФЗ РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - ФЗ РФ N 154 от 28.08.1995).

В судебном заседании прокурор Краснопеева О.В. заявленное требование поддержала, представители Законодательного Собрания Гаялова Э.Т. и Губернатора Сивоконь Е.С. требование прокурора не признали.

Суд, выслушав доводы прокурора, возражения представителей Законодательного Собрания и Губернатора, исследовав положения Закона края и нормы федерального законодательства, приходит к следующему.

Оспариваемое прокурором положение содержится в Законе края, который является нормативным правовым актом, поскольку издан в установленном порядке управомоченным на то органом государственной власти Красноярского края, устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, которые им предусмотрены.

Суд не принимает возражения представителя Законодательного Собрания о том, что прокурор, в нарушение статей 45 и 251 ГПК РФ, не указал в заявлении на то, какие права и свободы неопределенного круга лиц нарушаются оспариваемым положением Закона края.

Из части 1 статьи 251 ГПК РФ следует, что прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части. Это право прокурора не связано с обоснованием нарушения прав и свобод,
оспариваемым нормативным правовым актом.

Согласно пункту “н“ части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации органов государственной власти и местного самоуправления.

Как следует из части 2 статьи 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

ФЗ РФ N 184 от 06.10.1999, как на это указано в его преамбуле, регулирует образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти.

Пункт “д“ части 2 статьи 21 ФЗ РФ N 184 от 06.10.1999, определяя полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, предусматривает, что он управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ.

Отсюда следует, что управление собственностью субъекта РФ является государственным полномочием высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.

В части 1 статьи 1 Закона края указано, что он регулирует порядок участия Красноярского края в гражданско-правовых отношениях, устанавливает порядок реализации правомочий собственника органами государственной власти Красноярского края и определяет их компетенцию в сфере управления имуществом, находящимся в краевой собственности.

Таким образом, Закон края не только регулирует порядок участия Красноярского края в гражданско-правовых отношениях, но и определяет компетенцию органов государственной власти в сфере управления собственностью края, то есть компетенцию этих органов в сфере осуществления государственных полномочий.

Правоотношения по управлению государственной собственностью и передаче этого государственного полномочия другим субъектам относятся к сфере государственно-правового регулирования. Субъекты этих административно-правовых
отношений находятся между собой в отношениях “власти и подчинения“.

Применение норм гражданского права к данным правоотношениям недопустимо, как это следует из статьи 2 ГК РФ.

Создание некоммерческих организаций регулируется нормами гражданского законодательства. Красноярский край, являясь субъектом Российской Федерации, согласно статье 124 ГК РФ, вправе участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством и, в рамках установленной компетенции, через органы государственной власти края, приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности.

Поэтому Совет администрации Красноярского края вправе создавать некоммерческие организации. Однако наделение некоммерческих организаций правами по осуществлению государственных полномочий - управлению объектами краевой собственности недопустимо.

Как обоснованно указывает прокурор, порядок передачи государственных полномочий устанавливается частью 3 статьи 78, частью 2 статьи 132 Конституции РФ, а также предусмотрен в части 6 статьи 1 ФЗ РФ N 184 от 06.10.1999, в пункте 6 статьи 5 и в части 4 статьи 6 ФЗ РФ N 154 от 28.08.1995.

Так, часть 6 статьи 1 ФЗ РФ N 184 от 06.10.1999 допускает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

Согласно пункту 6 статьи 5, части 4 статьи 6 ФЗ РФ N 154 от 28.08.1995 наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями возможно только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Названные федеральные законы не допускают возможности передачи прав по осуществлению государственных полномочий каким-либо иным контрагентам, в том числе некоммерческим организациям.

Таким образом, требования прокурором заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Пункт 2 статьи 4 Закона края в части предоставления Совету администрации Красноярского края права наделения
полномочиями по управлению объектами краевой собственности некоммерческих организаций, создаваемых Советом администрации края, следует признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Текст Закона края был опубликован в газете “Красноярский рабочий“ в N 23 - 24 от 03.02.1996, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ резолютивная часть решения суда после вступления его в силу подлежит опубликованию в этом же печатном издании.

Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2 статьи 4 Закона Красноярского края N 8-220 от 17.01.1996 “Об управлении государственной собственностью Красноярского края“ в части предоставления Совету администрации Красноярского края права наделения полномочиями по управлению объектами краевой собственности некоммерческих организаций, создаваемых Советом администрации Красноярского края.

Обязать редакцию газеты “Красноярский рабочий“ опубликовать резолютивную часть решения в течение 30 (тридцати) дней после вступления решения суда законную силу.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 (десяти) дней.

Председательствующий судья

С.Н.ПОЛЫНЦЕВ---------------